Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ ТРУДА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
24 апреля 2016г.

Анализируя социальную природу человека, мы рассматриваем соотношения социального и биологического в человеке как субъекте исторического и производственного процесса. Причем биологическое и социальное в человеке не разделяются по принципу субстрата и функции, индивида и общества, а различаются как основа и сущность, естественное условие существования человека и его социальная природа.

Индивид, личность выступает субъектом всех исторических движений общественной жизни. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверждением общественной жизни.

Человеческий индивид - это не изолированный атом, блуждающий в социальном организме, и не продукт некой мистической «субстанции», а определенная система, обладающая сложной структурой и далеко не укладывающаяся в пространственно-физические рамки человеческого организма.

Человек, с одной стороны, - часть природы, природное существо особого рода, с другой - часть социально- практического бытия, то есть человек по своей структуре включает в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты.

Человек - это субъект социальной и культурно-исторической деятельности, или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым исторического и культурного процессов. В то же время он не только субъект, но и синтез, итог этих отношений и процессов.

Личность - это действительность индивида как социального феномена, реализующего себя в различных формах социального действия. Основной формой социального действия является труд. Личность объективирует в труде и его результатах - материальных и духовных ценностях.

В конкретно-социологическом плане личность - это прежде всего объект социального процесса, совокупности выполняемых ею социальных функций, детерминируемых в конечном счете социальной структурой данного общества.

Хотя природной основой личности являются ее специфические биологические особенности, все же определяющее в личности - ее социально значимые черты, которые складываются в процессе предметно- практической деятельности индивида, общественных отношений, мера всестороннего присвоения человеком своей социальной сущности в данных конкретно-исторических условиях.

Реальный чувственный человек предстает субъектом деятельности, а производительные силы и общественные отношения являются  сторонами  развития  общественного индивида. Общество как целостное образование и составляющие его индивиды подчиняются одним и тем же историческим, социальным законам. Описание внутренних социальных свойств человека в аспекте труда включает четыре важнейших момента.

1.      Способности суть сущностные силы человека. Точно такой же сущностной силой выступают потребности человека, в особенности потребности в труде.

2.     Рабочая сила как способность к труду - всеобщая природа человека на определенной ступени ее развития. Для того чтобы развить определенную рабочую силу, преобразовать свою всеобщую природу так, чтобы она стала способной к выполнению определенного труда, рабочий нуждается в тренировке или в обучении.

3.   Способность к труду вообще есть внутреннее свойство индивида, имеющее органическую естественную основу. Являясь природным существом, человеку даны природные силы, которые существуют в нем в виде задатков и способностей.

4.   Способность к труду и потребность в нем составляют диалектическое единство, переходят друг в друга и образуют две стороны производительных способностей человека и общества. Способности и потребности человека органически входят в интегральную природу человеческой личности. Способности  и потребности имеют всеобщее содержание, модифицируемое в конкретную рабочую силу. Рабочая сила в ее конкретной форме имеет специфическое содержание, возникающее в результате развития способности, и потребности характеризуют природу человека как деятельную, производительную, т.е. творческую субстанцию.

В нашей литературе еще не достаточно полно и глубоко исследована интегральная природа труда, его социальная сущность и естественные предпосылки. Если экономисты, философы и социологи в своих фундаментальных работах по труду анализируют собственно социальное в труде, отвлекаясь от его биологической  основы,  то  физиологи,  и  психологи,  наоборот,  заняты  преимущественно  изучением психофизиологической основы труда. Ученые, исследующие социально-биологическую проблему,  также определяют труд как социальный фактор, не выделяя в нем биологическую и социальную стороны.

Выделение труда как собственно социального процесса, из естественных предпосылок само по себе еще не раскрывает содержания этого процесса.

Важнейшим остается вопрос об определении собственно социальных сторон труда, или социального в узком смысле слова. Сущность и содержание труда должны быть описаны в таких категориях, которые отражали бы два наиболее существенных признака труда - его материальность и его социальную природу.

Попытка использовать категорию материального обобщения для анализа развития материи и человека представляется чрезвычайно перспективной при изучении социальной природы труда.

Материальное обобщение служит способом, механизмом развития материи вообще. Социальная форма материи представляет собой одну  из форм материи вообще, механизм развития которой  является частным случаем механизма развития вообще. Рассматривая развитие человеческого общества  от низшей ступени к высшей, учитывая оба этих момента - всеобщность природы человека и бесконечность его развития, можно сделать следующий вывод: всеобщая природа человека может развиваться далее только опосредованным путем, с помощью того же механизма материального обобщения, посредством которого она возникла. Человек является результатом материального процесса обобщения. Приобретенное им в результате этого процесса богатство содержания обнаруживается в присущей человеку способности к обобщающей природу деятельности.

