07 марта 2016г.
Для внедрения новых технологий в строительной отрасли необходимо использование исправной высокотехнологичной грузоподъемной техники. Широкое распространение получили стреловые краны на автомобильном ходу, к которым при эксплуатации на опасно производственных объектах предъявляются требования промышленной безопасности [17, 19]. Стреловые краны, отработавшие нормативный срок службы, с целью определения возможности дальнейшей эксплуатации должны быть пройти техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ) [18]. Результатом работы является заключение ЭПБ, определяющее [18]:
-техническое состояние подъемного сооружения на момент проведения обследования;
-работоспособность крана в соответствии с его техническими параметрами;
-возможность и условия дальнейшей эксплуатации крана до очередного обследования.
Экспертизу промышленной безопасности может проводить организация, имеющая аттестованных экспертов промышленной безопасности и лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности.
В рамках настоящей статьи приводятся отдельные результаты экспертизы промышленной безопасности стрелового крана на спецшасси LIEBHERR LTM1300/1, производства ЛИБХЕРР-ВЕРК-ЭХИНГЕН. Паспортные характеристики крана приведены в Табл.1.
Таблица 1
Характеристики
|
Значения
|
Грузоподъемность, т общая
фактическая
|
160
80
|
Дата изготовления
|
2001
|
Группа классификации (режима работы)
|
А1
|
Грузозахватный орган
|
Крюк: двурогий кованый 80DM Стандарт DIN15402
|
Климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69*
|
У-1
|
Может быть установлен в ветровом районе по ГОСТ 1451-77
|
II
|
Допустимая сейсмичность района установки
|
До 6-ти баллов
|
Нижний и верхний предел по температуре рабочего состояния
|
-25 0С, 40 0С
|
Возможность установки в пожароопасной среде
|
не предусмотрена
|
Возможность установки в взрывоопасной среде
|
не предусмотрена
|
В рамках работ по ЭПБ крана нашими специалистами были выполнены работы согласно программы, согласованной с заказчиком:
-Ознакомление с документацией и ее анализ [10, 11, 14, 19];
-Ознакомление с документами обслуживающего персонала [1, 19];
-Проверка состояния металлоконструкций [9, 10, 11, 12];
-Ультразвуковая толщинометрия металлоконструкций [12];
-Проверка состояния и работоспособности механизмов и канатно-блочной системы [13, 14, 15];
-Проверка состояния и работоспособности электро и гидрооборудования [6, 10, 11];
-Проверка состояния и работоспособности приборов и устройств безопасности [6, 10, 19];
-Составление ведомости дефектов [18];
-Расчет фактического режима работы [2, 3, 4];
-Расчет остаточного ресурса [8];
-Проведение статических и динамических контрольных испытаний [10, 11, 19];
-Оформление заключения ЭПБ [18].
На основании ведомости дефектов и карты осмотров металлоконструкции крана (см. Рисунок 1) разрабатывается перечень компенсирующих мероприятий, который устраняется входе проведения ЭПБ. Эксплуатация крана с недопустимыми дефектами не допускается. В нашем случае дефектов требующих исправления не обнаружено.
При обнаружении входе визуального контроля дефектов, программа технического диагностирования на усмотрение эксперта, может быть расширена применением дополнительных методов неразрушающего контроля- ультразвуковым контролем сварных соединений (основного металла) и магнито-порошковой дефектоскопией. При проведении технического диагностирования должны использоваться приборы поверенные и аттестованные в установленном порядке. Требования к организации осуществляющей ЭПБ должны удовлетворять методическим указаниям [16]. Стоимость проведения экспертных работ может быть оценена на основании прейскуранта [7].
Рис.1. Карта (схема)
осмотра металлоконструкций
В ходе проведения работ современные экспертные центры
постоянно сотрудничают с научными организациями и заводами изготовителями кранового оборудовании. Цель - разработка технологических карт проведения неразрушающего контроля и обоснований промышленной безопасности, обеспечивающих безаварийные режимы работы и достоверный контроль. Сотрудничество экспертных центров, заводов изготовителей и научных организаций должно обеспечить развитие сектора
разработки инновационных технологий обеспечения промышленной безопасности в грузоподъемной технике [5].
Список литературы
1. В.С. Котельников, Н.А. Шишков.
Сборник типовых инструкций по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. М. ПИО ОБТ, 1997 г.
2.
ГОСТ 25546-82* Краны грузоподъемные. Режимы
работы.
3. ГОСТ 1451-77 Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая. Нормы и методы определения.
4. ГОСТ 15150-69* Машины, приборы
и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов.
Категории, условия
хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов
внешней среды.
5. Концепция совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности
с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности. Утверждена решением Коллегии федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 26.09.2011 г.
6. Правила устройства электроустановок
(главы седьмого издания).
-3-е изд., испр.-М:ЗАО «Научно- технический центр исследований проблемм промышленной безопасности», 2011 г.
7. Прейскурант N 01/2000 ПС на экспертизу промышленной безопасности, монтаж, реконструкцию, ремонт, сервисное обслуживание, проектирование, а также на разработку и оформление эксплуатационной документации
на подъемные сооружения (в том числе крановые
пути)
8. СТО 24.09-5821-01-93 Краны грузоподъемные промышленного назначения. Нормы и методы расчета элементов стальных
конструкций
9. РД 03-606-03 Инструкция по визуальному и измерительному контролю. Утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 г. № 92.
10. РД 10-112-1-04 Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения. Одобрены секцией
Научно-технического совета по подъемным
сооружениям Федеральной службы по технологическому надзору,
протокол от 26.04.2004 г.
11. РД 10-112-1-09 Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин.
Часть
2. Краны стреловые общего
назначения и краны-манипуляторы грузоподъемные. Согласовано письмом Ростехнадзора РФ от 06.04.2009 г. № АФ-42/833.
12. РД РосЭК-006-97 Машины грузоподъемные. Конструкции металлические. Толщинометрия ультразвуковая. Основные
положения. Согласовано письмом
Госгортехнадзора РФ от 17.02.1998 г. 12- 7/176.
13. РД 10-197-98 Инструкция по оценке технического состояния
болтовых и заклепочных соединений грузоподъемных кранов. Утверждены постановлением Готехнадзора от 31.03.1998 г. № 20.
14. РД 10-08-92 Инструкция по надзору за изготовлением, ремонтом
и монтажом подъемных сооружений (с изменениями № 1). Утверждены Готехнадзором 09.01.1998 г..
15. РД РосЭК-012-97 Канаты стальные. Контроль
и нормы браковки. Согласовано письмом
Госгортехнадзора РФ от 11.02.1997 г. № 12-7/118.
16. РД 10-237-98 Методические указания по обследованию специализированных организаций (центров), осуществляющих диагностирование объектов котлонадзора и подъемных
сооружений.
17. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов».
18. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила
проведения экспертизы промышленной
безопасности». Утверждены приказом
Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору
(Ростехнадзор) от 14.11.2013 г. № 538.
19. Федеральные нормы
и правила в области промышленной безопасности «Правила
безопасности опасных производственных объектов
на которых используются подъемные сооружения». Утверждены приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору
(Ростехнадзор) от 12.11.2013 г. № 533.