Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Авторы:
Город:
Мурманск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2019г.

В государственной программе «Развитие судостроения на 2013 – 2030 годы» записано: «Россия имеет почти 40 тысяч километров береговой черты, 100 тысяч километров внутренних водных путей, значительная доля внешней торговли обслуживается морским транспортом, до 25% мировых запасов углеводородного сырья расположено на российском шельфе. Поэтому судостроительная промышленность в значительной мере определяет, и всегда будет определять, национальную безопасность России во всех сферах морской деятельности».

Российское судостроение – один из главных плацдармов подъема экономики России и придания ей инновационного характера. Пока в нашей стране развивается, прежде всего, военное судостроение. Две трети всех заказов, получаемых российскими корабелами, – это заказы на выпуск военно–морской техники. Однако совсем не так обстоит дело с гражданским судостроением. Положение дел в области гражданского судостроения, в один голос заявляют специалисты, вызывает тревогу. Ситуация и сегодня остается тревожной. Средний возраст российских судов приблизился к 36 годам [1].

По признанию специалистов, технологическое отставание в гражданском флоте к 2010 году стало просто неприличным. Заводское оборудование было изношено: уровень квалификации рабочих и инженеров являлся крайне низким. По этим причинам невозможно было внедрять инновационные технологические и проектные решения. За это десятилетие российское судостроение заметно изменилось за счет закупок импортного оборудования. Однако системного обновления не произошло. Как отмечает «Российская газета», «потратив массу денег на модернизацию, мы по–прежнему строим дорого и медленно» [1].

Задачи модернизации поставлены не только перед судостроительным производством, но и перед судоремонтной отраслью. В настоящее время на ряде судостроительных и судоремонтных предприятий нашей страны, оснащенных в 70-х – 80-х гг. прошлого века передаточными плавучими доками, идет подготовка к реконструкции с целью совершенствования методов и средств, обеспечивающих строительство судов, в том числе оснащения их новыми спускоподьемными сооружениями, поскольку приближается окончание срока службы существующих [2].

Сегодня большинство предприятий судостроения имеют весьма низкий уровень производительности труда и высокую трудоемкость производственных процессов (в 3 – 5 раз выше, чем за рубежом).

На данный момент экономическая государственная политика как на федеральном, так и на региональном уровне еще не включает мер, непосредственно стимулирующих предприятия к модернизации и развитию производственных систем [3].

В области рыболовства особенно плачевным (кризисным) состоянием характеризуется отечественный рыбопромысловый флот. В 2017 г. 92% промысловых судов использовались сверх нормативного срока службы [4].

В последние годы вопросам развития судостроительной промышленности в России уделяется особое внимание, чего не скажешь о судоремонтной отрасли. Судоремонт всегда востребован, так как с постройкой любого плавучего средства, возникает необходимость его ремонта. Известно, что на судоремонтных предприятиях организационно-технический уровень производства определяет технические возможности ремонта и докования судов. Чем выше этот уровень, тем шире возможности проведения всестороннего комплексного ремонта в сокращенные сроки. Среди многих факторов и предпосылок, повышающих экономическую эффективность судоремонтного производства, один из важнейших – совершенствование его организации и управления. Значительную роль играет подготовка производства при решении комплекса вопросов оптимальной организации производства. Необходимость улучшения организации технической подготовки производства диктуется рядом соображений, связанных с выявлением резервов повышения эффективности судоремонта, производительности труда и обеспечение высокого качества ремонта судов и другой продукции судоремонтных предприятий.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 говорится о прорывном научно-технологическом и экономическом развитии России, в число целей стратегического развития входят:

– ускоренное технологическое развитие Российской Федерации;

–    увеличение числа организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;

– обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике;

–    создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительных экспортоориентированных секторов на основе современных технологий и высококвалифицированных кадров [5].

Одно из основных требований, предъявляемых сегодня к судоремонту, – это технологичность в изготовлении, минимальная стоимость и максимальная надежность в эксплуатации. Одного только повышения качества и прочности металла недостаточно для обеспечения надежности и долговечности, необходимо проведение различных технологических операций, таких, как резание, сборка, сварка, термическая обработка и т.д.

Количественные и качественные изменения состава морского флота, перспектива его развития на основе научно-технического прогресса выдвинули ряд проблем в области судоремонта и наметили основные направления совершенствования его организации. Дальнейшее развитие судоремонта должно быть направлено на сокращение сроков и повышение качества ремонта судов. Сокращение сроков ремонта судов и улучшение его качества – один из основных резервов повышения эффективности использования флота. Большая роль в достижении целей отводится коллективам судоремонтных заводов, призванных направить свои усилия на осуществление мер по ускорению сроков ремонта судов при обеспечении основных показателей производственно–хозяйственной деятельности предприятия. При этом необходимо повысить производительность труда, обеспечить дальнейшее повышение уровня механизации ручного труда, уровня механизации сварочных, наплавочных, газорезательных работ. Одновременно с этим необходимо внедрять комплекс организационных мероприятий, в том числе организацию работы судоремонтных заводов в оптимальном режиме ремонта судов, повышение уровня механизации трудоемких работ, внедрение комплексной системы управления качеством продукции. Одно из основных направлений в комплексе таких мероприятий – организация ремонта судов в оптимальном режиме. Для успешного решения этой проблемы существенное значение имеет дальнейшее развитие и совершенствование коллективных, бригадных форм организации и оплаты труда; расширение охвата рабочих бригадными формами организации труда, создание специализированных, комплексных и укрупненных бригад; организация на основе комплексных бригад специализированных предметно – замкнутых участков по ремонту и изготовлению судовых механизмов, узлов, конструкций; развитие бригадного хозрасчета с использованием метода бригадного подряда и оплатой труда по конечным результатам. Объем производства должен увеличиться за счет повышения производительности труда без дополнительного увеличения численности рабочих. Необходимо создание модели стратегического развития, которая позволит провести обновление, модернизацию или замену большей части используемых технологий и оборудования, изменит производственные отношения. Перед российским судостроением и судоремонтом стоят задачи обеспечения существенного роста производительности труда и повышения конкурентоспособности предприятий. Эти задачи накладывают на судостроительные и судоремонтные предприятия определенные обязательства, требуют постоянного поиска и использования внутренних резервов повышения эффективности производства, совершенствования форм и методов организации и управления производством.

 

Список литературы

 

1. Волков А. Большим кораблям – большое плавание // Знание – сила. –2018. – №7. – С. 4 – 8.

2. Смирнов А.Г. Использование плавучих доков для спуска судов на воду и подъема с воды на берег// Морской вестник. – 2018. – №3 (66). – С.43 – 47.

3.  Соловьев А.С., Тарица Г.В. Развитие производственных мощностей для повышения производительности труда и качества строящихся судов // Морской вестник. – 2018. – №2 (66). – С.20 – 22.

4.   Исмаилов А.И., Попов А.Н., Пучнин В.В. Проблемы и стратегические приоритеты развития морской деятельности РФ на период до 2030 года // Морской вестник. – 2018. – №3 (66), – С.116 – 120.

5.   Шалаев А., Сироткин Р. Инструменты стандартизации в реализации приоритетных направлений развития // Стандарты и качество. – 2018. – № 10. – С. 20 – 23.