Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
29 января 2016г.

     В современных условиях важно точное определение правового положения органов национальной безопасности. Настоящая проблема является актуальной для всех современных государств. Это связано с тем, что роль органов национальной безопасности в деятельности государственного механизма является достаточно высокой как на уровне влияния на принятие высшими должностными лицами решений по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики, так и на уровне реализации полномочий исполнительно-распорядительного характера.

    Различные правовые аспекты деятельности органов национальной безопасности зарубежных стран освещались в работах таких ученых, как М.Ю. Дундуков, В.М. Редкоус, Е.З. Трошкин [1], а так же ряда ученых поднебесной - Сюй Цзянь [2], Чжан Инин, Ли Сяоань, Лю Миньшэн, Ци Шэнли. В книге Ли Лупина «Вооруженные силы и нетрадиционные угрозы безопасности» дана характеристика основных типов нетрадиционных угроз, их влияния на международные отношения и национальную безопасность, раскрыта роль Народно-освободительной армии Китая в борьбе с ними. Однако в данных работах были затронуты далеко не все аспекты правового регулирования организации органов национальной безопасности зарубежных государств. В России не проводились научные исследования, посвященные изучению правовых основ организации и органов национальной безопасности КНР. Рассмотрим особенности правовой основы организации и деятельности органов национальной безопасности Китайской Народной Республики. Под правовой основой будем понимать как систему нормативных правовых актов, устанавливающих систему органов национальной безопасности КНР и регулирующих их деятельность. Правовую основу организации и деятельности органов национальной безопасности составляют преимущественно нормы конституционного и административного права. Это связано в первую очередь с тем, что деятельность органов национальной безопасности КНР носит публично-правовой характер и направлена на защиту основ конституционного строя, суверенитета территориальной целостности, прав и свобод человека и гражданина от внешних и внутренних угроз.

    Деятельность органов национальной безопасности КНР регулируется законами, принимаемые Всекитайским собранием народных представителей КНР и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей КНР; нормативными правовыми актами Государственного совета КНР (во-первых, временные законы по делегированию полномочий Государственному совету на их издание высшими законодательными органами, во-вторых, акты Государственного совета, принимаемые в осуществлении своих конституционных полномочий. Данные акты имеют подзаконный характер); законы местного характера, принимаемые Собраниями народных представителей и их Постоянными комитетами; правила Министерств и комитетов Государственного совета КНР (они носят подзаконный характер). Кроме того, в соответствии с законодательство КНР правотворчеством в военной сфере обладает Центральный военный совет КНР. Данный орган на практике является партийно-государственным. Вместе с тем главные штабы ЦВС, рода войск, военные округа могут, в соответствии с законодательством КНР и принятым Центральным военным советом КНР законодательством в военной сфере, решениями и приказами в пределах своей компетенции принимать правила в военной сфере. Все эти  нормативные правовые акты принимаются только в вооруженных силах, и  только Центральный военный совет КНР имеет право их изменять или отменять.

    Ведущую роль в системе спецслужб КНР играет Министерство государственной безопасности. Общее руководство и контроль за деятельностью МГБ КНР осуществляет Центральный Комитет Коммунистической партии Китая. В соответствии с Законом КНР «О контрразведке» [3] основными направлениями деятельности МГБ КНР являются разведка, контрразведка, защита политического и государственного строя, общественного порядка и важных государственных объектов.

    Целями и задачами МГБ КНР являются:

1)      осуществление контрразведывательных функций на территории страны, предотвращение или пресечение подрывной деятельности иностранных спецслужб против КНР;

2)      добывание разведывательной информации, касающейся потенциальных противников Китая;

3)      добывание иностранных  передовых технологий во всех отраслях, в том  числе военной и  военно- технической;

4)      обеспечение государственных интересов во внешней политике, бизнесе и торговле;

5)      участие в борьбе с международным терроризмом;

6)      контроль за группами китайских студентов и диссидентов, пребывающими за границей;

7)      участие в охране государственной границы.

    Структурно МГБ КНР состоит из бюро агентурной разведки на территории Китая; бюро зарубежных операций; бюро операций в Гонконге, Макао, Тайване; бюро оперативно-технического обеспечения; бюро координации региональных отделов МГБ КНР; бюро контрразведки; бюро обработки и анализа поступающих разведывательных данных; институт современных международных отношений; управление собственной безопасности, координации особых отделов в Народной освободительной армии Китая; бюро сбора научно- технической информации; бюро радиоэлектронной разведки и компьютерной безопасности; бюро иностранных дел, информационное агентство Синьхуа. Характеристика этих структурных подразделений не раскрывается, в связи с их засекречиванием. Общая численность личного состава МГБ КНР составляет около 350 тыс. человек.

