Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СЦЕНИЧЕСКИЙ КРИК В РЕЧЕВОМ МАСТЕРСТВЕ АКТЁРА

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2018г.

Студенты театральных вузов имеют возможность в процессе репетиций (а иногда и спектаклей) наблюдать переход актёров на крик. Переход на крик, как правило, снижает уровень убедительности сценической речи и актерского существования на сцене. Схождение на крик в обычной жизни, как правило, не сопровождается глубоким анализом причин его возникновения. Человек редко задумываемся над тем, как он говорит, как рождается его голос, какие мышцы при этом напрягаются, а также насколько вреден или полезен крик для психофизического самочувствия. Между тем, в театре новейшего времени крик звучит нередко. Особенно часто зрители могут наблюдать это явление в спектаклях по произведениям новой драмы. Как известно, героями новой драмы являются бомжи, проститутки, социально неблагополучные люди. В речи таких персонажей совершенно органично присутствие крика [См.: 3]. В этой ситуации крик используется в качестве голосоречевой характерности персонажа, он выступает как выразительное средство. Вместе с тем проблема функций сценического крика недостаточно хорошо осмыслена в современной литературе по театральной педагогике и театральному искусству. В связи с этим рассмотрение разных аспектов звучания, именуемого криком вполне актуально.

Цель данной статьи состоит в осмыслении функций, реализуемых при помощи сценического крика. Для достижения указанной цели необходимо в процессе размышлений остановиться на самом определении понятия «крик», установить пользу и вред крика в обыденной жизни и сценических условиях, а также доказать      широкие       возможности       крика      как      способа     голосоречевой     выразительности.

Начнем с определения понятия «крик». В словаре С. Ожегова крик трактуется как «громкий, сильный и резкий звук голоса» [2]. В этом издании   в качестве синонимов лексемы предлагаются слова «визг» и «вопль». Кроме того, словарь С. Ожегова определяет интересующее нас понятие как психомоторную активность, направленную на создание громкого голосового сигнала [См.:2]. В свою очередь в другом справочном издании, а именно в «Толковом словаре Д.Н. Ушакова» (2007г.) криком именуется громкий, резкий звук голоса, громкое восклицание, нападки в повышенном тоне, а также выражение сильного чувства, переживания. В качестве примеров приводится словосочетания «крик отчаяния» и «крик злобы» [См.: 6, с. 56]. Малый академический словарь А.П. Евгеньева формулирует содержание понятия «крик» как яркое проявление и выражение чего-либо [1, с. 114]. Как видим, во всех приведенных определениях явно прослеживается, что все эти понятия объединены наличием эмоционального посыла. Иными словами переход на крик возникает в случае особого эмоционального состояния     –     в     порыве     гнева,     боли,     в     некомфортной     для     человека     ситуации.

Обязательность особого эмоционального состояния для возникновения крика служит ключом к раскрытию вреда и пользы крика в обыденной ситуации и сценических условиях. Как правило, переход на крик в обыденной жизни обусловлен отсутствием аргументов. Чаще всего крик используется для того, чтобы быть услышанным. Переход на крик, воздействие на эмоциональное состояние собеседника (оппонента) – один из способов вывести партнера из равновесия, заставить его волноваться. Как известно у человека кричащего поднимается артериальное давление. Кроме того, не случайно считается, что крик воздействует и на оппонента. Это объясняется тем, что артериальное давление поднимается не только у того, кто кричит, но и у того на кого осуществляется это голосоречевое нападение. Если у животных крик в большей степени является одной из важных форм передачи информации, то людей он рождается как физиологическая реакция организма на стресс, выражающая дискомфорт.

