Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ РЯДЫ С МЕСТОИМЕННЫМИ КОМПОНЕНТАМИ В СТРУКТУРЕ БЕССОЮЗНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕОДНОРОДНОГО СОСТАВА

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2018г.

Одна из форм функционирования вопросительного ряда (ВР), или многозвенного вопроса (МВ), – сочетание зависимых частей БСП неоднородного состава, которые дополняют, поясняют первую, общую часть, образуя конструкции с односторонним отношением компонентов. Такие конструкции соотносительны со сложноподчиненными предложениями, придаточные которых совмещают изъяснительную и определительную семантику.

Некоторые лингвисты, например С.Г. Ильенко, считают, что нет бессоюзных предложений, в частности неоднотипного (неоднородного) состава, а есть сложноподчиненные интонационные предложения, соотнесенные по своей семантике с союзными, хотя «полной синонимичности в этом случае нет, что проявляется в невозможности включить союз без изменения структуры предложения» [2]. Рассматриваемые нами конструкции относятся, по классификации С.Г. Ильенко, к изъяснительным собственно-интонационным предложениям, которые «обладают интонацией незаконченности, в первой части называется отглагольное или сопоставимое с глаголом существительное, содержание которого раскрывает вторая часть… используются такие отглагольные существительные, которые не могут сочетаться с придаточным союзным дополнительным предложением» [3].

Однако именно наличие в общей части таких конструкций слов, которые не могут присоединять придаточные изъяснительные, заставляет отнести ВР данной структуры к бессоюзным: если в СПП изъяснительно-вопросительные придаточные могут отделяться от главной части и запятой, и двоеточием без изменения структуры и смысла предложения, то в рассматриваемых конструкциях постановка запятой между главной и зависимыми частями невозможна. Разъяснительно-пояснительный характер отношений главной части и ВР предусматривает постановку между ними двоеточия (или тире) [1].

Парцеллированные конструкции в БСП неоднотипного состава оформляются так же, как и в СПП: после каждого члена ряда ставится вопросительный знак, а компоненты, следующие за первым, начинаются с прописной или строчной буквы, что сближает подобные конструкции со сложным синтаксическим целым (ССЦ). В структуре БСП неоднородного состава наиболее распространены ВР, включающие два-три компонента, которые связаны сочинением, соединительным перечислением или представляют собой парцеллированные конструкции.

При сочинении возникают собственно соединительные, соединительно-распространительные и результативно-следственные отношения. Если в перечислительном ряду больше двух компонентов, последний может присоединяться союзом и, что указывает на исчерпанность описания; такой компонент часто выражает результативно-следственное значение: Тут же, схвативши бумагу и перо, он написал восемь строжайших запросов: на каком основании комиссия построения самоуправно распорядилась с неподведомственными ей чиновниками? как мог допустить главноуправляющий, чтобы представитель, не сдавши своего поста, отправился на следствие? и как мог видеть равнодушно комитет сельских дел, что даже не существует контора подачи рапортов и донесений? (Н. Гоголь)

Образование МВ зависит от двух важнейших условий: а) вопросительной коммуникативной установки членов ряда и б) наличия объединяющего их семантического компонента (ОСК), обозначающего то, относительно чего задаются вопросы.

В описываемых ВР ОСК проявляется:

а) в лексических формах выражения: Но стоит заговорить о старшем поколении, и десятки вопросов остаются без ответа: зачем баловали детей? зачем оберегали их от забот? почему у трудолюбивого отца сын вырос лентяем?.. (Р. Гамзатов) – здесь ОСК – мысль о детях, новом поколении, он имеет формы ”детей” – “их” – “сын”; б) в неполных предложениях в синтагматически восстанавливаемых формах выражения: Встанет вопрос: куда девать это дорогостоящее панно и где взять денег на новое? (В. Солоухин) – ОСК выражен формами “панно” – /панно/; в) отсутствием форм выражения, но, будучи пресуппозитивным элементом ВР, в семантике ряда ОСК присутствует: …Мы всю жизнь будем заниматься самоедством и мучиться вечными вопросами интеллигенции: кто виноват и что делать? («Аргументы и факты») – функцию ОСК выполняет вопросительность членов ряда и общая тема: запрашивается о ситуации в целом.

