Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О НЕДОСТАТКАХ В СОДЕРЖАНИИ КОНТРАКТА О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2018г.

Судя по развитию событий, в ближайшей перспективе в России преобладающей формой прохождения гражданами военной службы станет служба по контракту. Как отметил начальник Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-полковник В. Горемыкин, в 2017 году уже 405 тысяч воинских должностей в Вооружённых Силах РФ, подлежали замещению военнослужащими по контракту [1]. Поэтому государство вынуждено обеспечивать соблюдение на военной службе конституционных норм о труде, которые, как известно, носят универсальный и межотраслевой характер, а потому, как уже было неоднократно отмечено в научной литературе, с определёнными ограничениями распространяются и на военнослужащих[2].

К сожалению, сегодня сложилась парадоксальная ситуация - военнослужащие, нуждаясь в особой защите своих прав и социальных льгот, проходят службу по контрактам, в которых их права явно не обозначены. Правда, в тексте типового контракта, форма которого приведена в Положении о порядке прохождения военной службы[3], закреплено положение о том, что орган военного управления обеспе- чивает соблюдение прав военнослужащего, заключившего контракт, и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством. Однако такую формулировку вряд ли можно считать удачной и поэтому она подвергается справедливой критике со стороны представителей правозащитных организаций[4], так как права военнослужащих, не будучи ясно сформулированными и точно выраженными в тексте контракта, не могут быть эффективно защищены. Дальнейший анализ контракта о прохождении военной службы позволяет сделать вывод о его юридической неполноте в связи с отсутствием в нём дифференциации по условиям и месту службы[5], что, несомненно, снижает его юридическое значение.

Надо отметить, что государство, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера[6].

Несмотря на то, что военно-служебная деятельность и социальное обеспечение военнослужащих строго дифференцированы, сами военнослужащие, заключая при поступлении на военную службу контракт с военным ведомством, по сути, лишены права выбора. Они не могут знать, какие обязанности военной службы им предстоит в дальнейшем выполнять, хотя в текст контракта входит обязательство гражданина добросовестно исполнять как общие и специальные, так и должностные обязанности.

Важнейшие положения контракта о прохождении военной службы носят отсылочный характер, при этом основные нормативные правовые акты, регулирующие военно-служебные отношения, в его тексте не названы. Всё это приводит к постоянным нарушениям прав военнослужащих со стороны органов военного управления, о чем регулярно сообщают средства массовой информации[7].

Надо заметить, что до 1998 года граждане РФ при поступлении на военную службу по контракту заключали с военным ведомством один из следующих видов контрактов:

1)   о прохождении военной службы в кадрах ВС РФ, других войск, органов внешней разведки или федеральных органов государственной безопасности;

2) о прохождении военной службы в кадрах конкретной воинской части;

3) о прохождении военной службы на конкретной должности в конкретной воинской части[8]. Представляется, что такая система позволяла в большей степени учитывать интересы граждан.

Поэтому было бы целесообразным к ней вернуться, добавив сюда дифференциацию не только по конкретным должностям и воинским частям, но и по месту военной службы. Предполагается, что военнослужащие, направляемые в районы Крайнего Севера и другие местности с неблагоприятными климатическими условиями, в районы проведения контртеррористических операций, а также за пределы Российской Федерации должны подписывать контракты, срок действия которых должен быть ограничен сроком нахождения в указанных районах и местностях. Сказанное позволяет констатировать, что большая дифференциация контрактов о прохождении военной службы позволит гарантировать соблюдение интересов военнослужащих.

Кроме того, определённость в правах и обязанностях сторон также отвечает потребностям федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, и Вооружённых Сил в целом, поскольку пребывание на военной службе граждан, чьё отношение к дальнейшему её прохождению изменилось, способно негативно сказаться на обороноспособности государства, поскольку такие военнослужащие не имеют мотивации к добросовестному воинскому труду. Поэтому в содержание контракта о прохождении военной службы должны включаться условия, свойственные всем соглашениям о труде и определяющие срок действия контракта: место службы и воинская должность, права и обязанности сторон; размер оклада по воинской должности и по воинскому званию, перечень месячных и иных дополнительных выплат, а также порядок их индексации. Права и обязанности военнослужащего и федерального органа исполнительной власти, с которым заключается контракт, в его тексте либо излагать полностью, или, если их объем слишком велик, включать в текст контракта в отсылочной форме с указанием на конкретные правовые акты, содержащие соответствующие положения.

