Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕШЕНИЕ НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ НАВИГАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА NTPRO 5000

Авторы:
Город:
Новороссийск
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2016г.

Современная концепция обучения морских специалистов предполагает широкое использование в учебном процессе различных тренажеров, однако, несмотря на известные достижения в создании системы проектирования и использования тренажерных комплексов в учебном процессе, задача выбора оптимального состава тренажерных средств для подготовки специалистов остается актуальной.

Практическая часть работы заключается в рассмотрении навигационного тренажера NTPRO 5000, имеющий широкий спектр задач и возможностей в решении и тренинга различного плана навигационных упражнений и ситуаций: определение местоположения судна по различным навигационным приборам (GPS, РЛС и т.д.); маневрирование в различных районах плавания и точное определение ОМС с помощью ориентира (маяка, буя и т. д.); задание внешних условий плавания (приливы, течения, атмосферные фронта.); задание свойств судна (установка авторулевого, радионавигационного оборудования, установка UAIS, навигационных сигналов.); планирование маршрута (прокладка по карте, задание свойств маршрута, редактирование.);задание синхронизации с внешним источником GPS.

Специальные упражнения: швартовые операции; якорные операции; буксирные операции; операции с автоматическими операциями; навигация в ледовых условиях; рыбопромысловые операции; поисково- спасательные операции; операции с подводными лодками; операции с вертолетами и самолетами; операции с подводными лодками; совместное маневрирование кораблей в ордерах; упражнения с системой динамического позиционирования; работа с электронными картами (ECDISTraining).

Целью работы была задача рассмотреть с помощью ECDIS полученные результаты с РЛС и GPS для определении местоположения судна при плавании в узкостях, с различного ракурса, то есть, заданы были различные варианты, такие как:

-различные маневры (изменение курса на 45, 90, 180.);

-изменение ориентира (различные маяки, буи.);

-различные районы плавания.

Поэтому мной более детально была проработана задача на предмет определение места судна с помощью интегрирования двух сигналов от навигационных приборов GPS, РЛС. Исследованы были данные с этих навигационных приборов. При решении данных задач использовался один тип судна OILTANKER 82.078тонн; одна скоростьV=5,2; одни погодные условия: ветер 5,0 узл, течение-0, а также использовались два района плавания: MALAKKASTRAIT и ПРОЛИВ БОСФОР, то есть плавание в узкостях и плавание по системам разделения движения.

Исследование данных определения местоположения судна с навигационных приборов: EСDIS, RADAR/FRPA (РЛС/САРП), GPS/AIS, NAVY-CONNING. Различные виды задач и упражнений будут более детально разработаны, проанализированы и в дальнейшем будут использоваться как методическое пособие по лабораторным работам по предмету ТСС.

Вывод.

Увеличение невязки вызвано следующими факторами:

1.   Отдаленность ориентира (буя): при полученной информации от четырех разных ориентиров (буев), при одинаковом маневре, прослеживается увеличение невязки в зависимости от отдаленности ориентира (буя). На данных диаграммах изображена динамика роста невязки с четырех задач.

Значения невязки представлены на Рисунке 1.

Этап 1 - судно следует постоянным курсом; Этап 2- судно совершает маневр 90̊ ͦ;

Этап 3 - судно следует новым курсом

Таким образом можно сделать вывод, что причиной роста невязки является, дальность расположения буя (ориентира), которое влияет на передачу точности определения местоположения судна. Необходимо использование наивыгоднейших РЛС – маяков ответчиков для опорного эхо- сигнала при маневрировании в узкости. В данном случае рекомендацией является подбор ориентира максимально приближенного к судну.

1.   Погрешности в зависимости от высоты спутника GPS Были проанализированы данные, полученные с трех задач:

-задача 1 - различные маневры на один ориентир;

-задача 2 - совершение одного маневра на различные ориентиры;

-задача 3 - дополнительная проверка данных при плавании в другом районе.

В ходе анализа данных, полученных в результате проделанных задач, были учтены   технические характеристики навигационных приборов GPS, ECDIS, РЛС, их варианты погрешностей, а именно определение места судна по спутнику , возможно, когда судно находится в зоне его радиовидимости                 , при этом особенно качественные (надежные) обсервации получаются, если угловая высота на горизонтом находится в пределах от 10̊ до 75̊ . При малых высотах бывает высокий уровень помех и большое затухание радиоволн в атмосфере. При больших высотах изолинии пересекаются под очень острым углом, что приводит к большим погрешностям по долготе.

2.   Разность координат ОМС по GPS и с навигационных карт: при использовании спутниковой обсервации следует также иметь в виду методическую погрешность, возникающую от применения в спутниковой РНС и при составлении морских навигационных карт различных референц-эллипсоидов и различных опорных геодезических систем. Поэтому координаты места судна, определенного по спутниковой GPS, могут не совпадать с координатами места, снятого с карты. Расхождения могут быть от несколько десятков до несколько сотен метров.

3.    Задержка информации РЛС является основным ограничением, т. е. наличие значительного интервала времени (1-3 мин.) между изменением ситуации вследствие маневра. Кроме того, вследствие радиолокационных помех, волнения моря, метеорологических аномалий, малой отражающей поверхности некоторых судов и объектов отдельные цели могут быть вообще не обнаружены или не обнаружены своевременно.

4.   Погрешность тренажера: на фоне погрешностей и не точностей в работе навигационного оборудования нельзя не учитывать и фактор погрешностей,, возникших из-за математических моделей движения самого судна (погрешности тренажера), а также математических моделей самих погрешностей (Фильтрация Калмана).

При анализе проделанных задач , где в первом варианте происходит рост значений невязки при изменении маневра на 45 ͦ, 90 ͦ, и на 180 ͦ,также во второй задаче, где наблюдается увеличение данных невязки при изменении расстояния и пеленга с различными ориентирами, при равном маневре, так и в третей задач с изменением района плавания, тенденция роста динамики значения невязки с двух данных систем координат, GPS и РЛС, не уменьшилась.

Из сказанного нужно отметить, что целью работы являлось рассмотрение навигационной задачи на предмет определения местоположения судна, в зависимости от изменения значения курса, выявили увеличение погрешности определения ОМС при использовании GPS. Вследствие чего, необходимо контролировать положение вторичной системы позиционирования с помощью РЛС – ECHOREFERENCE, функционал ECDIS, которые отражают место судна при изменении пеленга (дистанции) на опорный эхо-сигнал выбираемого ориентира в непрерывном режиме. (В навигации непрерывность составляет 1 секунду.) Но определение места судна с помощью данных систем для безопасного плавания недостаточно, так как они отображают местоположение приемных антенн, а значения контура судна, отображаемого на электронной карте, имеют погрешность.

Исходя из всего сказанного визуальный контроль, в реальных условиях плавания, в целях безопасности обязателен. (В условиях тренажерного комплекса NTPRO 5000 отсутствует имитация визуального контроля в виду ограниченной лицензии.)

 

Список литературы

1.     Андреенков, В.Г. Теория устройства судна/ А.В. Самохвалов: Учеб. пос. для вузов водного транспорта. – 3- е изд., перераб. и доп.- Новороссийск: НГМА, 2003.-176 с.

2.     Смирнов, Е.Л. Технические средства судовождения/ А.В. Яловенко, А.А. Якуменков. Теория: Учебник для вузов/Под ред. Е.А. Смирнова. – М.: Транспорт, 1988. – 376 с.