Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЛЮБОМУДРОВ В ПОЭЗИИ Д.В. ВЕНЕВИТИНОВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 марта 2016г.

Н.В. Станкевич в письме к Т.Н.Грановскому (1838 г.) сообщает: «У Веневитинова было художнически- рефлективное направление в роде Гете, и я думаю, что оно кончилось бы философией». Д.В. Веневитинов был сторонником полного и цельного знания.

Ссылка на цельное и полное знание в 30-40-е гг. являлась основой для русского философского романтизма, которые были заложены Д.В. Веневитиновым.

В 1823 г. организован философский кружок, – «общество любомудрия».

В своих «Записках» А.И. Кошелев вспоминал: «…Тут мы иногда читали наши философские сочинения, но всего чаще и по большей части беседовали о прочтенных нами творениях немецких любомудров… Мы особенно высоко ценили Спинозу, и его творения мы считали много выше Евангелия и других священных писаний…».

Философские темы волновали Веневитинова на протяжении всей жизни.

Собственно философских работ написано немного. Это статья «Анаксагор», «О математической философии», «Письма к графине NN». В них автор уделяет внимание единой и цельной концепции мира и человека в мире. Эта концепция имеет непосредственное отношение к поэзии Д.В. Веневитинова.

Через познание достигается согласие – это основной тезис Веневитинова, выдвинутый в статье «Анаксагор».

Высшим смыслом человеческого существования является познание и самопознание.

«… Всякий человек рожден счастливым, но чтоб познать свое счастие, душа его осуждена к борению с противоречиями мира», – пишет Д.В. Веневитинов.

Немецкая философия позволяла сфокусировать смысл мироздания в одной точке. Рожалин пишет: «Все привести к единству», у Веневитинова встречаем: «совершеннейшая из всех наук будет та, которая приведет все случаи или частые познания человека к одному началу: в один закон неизменный».

Высшую форму любомудрия составляет синтез философии и поэзии. Это подтверждают слова Д.В. Веневитинова: «Поэзия неразлучна с философией; философия есть внешняя поэзия».

Философ и поэт – главные фигуры в познании. Любомудры различают философию и поэзию как две разные сферы: философ занят «сущностями», поэт – «существованием»; «философ – центр», «поэт – точка на периферии».

Высшую форму любомудрия составляет синтез философии и поэзии. Это подтверждают слова Д.В.Веневитинова: «Поэзия неразлучна с философией»; «философия есть высшая поэзия».

Будущее – основа философии любомудров. Главные культурные источники заимствованы у немецких философов (тезис-антитезис-синтез), из французской эстетики XVII – XVIIIвв. – противопоставление «новых» и «древних». У В.Ф. Одоевского древняя эпоха – эпоха религии, в основе которой лежит поэзия и философия; новая эпоха – развитие из религии философии и поэзии; будущая – синтез поэзии и философии. Веневитиновская программа возвращения России к ее самобытности предполагает участие в ней самих любомудров, которые опираются на «твердые начала (Шеллинговой) философии». Культ поэта - художника ярко прослеживающийся в поэзии Веневитинова несет глубокое философское значение.

Для любомудров большое значение имела эстетика Шеллинга и разработанная им концепция гения. Эстетика способствовала пониманию законов природы, общественных и исторических. Это можно наблюдать из цикла статей о философии – «Писем к графине NN» (княжне А.И.Трубецкой). Они толковали принцип тождества, совпадения объективного и субъективного хода закономерностей, которые оказали значительное воздействие на развитие философской эстетики. Из написанных писем следует: различие между чисто эстетическим рассмотрением искусства («отчего эта мадонна прекрасна?» и философским («отчего чувствую я красоты сей мадонны? Какая связь между ею и мной?»). Из-за незавершенности писем не ясен вопрос об общем положении искусства в его философской системе.

Наиболее разработанной и  осмысленной в творчестве  Д.В.Веневитинова  стала историко-философская концепция искусства.

В центре философской концепции Веневитинова находится понятие Универсума, объединяющее поэзию и философию. В статье «Несколько мыслей в план журнала» автор делает акцент на разделение деятельности активного и разумного субъекта – трансцендентального Я на теоретический и практический разум. Самопознание, по мнению Веневитинова, есть «идея, одна только могучая одушевить Вселенную».

Человек и природа едины в понимании автора.

