Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕНТАЛИТЕТ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2018г.

В связи с процессами глобализации современного мира особенно остро встаёт проблема национальной идентичности. Актуальным становится вопрос о том, как ощущает себя тот или иной этнос, что является базовыми элементами его культуры, потеряв которые, он растворится во всемирном «плавильном» котле. В связи с миграционным кризисом у европейцев появился страх потерять традиционную западноевропейскую культуру. Данный факт обусловил популярность исследований, направленных на поиск национальной идентичности.

Для России, которая также пытается занять своё место в современном меняющемся мире, понятие менталитета народа, не менее важно, поскольку включает в себя поиск, так называемой национальной идеи, объединяющей нашу огромную страну. Также и для улучшения имиджа России на мировой арене, пошатнувшегося в результате информационной войны развязанной Западом, важно осознать, какие национальные черты, качества идеи могут быть привлекательными для глобального мира, которые откроют нам новые возможности для процветания страны. При этом такие объекты культуры как «дух народа», «народное мировоззрение / мироощущение», «национальный характер» вместил в себя популярный на данный момент термин «менталитет».

Существует множество определений понятия «менталитет», однако в рамках данной работы, мы будем придерживаться мнения В. Колесова, который считает, что «менталитет в своих признаках есть наивно-целостная картина мира в его ценностных ориентирах, существующая длительное время независимо от конкретных экономических и политических условий, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях; проявляется в чувстве, разуме и воле каждого отдельного члена общества на основе общности языка и воспитания и представляет собой часть народной духовной культуры.

Таким образом, понятие «менталитет» включает в себя способ мышления, мировоззренческие установки, предрасположенность к восприятию, умонастроениям. Этот комплекс предопределяет стереотипы поведения, деятельности, образ жизни общности, индивидов. Другими словами – ментальность – это способ видения мира, опирающийся на индивидуальный опыт и культурный багаж.

Менталитет не единственный термин, который используется при выделении различий между отдельными этносами. Наряду с данным термином, в научной литературе широко используется также термин «национальный характер». Некоторые исследователи утверждают, что эти понятия идентичны. Национальный характер связывает каждого человека с его родной культурой, причем человек постепенно развивает в себе определенные ценности культуры, типичные именно для его этноса.

В данной работе мы будем придерживаться мнения В. В. Козловского, считая, что «структура менталитета (или национального характера) очень сложна и многогранна и включает в себя:

1)   систему значений (актуальные идеи);

2)   ценности этноса (принципы личного и группового восприятия в той или иной ситуации);

3) интеллектуальные и аффективные реакции (способы рационального и эмоционального освоения мира);

4)   коды культуры;

5)   формы поведения (поведенческие установки и стереотипы);

6) социальные представления;

7) систему предрасположенностей к усвоению определенных культурных ценностей».1

В    общем     смысле    слова,    менталитет    отражает   всю     совокупность    общечеловеческих    и индивидуальных ценностей. Термин «ценность» можно назвать центральным в теории ценностей, поскольку это понятие является инициатором возникновения философской науки, исследующей природу ценностей и их структуру в реальном мире. Именно поэтому понятие «ценность» рассмотрим с точки зрения философии.

Как известно, художественная литература создаётся словесно-языковыми средствами, являясь вербальным видом искусства, эстетически осваивает окружающий мир посредством образных слов. Историю появления первых литературных образцов относят к древним временам – к временам образования языков среди первобытных человеческих общин. Безусловно, это были первые ростки устного народного творчества, произрастающие от удивления и восторга наших древних предков. Выражая всю гамму эмоций возвышенными, крылатыми, одухотворёнными словами, человечество начало создавать ранние сознательные, робкие и хрупкие образцы фольклора. И потом люди годами их повторяли, подправляли, отшлифовывали, запоминали накрепко и передавали из уст в уста на протяжении многих веков, создавая монументально-божественный храм общемирового фольклорного наследия.

Слова всегда были и остаются главным строительным материалом в созидании этой вечной сокровищницы народной мудрости. В основе любого лексически развитого языка заложена образность, которая вбирает в себя весь лексико-семантический опыт народа и становится формой его мышления, ассоциативным видением окружающего мира и художественным освоением действительности.

Художественное слово имеет исключительное значение и в формировании личности и её способности воспринимать всё прекрасное вокруг. Несомненно, этот процесс происходит аналогичным образом у всех народов без исключения. Многообразие литератур мира, эта прекрасная мозаика, уникальная духовная сокровищница эстетически и этически обогащает человечество. Художественное слово и впредь будет продолжать неуклонно осуществлять свою миссию доброй воли на пути гуманизма, взаимопонимания и сближения всех народов мира.

Обратимся к фольклору, который оказывал и продолжает оказывать на наше сознание и чувства огромное воздействие, пробуждая в каждом из нас сокровенные мысли и сильные эмоции. Именно при помощи образного слова осуществляется связь с предыдущими столетиями и это даёт нам возможность принимать и развивать традиционное культурное наследие своего народа. Всё культурное богатство прошлых лет включается в орбиту наших духовных потребностей путём устного и письменного словотворчества и, таким образом, участвует в перманентном процессе воспитания современного человека.

 

   1 Книгге А. Немыслимая Россия – глазами немецкого журналиста. URL: http.//www. neizvestnyj- gorkij.de/index.php?e=85



Фольклор – это душа народа, самое талантливое её выражение. Он как нельзя лучше отражает характер и мировоззрение народа. Генетический код национального менталитета целиком и полностью отражён в фольклорном наследии каждого народа. Многовековая народная мудрость по крупицам столетиями собиралась, оттачивалась, прошла тончайшую огранку, суровые испытания долгих годов и, кристаллизируясь, вечно хранится как бесценное сокровище в волшебном сундуке – народной памяти. Мудрость вне времени, и она всегда актуальна.

Устная литература как источник богатой эмоциональной информации сыграла и продолжает играть неоценимую роль в эстетическом обогащении людей и их взаимоотношений. В истории мировой литературы известно множество случаев, когда художественное слово предотвращало целые трагедии и положило начало добрым делам. Множество подобных примеров хранит в себе и азербайджанский фольклор, и письменная литература. Ведь мы с раннего возраста начинаем узнавать мир посредством колыбельных, сказок, сказаний, песен, загадок, пословиц. И позже глубже познаём его и благодаря письменным литературным произведениям.

И устные, и письменные произведения любого народа с благородными и жизнеутверждающими идеями будут доминантами и навсегда останутся в духовно-культурном мировом ареале. Можно с уверенностью сказать, что общечеловеческие ценности, утверждаемые фольклором и лучшими образцами письменной литературы, в определённом смысле закладывают основы высоких идеалов этноэтического нравственного кодекса и формируют менталитет каждого народа.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что менталитет как устойчивая совокупность предпочтений и сложившая система ценностей одного народа, тесно связан с национальным характером, отражающим духовный облик этого народа. В структуре менталитета выделяется три основных компонента (эмоциональный, когнитивный и поведенческий) и ряд 16 второстепенных компонентов, позволяющих всесторонне отразить особенности того или иного этноса. В языковом плане менталитет отражается в фразеологизмах языка, которые наилучшим образом репрезентируют особенности национального характера, менталитета и основные ценности, присущие рассматриваемому народа.