     Характеризуя в целом современную систему специальных служб КНР можно выделить следующие особенности: жесткий контроль за деятельностью со стороны Коммунистической партии Китая; наличие сложной системы руководящих и координирующих органов, осложняющих взаимодействие между специальными службами, находящимися в подчинении Министерства обороны КНР и Министерства общественной безопасности КНР (в структуру МОБ КНР входит департамент разведки и контрразведки); диверсификация полномочий в деятельности МГБ КНР и МОБ КНР и др.

   Выделим особенности правовых основ организации и деятельности органов национальной безопасности КНР.

    Правовое положение китайских спецслужб, система контроля и подотчетности опираются на нормы Конституции КНР [4]. Органы национальной безопасности КНР полностью подконтрольны ЦК КПК, Центральному военному совету КНР и Государственному совету КНР, которые осуществляют общее руководство разведывательной и контрразведывательной деятельность.

    Важнейшее место в правовой основе деятельности органов национальной безопасности КНР уделяется защите государственной тайны. Данный аспект регулируется Законом КНР «О защите государственной таны» [5], который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением  сведений к государственной  тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Китайской Народной Республики.

    Большое внимание китайские законодатели уделяют вопросам правового регулирования борьбы с терроризмом. 27 октября 2014 г. на одиннадцатой сессии Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва был рассмотрен законопроект Закона КНР «О борьбе с терроризмом» [6]77. Настоящий законопроект вырабатывает активную антитеррористическую политику, так как он позволяет применять силовые меры для предотвращения терактов.

    Знание особенностей правовой основы организации и деятельности органов национальной безопасности КНР необходимо для совершенствования правовой основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а так же для совершенствования взаимодействия между правоохранительными органами и спецслужбами России и Китая по реализации общих задач в области национальной безопасности.

   77  反恐怖主义法(草案)(2014年10月27日第十二届全国人大常委会第十一次会议初次审议了)  URL:  http://www.mps.gov.cn. О  борьбе с  терроризмом: Закон КНР (проект) (11-я сессия Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва 27.10.2014 г.) / пер. А.Ю. Манцурова.

Список литературы

1.      Дундуков М.Ю. Разведка в государственном механизме США. М.: Кучково поле, 2008. 448 с.; Трошкин Е.З. Секреты французской разведки / Под. Ред. С.В. Лекарева. М.: ООО «Комментарий», 2003. 320 с.; Редкоус В.М. Законодательное обеспечение национальной безопасности в государствах-участниках СНГ и его учет в российских условиях: Монография. Пятигорск. 2008. 340 с.

2.      徐坚―非传统安全问题与国际安全合作‖, 当代亚太》2003年第3期. Сюй цзянь «Нетрадиционные вопросы безопасности и сотрудничество в области обеспечения международной безопасности», Журнал «Современный азиатско- тихоокеанский регион». 2003. № 3. / пер. А.Ю. Манцурова.

3. 3.中华人民共和国反间谍法(2014年11月1日第十二届全国人民代表大会常务委员会第十一次会议通过)URL: http://www.mps.gov.cn. О контрразведке: Закон КНР (принят на 11-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва 01.11.2014 г., обнародован Указом Председателя КНР от 01.11.2014 г. № 16) / пер. А.Ю. Манцурова.

4. 中华人民共和国宪法. 北京: 2013. 共51页 / пер. изд.: Конституция КНР. – Пекин, 2013. – 51 с.

5. 中华人民共和国保守国家秘密法(1988年9月5日第七届全国人民代表大会常务委员会第三次会议通过)URL: http://www.mps.gov.cn. О защите государственной тайны: Закон КНР (принят на 3-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР седьмого созыва 05.09.1988 г., обнародован Указом Председателя КНР от 05.09.1988 г. № 28) / пер. А.Ю. Манцурова.

6. 反恐怖主义法(草案)(2014年10月27日第十二届全国人大常委会第十一次会议初次审议了) URL: http://www.mps.gov.cn. О борьбе с терроризмом: Закон КНР (проект) (11-я сессия Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва 27.10.2014 г.) / пер. А.Ю. Манцурова.