В статье «Скульптура, живопись и музыка» (1824) три вида искусства показаны в виде «трех божественных дев – богинь», благодаря которым происходит слияние природы и искусства вместе с земным воплощением и божественной фантазией. Первая богиня – скульптура , благодаря ей человек может созерцать «тайное божество».

Вторая богиня – живопись, разливает по небу «чистую лазурь», «долины и леса оделись зеленым цветом». По Шеллингу, свет – «положительный полюс красоты». Человек создает идеальный, иллюзорный мир, используя живопись.

Третья богиня – музыка. Благодаря музыке человек слышит «волшебные звуки» мироздания. Веневитинов заключает: «Наша мать – поэзия, вечность – ее слава, вселенная – ее изображение».

Таким образом, объединенные кровным родством, скульптура, живопись и музыка служат доминантой универсального единства мира искусства.

Следующее триадичное воплощение Веневитинова показано в притче «13 август» (1825), посвященное 17- ти летию его сестры Софии. Притча повествует об этико-эстетическом единстве искусства, истины и скромности. При этом автор использует сказочный и мифологический сюжеты (о «Заколдованной принцессе»; о роге изобилия, сделанного из рога козы Амалфеи, вскормившей Зевса).

Явление богини скромности, подарившей белое покрывало, привносит в душу Плениры спокойствие.

«Три розы» (1827). Каждая из роз является эмблемой «райской красоты».

Первая роза – «вдохновенье соловья», сверкающее при свете солнца (у Шеллинга – «положительный полюс красоты»).

Вторая роза – само солнце, изменяющееся к «яркой красоте». Это смена утра, дня и ночи.

Третья роза – всепобеждающая любовь. Возникают параллели со стихотворением Шеллинга «Цветок и тварь», Голубым цветком у Новалиса, символизирующим творческое созидание и абсолютную любовь, а у Веневитинова «Любовь на девственных щеках».

Л.Я. Гинзбург замечает: «Шеллингианский поэт Веневитинова оказался пленником элегической формы. Отдельные формулы из запаса символики давали возможность «двойного прочтения» стихов поэта – в «элегическом ключе» и «ключе шеллингианском – в зависимости  от того, насколько читатель был в курсе занимавших поэта философских идей».

В «Крыльях жизни» (1827) Д.В. Веневитинов писал:

На легких крылышках Летают ласточки;

Но легче крылышки У жизни ветреной. Не знает в юности Она усталости

И радость резвую Берет доверчиво К себе на крылия.

Ю.И. Айхенвальд так комментирует эти строки «У негоесть об этой жизни замечательные идеи и слова. Сначала у нее; ветреной, крылышки легче, нежели у ласточки. И потому она доверчиво берет к себе на крылья резвую радость и летит, летит, любуясь прекрасной ношей.

Но философ Веневитинов знает, что радость имеет свою тяжесть. Но и под ношею этой новой подруги крылья легкие все более, более клонятся». Человеческая жизнь – это полет птицы ласточки. Данная образная символика поэта объединяет его с теорией о крылатости души Платона.

Здесь также появляется триадичная картина: первая половина жизни базируется на «ветреной юности», не знающей усталости; вторая половина говорит о противоречии радости и печали; третья половина повествует об    одиноком полете «усталой» жизни. По этому поводу Ю.И. Айхенвальд вопрошает: «Жизнь, в конце концов, летит, медленно летит – одна, усталая, безразличная, без радости, без горести, но жизнь ли она тогда?»

Поэзию     Д.В.     Веневитинова     отличает    изящество     стиля,     мелодика    стиха,    звуковая     гармония, композиционная соразмерность.

Лейтмотивом в творчестве поэта становится земное и небесное, конечное и бесконечное.

Гармония мира,   ощущение   красоты   связано   с   мыслью о бессмертии,   через   синтез   познания  и самопознания.

Д.В.Веневитинову наряду с любомудрами удалось проследить духовные взаимосвязи русской и немецкой культур.

 

 

Список литературы

1.      Айхенвальд Ю.И. Веневитинов//Силуэты русских писателей: В 2 т. – М., 1998.

2.      Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. – М.; Наука, 1980. (Литературные памятники).

3.      В царстве муз:Московский литературный салон Зинаиды Волконской 1824 – 1829 гг. Сост. В.Н. Муравьев . – М.: Моск. Рабочий, 1981.

4.      Гинзбург Л.Я. О лирике. – М; 1997.

5.      Кошелев А.И. Записки (1812-1883). Berlin, 1884.

6.      Переписка Николая Владимировича Станкевича. 1830 – 1840. – М., 1914.