07 марта 2016г.
Возрастающая конкуренция на национальном и международном рынке образовательных услуг требует от высших учебных заведений соответствия самым высоким стандартам качества, что в первую очередь предполагает наличие эффективных инструментов его оценки. Актуальность вопроса обусловлена необходимостью повышения качества высшего образования и укрепления позиций российских вузов в мировых рейтингах университетов. За последние годы Россия в мировом рейтинге уровня образования опустилась на тридцать три позиции [2].
Информационно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий» ведет рейтинг стран мира по уровню образования, в котором индекс уровня образования рассчитывается как индекс грамотности взрослого человека и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование. По данным информационно- аналитического портала уровень образования в России на 1990 год занимал третье место в мировом рейтинге, сегодня российский уровень образования занимает 36 место из двухсот стран мира. В первую топ 10-ку стран мира входят следующие страны:
Такие показатели в различных рейтингах свидетельствуют о необходимости рассмотрения качества образования, с другой стороны. Первоначально необходимо рассмотреть термин «качество». Международный стандарт ИСО 9000 дает определение качеству, как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. Качество – это услуга, которая должна быть ориентирована на требования потребителя. Потребителем образования является Министерство образования и науки РФ. Существует три категории потребителей услуг образования, они представляют собой круговорот взаимосвязи государство, университет и работодатель, представленный на Рисунке 1.
Требования, предъявляемые к высшему
образованию потребителем в лице Министерства образования и науки,
складывается из трех основных требований:
- приоритетные направления развития,
которые формируются из программ развития страны и регионов,
- требованиями рынка труда, спрос работодателей,
- контрольные цифры поступающих и количество выпускников.
Однако конечным потребителем выступают
представители бизнеса
и государственные организации, которые и оценивают качество знаний и практических навыков, полученных выпускником.
Работодатель, оценив качество
образования нового сотрудника, может внести имения
в требованиях на определенную должность. Следовательно, на рынке труда отразятся данные
изменения к услугам, предоставляемым университетом.
Для выпускника качество образования – это получением определенных знаний, умений и навыков
в той сфере, которую
он выбрал.
В рамках методов управления качеством университет рассматривается как
предприятие, предоставляющее услуги. Для получения качественной услуги необходимо рассмотреть и подобрать комплекс методов и инструментов.
Сегодня качество
образования оценивается исходя
из нескольких критериев, которые
можно измерить. Критерии определяются запланированными показателями, установленными государством. Ежегодно проходит сбор контрольных цифр и проводится анализ на соответствие плану. Такой контроль качества образования показывает лишь небольшую часть критериев,
не достаточную для полной оценки. Категории представлены на Рисунке 2.
Данные критерии не могут в полной мере отразить
уровень качества
образования. Для этого необходимо добавить некоторые следующие показатели:
- покатили научной и инновационной активности;
- количество поданных проектов
на участие в программах;
- количество публикаций и участие
в научных российских и зарубежных конференциях;
- участие в межвузовских и международных программах по обмену
студентами;
- показатели повышения квалификации профессорско-преподавательского состава [4].
Это
связанно с тем, что для оценки университета и уровня образования используется обширный
список критериев, которые
входят в российские, зарубежные и мировые рейтинги. [3]
Область качества
образования рассмотрены, в основном, с педагогической точки зрения. Данный аспект
не позволяет
отразить полноценно уровень выдаваемого и получаемого образования. В нынешнее время существует большое многообразие методик оценки уровня качества
образования, но нет интегрированного аппарата
оценки показателя уровня выдаваемого и получаемого образования, который позволит реально показать освоения компетенции и адаптацию
обучающихся.
Список литературы
1. BBC Русская служба [Электронный ресурс]:
[В рейтинге лучших
систем образования Россия] / Режим доступа: URL: http://www.bbc.com/russian/society/2012/11/121127_best_edication_rating_pearson#share-tools
2.
Инновационная деятельность – основа улучшения подготовки кадров / Ю.Н. Мансуров,
Чуднова О.А. // «Фундаментальные и прикладные исследования, разработка
и
применение
высоких
технологий
в промышленной экономике» Сборник статей XII Международный НПК, С-Петербург, 2012 – С70-74.
3.
Критерии и
показатели качества образования /
Н.П.
Заграй,
В.Н.
Пуховской, И.А.
Синявская //Таганрогский государственный радиотехнический университет. –М.,2010.
– №3. – С. 36-43.
4.
Оценка качества образования в вузе / С.С. Руденко // Вестник забайкальского государственного университета. – М., 2008.– №2.– С. 20-30.
5.
Принципы Всеобщего
управления качеством
как инструмент формирования образовательной траектории обучающегося / Любченко Е.А., Шкарина Т.Ю., Чуднова О.А. // Всероссийская научно-методическая конференция «Преподаватель высшей школы в контексте модернизации российского образования». Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2010.
– С. 108-114.
6.
Принципы Всеобщего
управления качеством
как инструмент формирования образовательной траектории обучающегося / Любченко Е.А., Шкарина Т.Ю., Чуднова О.А. // Международная конференция представителей науки и образования «Менеджмент качества и ИТ-сервис менеджмент» (MQ-ITSM-2010). Эйлайт, 2010. – С. 50-57.