Большая определённость и стабильность военно-служебных отношений и обязанностей Российской Федерации в этой сфере позволит привлечь в Вооружённые Силы РФ достаточное количество граждан, обладающих высокими моральными качествами и необходимой квалификацией, повысит конкуренцию при поступлении на военную службу. В конечном счёте, это будет способствовать решению целого ряда проблем, стоящих перед военной организацией страны, и повышению обороноспособности России.

 

1 Число контрактников в российской армии превысило количество призывников. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: http://www.interfax.ru/russia/557259. (Дата обращения: 6.12.2017).   2 Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: учебник: В 2 т. Т.1. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Статут, – 2009. – С. 434.

3 Вопросы прохождения военной службы: Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 8.10.2017) // СЗРФ. – 1999. – № 38. – Ст. 4534.

4 Коваленко Н. Дедовщина в армии сменилась «землячеством» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.vz.ru/incidents/2017/8/3/881291.html. (Дата обращения: 6.12.2017).

5 Антипьева Н.В. Контракт о прохождении военной службы как соглашение о труде // Российский юридический журнал. – 2006. – № 4. – С. 88.

6 По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ "АвтоВАЗ" и "Комбинат "Североникель", обществ с ограниченной ответственностью "Верность", "Вита - Плюс" и "Невско - Балтийская транспортная компания", товарищества с ограниченной ответственностью "Совместное российско – южноафриканское предприятие "Эконт" и гражданина А.Д. Чулкова": постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 27 апр.2001 N 7-П // СЗРФ. – 2001. - № 23. – Ст. 2409.

7 Тактаров В. Рабы в погонах. Почему в армии работают по 15 часов и не видят отпуска? – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://life.ru/t/расследования/1056181/raby_v_poghonakh_pochiemu_v_armii_rabotaiut_po_15_chasov_i _nie_vidiat_otpuska. (Дата обращения: 6.12.2017).

8 О воинской обязанности и военной службе : Закон РФ от 11 фев. 1993 г. № 4455-1(ред. от 09.05.1996) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 9. – ст. 325.



Список литературы

 

1.     Антипьева Н.В. Контракт о прохождении военной службы как соглашение о труде // Российский юридический журнал. – 2006. – № 4. – С. 85-95.

2    Вопросы прохождения военной службы: Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 8.10.2017) // СЗРФ. – 1999. – № 38. – Ст. 4534.

3.       Интерфакс. Число контрактников в российской армии превысило количество призывников. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: http://www.interfax.ru/russia/557259. (Дата обращения: 6.12.2017).

4.       Коваленко Н. Дедовщина в армии сменилась «землячеством» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.vz.ru/incidents/2017/8/3/881291.html. (Дата обращения: 6.12.2017).

5.       Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: учебник: В 2 т. Т.1. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Статут, – 2009. – 879 с.

6.       О воинской обязанности и военной службе : Закон РФ от 11 фев. 1993 г. № 4455-1(ред. от 09.05.1996) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 9. – ст. 325.

7.       По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ "АвтоВАЗ" и "Комбинат "Североникель", обществ с ограниченной ответственностью "Верность", "Вита - Плюс" и "Невско - Балтийская транспортная компания", товарищества с ограниченной ответственностью "Совместное российско - южноафриканское предприятие "Эконт" и гражданина А.Д. Чулкова": постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 27 апр.2001 N 7-П // СЗРФ. – 2001. - № 23. – Ст. 2409.

8.       Тактаров В. Рабы в погонах. Почему в армии работают по 15 часов и не видят отпуска? – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://life.ru/t/расследования/1056181/raby_v_poghonakh_pochiemu_v_armii_rabotaiut_po_15_chas ov_i_nie_vidiat_otpuska. (Дата обращения: 6.12.2017).