Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛЕГИРОВАНИЕ НИКЕЛЕМ НАПЛАВЛЕННЫХ СПЛАВОВ СИСТЕМЫ ТИТАН-АЛЮМИНИЙ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
21 января 2018г.

Аннотация: Предложено для повышения технологической прочности наплавленных сплавов системы титан-алюминий легировать никелем в процессе наплавки. Установлено влияние никеля на структуру, механические и эксплуатационные свойства наплавленного металла.

Ключевые слова: наплавка, сплавы титан-алюминий, никель, износостойкость, твердость.

Введение: Интерметаллидные сплавы титан-алюминий находят все более широкое применение в промышленности, что связано с их уникальным комплексом механических и эксплуатационных свойств. Алюминиды титана имеют более высокую жаростойкость и жаропрочность, чем промышленные титановые сплавы, их плотность в 2,5 раза ниже плотности жаропрочных никелевых сплавов. Благодаря низкой плотности и достаточно высоким прочностным характеристикам интерметаллиды титан-алюминий и сплавы на его основе превосходят существующие жаропрочные сплавы на основе титана, железа и никеля поудельным значениям модулей упругости и показателям жаропрочности в широком интервале температур вплоть до 850 °С [1].

Как и большинству интерметаллидам алюминидам титана свойственна высокая хрупкость, особенно при комнатной температуре, что затрудняет их практическое применение в качестве конструкционных материалов [1]. Одним из методов повышения технологической прочности алюминидов титана является легирование. В качестве легирующих элементов рекомендуется применять никель, кобальт, хром, ниобий [2].

Для легированием никелем наплавленных сплавов системы титан-алюминий при автоматической аргонодуговой наплавке с применением присадочной проволоки на основе алюминия [3] было предложено укладывать никелевую проволоку перед сварочной горелкой (рисунок 1).

Методика проведения исследований. Исследования влияния легирующих элементов на свойства наплавленных сплавов системы титан-алюминий на специальной автоматической двухкординатной установке с использованием сварочной горелки AUT-TIG 400W фирмы Abicor-Bensel и универсального сварочного источника Migatronic BDH 550 [3].




Для наплавки использовали образцы из титана марки ВТ1-0 размером 120×120×10 мм и присадочную проволоку СвА5 диаметром 1,2 мм и никелевую проволоку НП1 диаметром 1,2 мм.

Присадочную проволоку СвА5 вводили в хвостовую часть жидкометаллической ванны, что обеспечивало стабильное формирование наплавленного валика и уменьшало потери алюминия на угар и разбрызгивание. Никелевая проволока диаметром 1,2 мм, длиной 120 мм укладывалась на образец титана и переплавлялась в процессе наплавки. Количество никелевых проволок варьировалось от 1 до 3 шт. Скорость подачи алюминиевой присадочной проволоки изменялась в пределах Vп/пп Al= 1–6 м/мин при постоянных значениях скорости наплавки Vн= 0,154 м/мин и силы тока Iн= 270A.

Исследование химического состава наплавленного металла проводились методами растровой электронной микроскопии на комплексе сканирующего электронного микроскопа LEO 1455 VP (ZEISS, Германия) с блоками рентгеновского энергетического спектрометра INCA Energy-300 и рентгеновского волнового спектрометра INCA Wave-500.

Износостойкость образцов при абразивном изнашивании определялась при трении о закрепленные абразивные частицы и оценивалась относительной износостойкостью:

& = Δlэ/Δlм

где Δlэ — линейный износ эталона;

Δlм — линейный износ испытуемого материала. В качестве эталонов использовали сталь 45.

Склонность к образованию трещин оценивалась по количественному содержанию трещин и отслоению металла на определенном участке наплавки, длина участка наплавки составляла 100 мм.

Результаты исследований и их обсуждение. Проведенные исследование показали, что при выбранных режимах наплавки формировался валик со стабильными геометрическими параметрами (рисунок 2). Увеличение скорости подачи присадочной проволоки, а так же введение никелевой проволоки способствовало захолаживанию сварочной ванны, что привело к уменьшению проплавления основного металла и увеличению ширины, высоты наплавленного валика, что в свою очередь уменьшило долю основного металла в составе валика. Содержание титана в наплавленном металле при этом снизилось (таблица 1).




Исследование химического состава показало, что по сечению наплавленного валика наблюдалась незначительная неравномерность по химическому составу. Содержание алюминия и никеля снижалось по высоте от поверхности валика к линии сплавления и от центра к линии сплавления.

С увеличением скорости подачи присадочной проволоки увеличивалось содержание алюминия в наплавленном металле, в связи с увеличением массового расхода проволоки и уменьшения площади проплавления основного металла. Содержание алюминия в наплавленном металле в зависимости от режимов наплавки и количества укладываемых никелевых проволок находилось в пределах 7,9-27,3%.

