Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ СТАРОБРЯДЦЕВ И СЕКТАНТОВ В ХОДЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1905 – 1906 ГГ.

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2016г.

   Как общеизвестно, к началу двадцатого века в России существовали различные вероисповедальные направления, включающие как традиционно –  организованные религиозные верования (православие, ислам, буддизм), так и менее организованные, возникшие в результате раскола традиционных религиозных верований (в частности, старообрядчество в результате раскола православия), так и вновь появляющихся и не являющихся традиционными (например, секты).

   В этих условиях государство в числе прочих реформ, в силу необходимости регулирования правового положения различных религиозных групп на фоне революционных настроений в обществе, проводило соответствующую конфессиональную реформу, в том числе и относительно старообрядцев и сектантов.

   Таким образом, объект моего исследования - правовое положение старообрядцев и сектантов по конфессиональной реформе 1905 – 1906 г. Предметом же исследования является правовое оформление конфессиональной реформы 1905 – 1906 г. относительно старообрядцев и сектантов в свете законодательного оформления разграничения их правового статуса, так как данный аспект подробно не освящался в соответствующей правовой историко – научной или историко- учебной литературе.

    Актуальность данного исследования состоит в том, что в современных условиях нашему государству, для продолжения его существования как суверенного и решения задач по дальнейшему развитию и модернизации, крайне важно сохранить межэтнический и межконфессиональный мир и согласие в отношении всех религиозных групп, не нарушающих законы и существующих в РФ по сей день. Именно данный отечественный историко- правовой опыт может быть полезен в данной ситуации.

    Историография данной проблематики представлена разными работами, на страницах которых нашло своё отражение исследование эволюции правового статуса представителей разных религиозных групп (например, работами Кострова А.В. «Старообрядчество и старообрядческая историческая мысль во второй половине XIX – начале XX вв.», Машковицкой В.В. «Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во второй половине  XIX - начале  XX века»).  При этом,  разные  авторы  в основном обращались  к разработке проблем, связанных с положением какой-либо одной религиозной группы, например, старообрядцев. Вместе с тем, есть необходимость рассмотреть, какие изменения коснулись правового статуса и старообрядцев и сектантов, которые до 1905 г. уравнительно именовались раскольниками. Подобное исследование облегчает то обстоятельство, что и после 1905 г. в Российской империи продолжали выходить под одной обложкой сборники законов, посвящѐнных этим разным группам населения (например, вышедший сборник законов касательно старообрядцев и сектантов под редакцией Веденского А. в 1912 г. в Одессе).

     Правовой статус старообрядцев характеризовался тем, что впервые данная реформа, законодательно оформленная в Указе императора Николая 2 от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», закрепила за последователями этого религиозного течения в пункте седьмом данного указа это название:

«Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам…», признав их в качестве последователей православия, не согласных только с некоторыми церковными обрядами, заменив употребляемое до этого к данной конфессиональной группе населения название раскольников, и тем самым приблизив их правовой статус к статусу православный верующих.1

     Помимо этого старообрядцам, согласно данному юридическому акту, было разрешено иметь свои молельни, своих духовных лиц, открывать школы, заниматься хозяйственной деятельностью, иметь брачные союзы на правах инославных, производить метрические записи новорожденных, а также право на возможность освобождения от армейского призыва духовным проповедникам данного вероучения, что способствовало дальнейшему расширению старообрядцев в своих правах и их вовлечению в общественную жизнь российского государства.

   Данные права закреплялись, к примеру, в пунктах: четвертом: «Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры»; восьмом: «Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий»; одиннадцатом: «Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков» данного указа. 2

    В целях реализации данных прав за старообрядцами, согласно данной реформе, как впрочем, и за сектантами, было закреплено положение о праве на образование старообрядческих общин как легальных религиозных организаций, посредством которых старообрядцы и сектанты могли реализовывать свои права.3

   Однако государство, пойдя на такое смягчения в своей конфессиональной политике по отношению к старообрядцам, в полной мере не отказалось и от репрессивного метода своего воздействия на староверов, что можно обнаружить и в самом указе Николая 2 от 17 апреля 1905 г.

     Например, пункт десятый касался некоторых административных ограничений при отправлении религиозных церемоний и обрядов: «Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом».

    Пункт же девятый указа также предусматривал обязательное участие административных гражданских властей при назначении на духовные должности духовных лиц старообрядцев и сектантов, путем их утверждения: «Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью..».

   

1 Веденский А. Действующие законоположения касательно сектантов и старообрядцев. Одесса, 1912 г. С. 7.

2 Там же. С. 7

3   Белов Ю.С. Правительственная политика по отношению к неправославнымвероисповеданиям в России в 1905–1917 гг.: Дис. … канд. ист. наук. СПб, 1999. С. 201.