Содержание труда есть обобщение природных сил всех предшествующих человеку ступеней развития материи. Содержанием способности к труду является способность к материальному обобщению всех материальных и природных процессов. Благодаря труду в окружающей природе происходит процесс развития. Многообразие содержания труда определяется не простым набором свойств и признаков труда, а степенью обобщения и формирования природных процессов. Содержательность труда заключается в обобщении природных процессов от низших ступеней к высшим.

Согласно трудовой концепции антропосоциогенеза способность к абстрактному мышлению возникает одновременно со способностью к материальному труду, причем материальный труд является первичным в этой цепочке развития. Следовательно, духовное производство, духовная жизнь отражает обобщение законов развития природы, применяемое человеком в материальном производстве. Предпосылкой развития науки в современном обществе является процесс труда, который по содержанию представляет собой материальное обобщение сил природы.

Сегодня труд человека становится более сложным и обобщенным по характеру. Ныне техника служит только орудием воздействия человека на природу, а характер техники определяется степенью преобразования сил природы, достигнутой трудом человека.

Итак, сущность труда заключается в материальном обобщении природных процессов, содержание труда есть определенная степень обобщения механических, физических, химических, биологических процессов.

Ростом содержания труда выступает разделение умственного труда и физического. Умственный труд выступает одной из функций материального труда, он произволен, вторичен по отношению к труду как таковому. Содержанием умственного труда является идеальное обобщение механических, физических, химических, биологических и социальных процессов.

Применительно к обществу социальное в широком смысле слова обозначает всю совокупность явлений, включенных в общество как целое, т.е. явлений природных (физические, химические, биологические) и собственно социальных. Социальное же в узком смысле слова есть все то, что остается за вычетом природных явлений. Социальное не может быть определено как имеющее некую физико-химико-биолого-социальную природу. Общество обладает единой социальной природой, включающей и подчиняющей низшие уровни или формы материи. Трудовая и мыслительная деятельность могут рассматриваться в широком (включая их биологическую основу) и узком (собственно социальном) смысле слова.

Таким образом, проанализировав социальную природу труда, замечаем, что биологическая основа выступала в качестве одного из элементов интегрального целого, т.е. вопрос о характере самой биологической основы рассматривался лишь в самом общем виде. Специфика биологии человека выясняется через ее отношение к общим биологическим свойствам живой материи и через ее соответствие потребностям и законам развития общества.

В самом широком смысле слова можно признать, что все биологические свойства человеческого организма и человечества в целом служат биологической предпосылкой, основой трудовой деятельности, ибо она является ведущей формой жизнедеятельности человека. Поэтому все аспекты изучения биологии человека связаны с проблемой диалектики социального и биологического в труде, причем более непосредственно - эволюционный и организменный аспекты. Первый - в плане антропогенеза и дальнейшего развития человека, второй - в плане обоснования научной организации труда на уровне его физиологии и психологии.

Как известно, производство рабочей силы подчиняется не только социальным законам, но и законам «всего живого». Живой труд не выделен ни в пространстве, ни во времени из других форм жизнедеятельности человека и в этом смысле сразу же имеет две стороны: физиологическую (затрата человеческих мускулов, нервов и мозга) и социальную (производительное функционирование рабочей силы). Единство биологического и социального предполагает, что все важнейшие социальные процессы порождают не только социальные, но и биологические последствия. Например, эксплуатация человека как социального существа приводит к угнетению биологии человека, ибо нарушить единство биологического и социального невозможно.

Таким образом, социальное меняет не природу биологической основы способности к труду, а ее структуру, организацию, создавая изоморфное соответствие между содержанием труда и содержанием его биологических предпосылок. Социальный фактор «побуждает» биологические задатки к совершенствованию, регулирует их развитие в направлении соответствия с социальной организацией.

Итак, биологические предпосылки трудовой деятельности человека находятся в определенном единстве с социальными сторонами жизни общества, или включены в них и управляются ими. В свою очередь социальное в человеке и труде зависит от биологического, как условие и непосредственной предпосылки. Однако зависимость социального от биологического влияет на биологическую функциональную основу труда и подчиняет ее себе.

 

Список литературы

1.     Александер Дж. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское общество. // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований / Под ред. С. И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен-Хуттера (Швейцария). – М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1998. – 272 с.

2.     Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М.: Академический Проект, 2003. – 528 с.

3.     Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

4.     Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму) / Ю.Н. Давыдов, А.Б. Гофман, А. Д. Ковалев и др. – М.: Наука, 1994. – 380 с.

5.     Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки // Научная деятельность: структура и институты. М.: Прогресс, 1980. С. 27–55.