Увеличение количества никелевой проволоки так же приводит к повышению содержания никеля в наплавленном валике и уменьшению содержания алюминия (Таблица 1). Содержание никеля в наплавленном металле при применении одной проволоки составляет 2,86-3,75 %, с двумя проволоками 6,71- 6,75 %, а с тремя- 10-12,1%

Таблица 1. Химический состав в зависимости от режимов наплавки.

 

№ образца

Vпп,

м/мин

Vсв,

м/мин

Iсв, А

Ni проволока

d=1,2 мм

Ti,%

Al,%

Ni,%

1

1

0,152

270

отсутствует

90,052

9,948

0

2

1,5

0,152

270

отсутствует

84,845

15,15

0

3

2

0,152

270

отсутствует

81,82

18,18

0

4

3

0,152

270

отсутствует

74,702

25,298

0

5

3,5

0,152

270

отсутствует

72,648

27,351

0

6

1

0,152

270

1

89,048

7,906

3,041

7

1,5

0,152

270

1

81,94

14,245

3,75

8

2

0,152

270

1

78,362

18,772

2,86

9

3

0,152

270

1

72,725

24,14

3,063

10

3,5

0,152

270

1

71,465

25,63

2,906

11

2

0,152

270

2

81,18

12,09

6,71

12

3

0,152

270

2

76,1

17,15

6,75

13

2

0,152

270

3

76,03

12,83

12,1

14

3

0,152

270

3

69,75

20,049

10

 

Склонность к образованию трещин при легировании никелем незначительно снизилась, о чем можно было судить по уменьшению количества трещин на наплавленных валиках.

Твердость наплавленных валиков изменялась в пределах 36–51 НRC, а износостойкость в пределах 2- 11 (таблица. 2).

Повышение содержания алюминия в нелегированных наплавленных валиках приводит к повышению твердости металла. Твердость при этом изменяется в пределах 36-48,5HRC. Значения относительной износостойкости составляли 3,6-7,5. Максимальные значения относительной износостойкости наблюдались в образце №4 при содержании алюминия около 25%.


Таблица 2.Режимы наплавки, твердость и износостойкость.

 

образца

Vпп,

м/мин

Vсв,

м/мин

 

Iсв, А

Ni проволока

d=1,2 мм

 

HRC

 

ξ износ

1

1

0,152

270

отсутствует

36

3,66

2

1,5

0,152

270

отсутствует

38,8

4,75

3

2

0,152

270

отсутствует

43

7,33

4

3

0,152

270

отсутствует

46

7,5

5

3,5

0,152

270

отсутствует

48,5

5,5

6

1

0,152

270

1

38,8

3,75

7

1,5

0,152

270

1

51,5

11

8

2

0,152

270

1

48,9

5,7

9

3

0,152

270

1

45,5

5,5

10

3,5

0,152

270

1

44,5

5,3

11

2

0,152

270

2

42

3,75

12

3

0,152

270

2

51

5,5

13

2

0,152

270

3

46,4

2,83

14

3

0,152

270

3

45,1

2

 

Легирование никелем повысило твердость наплавленного металла. При этом максимальные значения твердости наблюдались при содержании никеля в пределах 3,75% и содержании алюминия около 14%. Дальнейшее повышения степени легирования никелем алюминида титана незначительно снижало твердость валика (таблица 2). Легирование никелем повысило значения относительной износостойкости только при содержании алюминия до 14% и содержании никеля до 3,75%. Более высокое содержания легирующих элементов снижает значение относительной износостойкости наплавленного металла.

Выводы:

Исследования аргонодуговой наплавки системы титан-алюминий показали, что легирование никелем наплавленного металла при помощи никелевой проволоки увеличивает ширину и высоту наплавленных валиков и уменьшает в незначительной мере глубину проплавления, а так же приводит к уменьшению содержания алюминия в наплавленных образцах.

При легировании никелем интерметаллидов системы титан-алюминий при наплавке, наблюдается незначительное повышение трещиноустойчивости и твердости наплавленного металла.

Список литературы

 

1.                  Колачев Б.А., В.И. Елагин, Ливанов В.А. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов. М.: МИСИС, 2005. 432 с.

2.                  Деменюк А.О., Ганеев А.А., Деменюк О.Б., Кулаков Б.А. Выбор легирующих элементов для сплавов на основе алюминида титана/ А.О. Деменюк, А.А. Ганеев, О.Б. Деменюк, Б.А. Кулаков//Вестник ЮУрГУ. Серия «Металлургия».-2013.-Т.13. №1.-С.95-102.

3.                  Ковтунов А.И., Плахотный Д.И., Гущин А.А., Бочкарев А.Г., Плахотная С.Е. Влияние режимов наплавки на структуру и свойства покрытий системы титан-алюминий// журнал «Сварка и Диагностика» №2 2016 года. С – 35-37.