    Пункт шестой предусматривал наказание за неправомерные и незаконные действия, учиненные из религиозных побуждений: «…учинение же изрелигиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности».4

    Рассматривая правовое положение сектантов,  стоит отметить то, что за ними также как и за старообрядцами, согласно Указу Николая 2 «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г., закреплялись права на отправление богослужения, наличие своих духовных лиц, открытие школ, молельных домов, семейно – брачные права на правах инославных, права о записи метрик новорожденных и освобождения от призыва в армию духовных лиц данных сектантских учений, а также право на образование, как и у старообрядцев, общин, в соответствующих пунктах указа, приведенных в качестве примеров ранее.

    Государство, тем не менее, также как и в отношении старообрядцев, сохранило репрессивные методы воздействия относительно сектантов, прослеживающиеся в тех же пунктах императорского указа от 17 апреля 1905 г., также приведенных в качестве примеров ранее.

    Однако, несмотря на закрепление общих вероисповедальныхправ и свобод, а также репрессивных методов госудасртвенного воздействия, старообрядцы и сектанты в ходе конфессиональной реформы 1905 – 1906 г., тем не менее, были выделены в отдельные категории неправославных верующих в пункте пятом соответствующего императорского указа от 17 апреля 1905 г.: «Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи «изуверных» учений, самая  принадлежность к коим наказуема в  уголовном порядке…», что предполагало некоторое различие в их правовом статусе.5

     Старообрядцы, кроме некоторых согласий в беспоповском течении, уравненных по идеологическим основам их учений с «изуверными» учениями, были признанны в качестве законных религиозных течений на правах инославных религий, приближенных к православной, чьи последователи могли абсолютно свободно осуществлять свою деятельность в пределах установленных законных предписаний, в частности, право на образование юридического лица, в том числе и посредством образования общин, на введение предпринимательской деятельности.

    Вопрос о правовом положении сект решался более сложно и был связан, прежде всего, с этническим компонентом и этнической политикой официальных властей, т. к. старообрядчество было присуще только русскоэтническому населению империи.6

   На практике это выразилось в «двойном стандарте властей» к сектантам-раскольникам, отделившимся от православия, и сектантам, вышедшим из инославных исповеданий.

    Например, первые считались значительно более опасными, чем вторые. В то время как баптисты нерусского происхождения, перешедшие в баптизм главным образом из протестантских конфессий, по закону 1879 г. получили право на свободу вероисповедания, русские прозелиты баптизма подвергались преследованию на основании закона 1894 г. (поскольку русский баптизм считался разновидностью штундизма). Кроме того, известна терпимость правительства к пацифистским взглядам немцев-менонитов, которым была гарантирована альтернативная служба, и нетерпимое отношение к аналогичным взглядам части духоборов (постников), которые в результате жестоких гонений вынуждены были покинуть Россию.7

    В этой связи российская власть с начала двадцатого века на фоне революционности общества покровительственно отнеслась к старообрядцам, за исключением приравненных по идеологическим основам их вероучений к «изуверным» учениям некоторых согласий в беспоповском направлении, как к консервативной силе и надежной опоре государства, в то время как сектанты продолжали рассматриваться как сила деструктивная, враждебная православной и иным традиционным церквям и государственным устоям, что выразилось в соответствующем подходи властей к вопросу о сектах.

   С одной стороны, сектантские течения, признанные государством в качестве легальных и законных, имели равный правовой статус по отношению к старообрядцам в части основных прав и свобод (свобода вероисповедания и т.д.), провозглашенных соответствующим указом императора от 17 апреля 1905г., но подвергались при их реализации более усиленному контролю со стороны властных структур, по сравнению со старообрядцами.

    

4 Веденский А. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов. Одесса, 1912. С. 7.

5 Веденский А. Действующие законоположения касательно сектантов и старообрядцев. Одесса, 1912 г. С. 7.

6   Костров А.В. Старообрядчество Байкальской Сибири в «переходный» период отечественной истории (1905-1930-е гг.). Иркутск, 2010. С.104.

7   Белов Ю.С. Правительственная политика по отношению к неправославным вероисповеданиям в России в 1905–1917 гг.: Дис. … канд. ист.наук. СПб, 1999. С. 201.


    Ярким тому подтверждением может служить преамбула к циркуляру П.А. Столыпина от 4 ноября 1910 г.:

«Старообрядцы, признанные догматически почти тождественными с православными, не могут почитаться представителями какого-либо особого вероучения. Поэтому правительство рассматривает старообрядчество как выразителя исторически сложившегося, но ошибочного воззрения на каноничность Российской Православной Церкви. В связи с этим и ввиду теснейшего союза, в котором Государство находится с Православной Церковью, Правительство строго отделяет старообрядчество от сектантства, находя, что те разноствующие понимания, которые разъединяют православных и старообрядцев, относятся всецело к области канонической и потому не требуют вмешательства Государства».8

    В то же время принимаются циркуляры, направленные на усиление административного контроля относительно деятельности сект. Например, 12 мая 1911 г. П.А. Столыпин издал циркуляр, в соответствии с которым постройка новых сектантских молитвенных домов была возможна лишь с разрешения министра внутренних дел при условии наличия необходимых для строительства денежных средств, сбор которых начинался опять же после разрешения министра внутренних дел и соответствия проекта требованиям Устава строительного.9

