Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2019г.

Важнейшей проблемой при разработке и реализации государственных, целевых и корпоративных программ модернизации и инновационного развития технологической экономики (далее – инновационные технологические про-граммы) является выбор и обоснование целевых индикаторов и показателей (далее – индикаторы), которые служат ориентирами, в достижении которых заключается цель инновационных технологических программ. От правильности установки индикаторов в конечном итоге зависит возможность достижения поставленных целей и решения задач инновационных технологических программ. Поэтому главное требование, которое предъявляется при формировании целевых индикаторов инновационных технологических программ заключается в необходимости их количественного выражения, обеспечивающего возможность их измерения в ходе независимой экспертизы или ведомственной проверке. Для выполнения этого требования в инновационной технологической программе должны быть предусмотрены мероприятия по метрологическому обеспечению создаваемых технологических инноваций [9].

Руководящими документами, которыми должны пользоваться разработчики инновационных технологических программ ори формировании целевых количественных индикаторов, являются Постановления Правительства Российской Федерации, методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, разработанные Минэкономразвития России (далее – МЭР), и правила по стандартизации Росстандарта по формированию, оценки, экспертизе и реализации разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения федеральных и иных целевых программ [1, 3, 6, 7]. Основные требования при оценки целевых количественных индикаторов и мероприятий по метрологическому обеспечению сводятся к оценки выполнения обязательных метрологических требований, качества и достаточности предусмотренных инновационной технологической программой научных исследований, проводимых с целью создания новых или совершенствования существующих эталонов единиц физических величин, средств измерений, методов и средств поверки и калибровки средств измерений, методик выполнения измерений, соответствующего программного обеспечения. Также необходимо проведение оценки соответствия разрабатываемых показателей точности измерений, методик измерений и испытаний, эталонов, методик и средств измерений требованиям, исключающим принятия неверных решений и исключению возможности возникновения недопустимого риска принятия таких решений, а также оценить увязку мероприятий по метрологическому обеспечению с работами, выполняемыми в рамках других инновационных технологических программ.

Базовое требование, предъявляемые при постановке целей и разработки мероприятий инновационных технологических программ заключается в обеспечении соответствия значений целевых индикаторов требованиям адекватности, экономичности, объективности, точности, достоверности, однозначности, сопоставимости [1]. Исполнение этих требований становиться возможным лишь в случае, если целевые индикаторы будут иметь количественные значения и обеспечивать получение данных, допускающих проверку их достоверности в ходе независимой экспертизы, проводимой с целью подтверждения того, что погрешности измерений не превышают установленных значений, а определение индикаторов обеспечивает одинаковое понимание измеряемых характеристик с использованием четких общепринятых определений и единиц измерения, что должно исключить возможность получения искаженного представления о результатах реализации программы.

Оценка эффективности исполнения установленных требований при разработке инновационных технологических программ может быть проведена на основе анализа результатов метрологического мониторинга государственных программ инновационного развития и модернизации экономики России [2], Эксперты проводили оценку соответствия используемых в программах целевых индикаторов установленных требованиям, в том числе полноты и достоверности исходных данных, назначении норм точности измерений, исполнения обязательных метрологических требований при разработке эталонов, средств и методик выполнения измерений, испытаний, контроля и диагностики, средств и методов поверки и калибровки. Основная цель метрологической экспертизы – повышение качества метрологического обеспечения, выполнение общих и конкретных требований к метрологическому обеспечению наиболее рациональными методами и средствами.

Трудности, с которыми столкнулись эксперты при проведении экспертизы, заключались в различном подходе к формированию требований, устанавливаемых методическими указаниями МЭР и действующими законно-дательными актами и нормативно-техническими документами в области обеспечения единства измерений. Так при определении понятий точности, достоверности, сопоставимости имеются существенные отклонения от принятой в законодательной метрологии терминологии. Примером этому служить может служить определение точности как погрешности измерения, которое не должно приводить к искаженному представлению о результатах реализации государственной программы [1]. В тоже время в действующем ГОСТ Р. ИСО 5725-1-6-2002 «Точность методов и результатов измерений» и рекомендации РМГ 29-2013 ГСИ. «Метрология. Основные термины и определения» значение точности точность определяется как близость измеренного значения к истинному значению измеряемой величины, а понятие точность измерений описывает качество измерений в целом, объединяя понятия правильность и прецизионность измерений [4].

Понятие о достоверность в указаниях МЭР сводится к способу сбора и обработки исходной информации, который должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки реализации государственной программы. Однако, если при определении точности в указаниях МЭР предлагается оперировать понятием погрешности, то было бы более уместно вместо определения достоверности использовать общепринятый термин, относящийся к погрешности измерения, а именно вероятность того, что совокупность истинных значений измеряемой величины находится в указанном интервале [4].