Описываемые ВР могут включать в свой состав общий вопрос (ОВ) – компонент ряда, обобщенно выражающий неизвестный признак, в той или иной мере присутствующий в каждом члене ряда, и задающий тему всему целому. Содержание ОВ уточняется содержанием других компонентов. ОВ обычно встречается либо в конструкциях, сходных с ССЦ, либо в качестве ОВ выступает вопросительная общая часть всей конструкции, которая и поясняется зависимыми компонентами: Больше всего волновал его один вопрос: ради чего все это? Ради чего пролилась нынче кровь и ради чего бились на переправе эти ошалевшие люди? (Г. Гулиа) – первый компонент уточняется вторым и третьим: Что же это все означает: где мой отец и брат, почему эти маскарады и почему я здесь? (М. Кузьмин) – главная часть является ОВ, который поясняется членами ВР.

МВ в БСП неоднородного состава опорным словом в дополняемой части чаще всего имеют существительные, которые поясняются, определяются членами ВР. Самым распространенным опорным словом является существительное вопрос, которое употребляется свободно, не входит в устойчивые глагольные сочетания со значением ‘спрашивать’ и не может вводить прямую речь. Лексическое значение этого существительного определяет коммуникативную функцию членов ВР.

Наряду с существительным вопрос используются другие опорные слова, содержащие сему поиска информации: …В газете «Речь» так были уверены в его всезнайстве, что обращались к нему за справками: откуда эта цитата? в каком веке жил такой-то германский поэт? (К. Чуковский); Пришлось провести небольшое расследование: кому понадобилось избавиться от уникального специалиста, с какой целью это сделано, как может отразиться его увольнение на производственном процессе? («Аргументы и факты») и т.д.

При связи с другими существительными на первый план выступает атрибутивно-пояснительное значение, а коммуникативная вопросительная функция членов ряда реализуется непосредственно внутри ВР, независимо от семантики опорного слова: Когда с человеком случится несчастье, он непрестанно возвращается к одной и той же мучительной и бесполезной мысли: как и когда это началось? из чего все это слагалось и как я мог не придавать тогда значения тому, что должно было предостеречь меня? (И. Бунин); Мне другое не дает покоя: что думают о нас сейчас там, на фронте? И что народ думает о нас? (И. Стаднюк); Вот и еще деталь: кого из артистов ждут, кого знают зрители? («Аргументы и факты»)

При выражении эмоционального отношения к высказыванию ВР данной конструкции соотносятся с придаточными изъяснительными и зависят от опорных глаголов с семантикой эмоций, чувств: Она не могла теперь вынести, когда он заходил в дом Порфирия и задерживался там надолго… А она терзалась: зачем он там? с кем? чей смех доносится с веранды? (Ю. Трифонов); Я все время переживаю: как там дети, что они делают? («Аргументы и факты»)

Но и в таких конструкциях ВР имеет имплицитное определительное значение, так как в главной части пропущены объекты, относящиеся к опорным глаголам. Ср.: Она терзалась [вопросами, мыслями, догадками]…; Я переживаю [от мысли]…

В качестве опорного слова могут выступать глаголы восприятия (чувствовать, видеть, слышать и т.п.), однако на самом деле компоненты ВР относятся к пропущенному, но подразумевающемуся глаголу мышления (думать, рассуждать, соображать, понимать и т.п.): Я освобождаю его [жука] и с жадностью, удивлением разглядываю: что это такое, кто он… где живет он… что думает и чувствует? (И. Бунин)

Как бессоюзные строятся конструкции, в которых зависимые части оформлены не как косвенный вопрос, с соответствующими структурными изменениями, а как прямой: Видела Луизу недавно на улице… так много хотелось сказать, спросить: ну как ты? что ты чувствуешь? что происходит с тобой? (Ю. Трифонов) – ср.: …хотелось спросить, как она, что она чувствует, происходит с ней.

Для выделения вопросительного значения так же оформляется модель, не соотносимая с прямой речью: здесь в главной части имеется объект, который совпадает по функции с коррелятом то, нейтрализующим вопросительность придаточных частей в СПП: Он все старался разузнать насчет пожара в Феврале семнадцатого: кто приказал, да кто тушил, да кто тогда командовал? (Ю. Трифонов) – ср.: Он все старался разузнать о том, кто приказал…

Таким образом, ВР в составе БСП с односторонним отношением частей в своей основной массе соотносительны придаточными определительными в СПП. Чаще всего вопросительность не зависит от семантики опорного слова.

 

Список литературы

 

1.        См.: Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 130.

2.        Ильенко С.Г. Бессоюзные предложения в русском языке. – Л., 1961. – С. 24.

3.        Там же.