    При этом при проведении реформы в Указе императора Николая 2 от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» были закреплены так называемые «изуверные» учения, которые являлись незаконными, принадлежность к которым наказывалось уголовно.10Под понятия «изуверного» учения как раз таки и подпадали секты, не признающие церковного брака, отсыказывающиеся молиться за царя, нарушающие или не признающие официальные государственные законы. К числу таких сект принадлежали, в частности, скопцы, хлысты, штундисты, молокане, а также некоторые согласия в беспоповском направлении старообрядчества, имевшие сходные взгляды с последователями «изуверских» учений, и потому не отнесенные властями к категории старообрядцев и тем самым приравненные в своем правовом статусе к запрещенным сектам, что может являться свидетельством наличия избирательного компонента в подходе властей в вопросе веротерпимости, основанного на критерии отношения религиозных вероучений к существующему общественно – политическому строю и императорской власти.11

   Именно данные ограничения, практически не присущие применительно к старообрядческому течению, за исключением выделенных и отнесенных к категории запрещенных законом «изуверных» сектантских учений некоторых согласий в беспоповском течении, вследствие их идеологической близости к последним, а также их формальное разделение на разные категории не православных, и влияли на весьма заметное фактическое различие в правовом статусе старообрядцев и сектантов, несмотря на их уравнение в провозглашаемых в императорском указе Николая 2 от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» в основных правах и свободах.

    Из сравнительного анализа данных правовых статусов можно заключить, что официальные власти, пойдя на либерализацию духовной жизни российского общества того времени, разграничили понятия старообрядцев, проявив в их отношении более «мягкий подход» и признав их инославными официальными законными религиозными течениями на территории Российской империи, близкими к православию, за исключением упомянутых ранее некоторых согласий в беспоповском направлении старообрядчества в силу их идеологической близости к «изуверным» учениям, вследствие чего приравненных по своему правовому статусу к последним, и собственно сектантов, проявив к данной конфессиональной группе населения дифференцированный подход.

   Дифференцированный подход властей к сектантам заключался в их разграничении на сектантов, подпадающих под понятие инославных религиозных течений, близкого по своему статусу к старообрядцам, за исключением некоторых согласий в беспоповском направлении, приравненных по идеологическим основам их учений к «изуверным» учениям, в части основных прав и свобод, но с большим административным контролем при их реализации, и сектантов, чья деятельность являлось законно запрещенной.

      Таким образом, одним из итогов конфессиональной реформы 1905 – 1906 г. в Российской империи явилось законодательное разграничение правового статуса старообрядцев и сектантов, позволившее как реализовать права населения государства на свободу совести и вероисповедания, так и возможность официальных властей контролировать данные процессы, что весьма оправданно в целях поддержания общественной безопасности и порядка в государстве, т. к. идеология некоторых сект (например, в части непризнания государственных законов) действительно угрожала общественной безопасности и правопорядку, но с сохранением при этом большего покровительства официальных властей РПЦ, остававшимся некоторым недоверием к не православным религиозным течениям, несмотря на объявление веротерпимости, выразившийся в закреплении различных правовых статусов между различными религиозными направлениями и течениями законодательно, в том числе собственно и между старообрядцами и сектантами.

 

8 Собрание постановлений по части вероисповеданья. СПб, 1911. С. 234.

9 Белов Ю.С. Правительственная политика по отношению к неправославным вероисповеданиям в России в 1905–1917 гг.: Дис. … канд. ист. наук. СПб, 1999. С. 214.

10 Веденский А. Действующие законоположения касательно сектантов и старообрядцев. Одесса, 1912 г. С. 7.

11   Костров А.В. Старообрядчество и старообрядческая историческая мысль во второй половине XIX - начале XX вв. Иркутск, 2006. С. 99.



 

Список литературы

1.      Белов, Ю.С. Правительственная политика по отношению к неправославным вероисповеданиям в России в 1905–1917 гг.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Белов Юрий Станиславович. – СПб., 1999 г. – 493 с.

2.      Веденский А. Действующие законоположения касательно сектантов и старообрядцев / А. Веденский. – Одесса, 1912 г. – 416 с.

3.      Костров А.В. Старообрядчество и старообрядческая историческая мысль во второй половине XIX - начале XX вв. / А.В. Костров; ред. А. В. Дулов. – Иркутск: Оттиск, 2006 г. – 159 с.

4.      Костров А.В.  Старообрядчество Байкальской Сибири в «переходный» период отечественной  истории (1905-1930-е гг.) / А.В. Костров. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2010 г. - 444 с.

5.      Машковцева В.В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во второй половине XIX - начале XX века: автореф. дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Машковцева Виктория Вячеславовна. - Ижевск, 2012 г. - 27 с.

6.      Собрание постановлений по части вероисповеданья. – СПб.: печатано в типографии Министерства Внутренних Дел, 1911 г. – 694 с.