Формулировка сопоставимость трактуется как способ выбора показателей, который следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимость за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных подпрограмм, а также с показателями, используемыми в международной практике. Однозначность определения показателя рассматривается как способ, который должен обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения. При оценке объективности указания МЭР требует не допускать использования показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для участников государственной программы к искажению результатов реализации государственной программы. Требования рекомендаций МЭР к адекватности, выражается тем, чтобы индикаторы очевидным образом характеризовали прогресс в достижении цели или решения задачи и охватывали все существенные аспекты достижения цели или решения задач государственной программы, при этом формулировки показателей и обосновывающих материалов должны быть очевидны. В соответствие с указаниями МЭР своевременность и регулярность заключается в том, что отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительными временными лагами между моментами сбора информации и сроками ее использования.

Приведенные в указаниях МЭР определение понятий адекватности, объективности, однозначности, своевременности и регулярности отличаются от общепринятой и хорошо зарекомендовавшая себя на практике служебной терминология. В настоящее время весьма существует и эффективно используется государственный стандарт ГОСТ Р. 51170-98 «Качество служебной информации» (далее - ГОСТ Р. 51170- 98), который устанавливает термины и определения основных понятий в области качества служебной (технологической и официальной) информации. Термины, установленные этим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы в области качества служебной информации, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ. В соответствие с этим стандартом своевременность и регулярность подтверждается поступлением отчетных данных со строго определенной периодичностью и с незначительными временными лагами между моментами сбора информации и сроками ее использования, достоверность данных заключается в свойстве данных не иметь скрытых случайных ошибок (составляющая свойства достоверности), Кроме рассматриваемых в рекомендации МЭР требований в государственном стандарте более детально рассмотрены такие важные характеристики как сжатость данных, оперативность данных, идентичность, вероятность своевременной переработки данных и др., которые могут быть применены при оценки инновационных технологических программ.

При проведении метрологической экспертизы использовались основополагающие стандарты Государственной системы измерений и других стандарты на методы контроля и испытаний, а также справочные материалы, относящиеся к разрабатываемой продукции, каталоги и другие информационные материалы на средства измерений, которые могут быть использованы при разработке технологических инноваций. Также была предпринята попытка оценить возможность использования для оценки исполнения обязательных метрологических правил, выполнения требований к нормам точности измерений, методикам измерений, испытаний, контроля и диагностики, методам поверки и калибровки рекомендаций по проведению метрологической экспертизы технической документации [4], позволившая детально оценить уровень, полноту и достаточность запланированных метрологических мероприятий.

В результате мониторинга государственных программ Российской Федерации установлено, что 17 них направлены на создание технологических инноваций, результативность которых может быть определена на основе оценки количественных значений целевых индикаторов. В то же время проведенная метрологическая экспертиза метрологических мероприятий и количественных целевых индикаторов убедительно показала, что в большинстве случаев они не отвечают установленным требованиям, позволяющие оценить возможность достижения поставленных в программах целей и решения намеченных задач. Основной причиной этого можно считать отсутствие единых межотраслевых и взаимосвязанных нормативно-правовых документов, включающих требования по разработке и экспертизе инновационных технологических программ и формированию количественных целевых индикаторов инновационных технологических программ, а также, что весьма важно, недостаточной квалификацией участников, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в этой сфере.



Список литературы

 

1.    «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации», утвержденные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 декабря 2012 г. N 817. - «Российская газета» - Федеральный выпуск №39 (6015) от 23 февраля 2013 года.

2.   Перечень государственных программ Российской Федерации в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.12.2912 года № 2394-р - URL: http://programs.gov.ru/Portal/ programs/ documents (дата обращения: 10 октября 2013 года).

3.      Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценке эффективности государственных программ Российской       Федерации»  -      URL:      http://base.     consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?      req=      doc; base=LAW;n=139966 (дата обращения: 10 октября 2013 года).

4. ГОСТ Р 1.12-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения - URL:http://old.gost.ru/wps/portal/(дата обращения 30.10.18).

5. ГОСТ Р 51170-98 Качество служебной информации, Термины и определения- URL:http://old.gost.ru/wps/portal/(дата обращения 30.10.18).

6. ПР 50.1.012-97 - Правила по стандартизации. Экспертиза и оценка мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению федеральных и иных целевых программ - ИПК Издательство стандартов - 1997- 7 с.

7.   ПР 50.1011-97 - Правила по стандартизации. Формирование и реализация разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения федеральных и иных целевых программ - ИПК Издательство стандартов – 1997- 11 с.

8.         РМГ 63-2003 Рекомендация по межгосударственной стандартизации. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации - URL: :    http://old.gost.ru/wps/portal/ (дата обращения 30.10.18).

9.     Фирстов В.Г. Вопросы метрологического обеспечения инновационных научно-технических проектов и программ//М., Проблемы гуманитарных и естественных наук -2013 - №8- С. 60-64.