Установление пользы и вреда крика в обыденной жизни и сценических условиях потребовали поиска информации в научной и научно-популярной литературе, включенного наблюдения за студентами специальности «Актерское искусство» и профессиональными актерами. Стоит сразу отметить, что развернутого ответа на вопросы, сформулированные в качестве задач, в самом начале статьи, не встретилось ни в одной публикации. Исчерпывающего ответа не нашлось и в процессе наблюдений за реальной театральной практикой. Однако большим подспорьем в выяснении интересующего нас вопроса послужила книга известного психотерапевта Артура Янова «Первичный крик» [См.: 7]. В ней автор убеждает в том, что человеку просто необходимо кричать. А. Янов уверяет: «Дело в том, что от крика из энергетических хранилищ организма выплескивается порция энергии несущей в себе информацию о боли и это абсолютно естественная реакция организма направленная на самозащиту. В возбужденном эмоциональном состоянии, но при этом хорошо оправданном внутренними актерскими приспособлениями актёр минимально травмирует свой психофизический аппарат (а значит и свой голосоречевой аппарат). Это объясняется тем, что именно в подобном состоянии организм выделяет адреналин и это обеспечивает актера естественными обезболивающими средствами. По убеждению А. Янова крик может быть полезен для организма человека, издающего эти и звуки. Янов отмечает, что крик выводит из организма отрицательную или негативную энергию, помогает снять стресс, расслабиться, заглушить боль, а иногда заглушить шок [См.: 5, с.12-13]. Заметим, что сильные негативные чувства (гнев, возмущение, ненависть) есть следствие подсознательной установки о том, что вы в чем-то кому-то проиграли, потеряли надежду, разуверились, не видите выхода. Иными словами крик свидетельствует о том, что в этот самый момент человек разуверился в самом себе. Гнев – это как крик о помощи и желание быть принятым, любимым. Очень часто привычку реагировать гневом мы выносим из детского опыта, из детских обид, нанесенных более сильными и взрослыми, из детского унижения. Многие люди, ведут себя импульсивно, кричат, тем самым, причиняя вред себе и окружающим. Таким образом, в обыденной жизни крик с одной стороны выполняет функцию диагностики эмоционального состояния, с другой стороны функцию релаксации.

Однако нельзя эти функции, реализуемые в обыденной жизни абсолютно идентифицировать с функциями, выполняемыми криком в сценических условиях. Если функцию диагностики срабатывает в условиях сцены (актер способен определить состояние своего партнера по крику), то функции релаксации проявляется иначе. Здесь сразу следует отметить, что на сцене крик может являться следствием неверной актерской работы, а может выступать в качестве выразительного средства. Заметим, что основную роль в процессе издания крика играет дыхательная система. В театральной школе крик рассматривается как одно из возможных средств выразительности. Так в известном учебнике «Сценическая речь», изданном ГИТИСом, объясняется принцип извлечения звука в момент крика [См.: 4, с.375 - 386] и К.С. Станиславский отмечал вред крика на сцене. Он утверждал: «Разные актёры по-разному понимают силу в речи. Вот например, есть такие, которые ищут её в физическом напряжении (крик). Они стискивают кулаки и пыжатся всем телом, деревенеют, доходят до судорог ради усилия воздействия на зрителей. Благодаря такому приёму их голос выдавливается из речевого аппарата, вот так, с таким же напором, с каким я сейчас толкаю вас вперёд, по горизонтальной линии» [5, с 109]. Крик вреден в том случае, если он свидетельствует о несовершенстве речевой техники и в то же время необходим как выразительное средство.

Для доказательства широких возможностей крика как способа голосоречевой выразительности стоит обратить внимание на существующие и актуальные тренинги, помогающие избавляется от зажимов (как внутренних, так и внешних), открывать в себе новые возможности и познавать себя с новой стороны. В театральной школе применяются упражнения на так называемый « сценический крик ». Они применяются для снятия мышечного зажима или спазмов.

Таким образом, литература по сценической речи, а также собственные наблюдения убеждают в том, что крик может быть не только вреден, но полезен. При помощи сценического крика в обыденной жизни реализуются функция диагностики эмоционального состояния и функция релаксации. В условиях сценической реальности наряду с функцией диагностики крик выступает в качестве средства голосоречевой выразительности. Названное средство воспитывается посредством тренинга.

 

Список литературы

 

1.        Малый академический словарь А.П. Евгеньева. М. 2-е изд., испр. и доп. —М.: Русский язык, 1981— 1984г. – 791с.

2.        Ожегов         С.        Толковый        словарь        русского        языка.        [Электронный        ресурс].URL: http://slovonline.ru/slovar_ojegov/b-11/id-19906/krik.html. (дата обращения 27.02.2018).

3.        Прокопова Н. Л. Речь в спектаклях «новой драмы» как «вывих» в системе традиционных ценностей русского речевого искусства//Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Диалог культур [Текст]: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Л. Прокопова. – Кемерово: КемГУКИ, 2015. – Вып. 13. – С. 55-61.

4.        Сценическая речь. М.: ГИТИС. год, Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. 7-е изд., испр. и доп. — М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2014. — 558 с.

5.        Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Ч.2 Работа над собой в творческом процессе воплощения. М., 1995г. – 502с.

6.        Толковый словарь Ушакова. Под редакцией Д.Н. Ушакова. М., 2007. – 912 с

7.        Янов А. Первичный крик/ Артур Янов, пер. с англ. А.Н. Анваера. М.: ACT: 2009, - 606 с.