Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
28 января 2018г.

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Интеграция в мировое научно-образовательное пространство предполагает соизмерение степени инновационности различных образовательных систем.

Инновационная деятельность в системе образования, согласно ч.1 ст. 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направлена на обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования и, осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными, действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями[7].

Как следует из ч. 3 и 4 названной статьи, если инновационные проекты и программы имеют существенное значение для обеспечения развития системы образования, для их реализации указанные организации могут быть признаны федеральными или региональными инновационными площадками. Названные организации приобретают статус федеральной или региональной инновационной площадки и качестве институционального механизма внедрения инноваций составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Инновационные площадки осуществляют деятельность в рамках инновационных проектов (программ), выполняемых по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, по инициативно разработанным инновационным проектам (программам).

Таким образом, федеральные и региональные инновационные площадки независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности (при их наличии) должны соответствовать требованиям, предъявляемым непосредственно в законоположениях: а) по предмету уставной деятельности – осуществлять образовательную деятельность или действовать в сфере образования; б) по направлениям инновационной деятельности – осуществлять разработку, апробацию и (или) внедрение инноваций, направленных на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования; в) по значимости инноваций – их инновационные проекты и программы имеют существенное значение для обеспечения развития системы образования; г) по правовым последствиям реализации инноваций, поскольку при реализации данных программ и проектов должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом; д) по правовому основанию – наделению статусом инновационной площадки на основании подзаконного акта уполномоченного органа исполнительной власти.

Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации на основе предложений координационного органа по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования. Эти предложения разрабатываются по результатам заключения экспертной организации, рассматривавшей заявку организации-соискателя статуса федеральной инновационной площадкой, поданную в срок, не позднее 1 сентября текущего года.

Указанный Координационный орган в пределах своих полномочий готовит предложения по корректировке основных направлений деятельности инновационных площадок и критериям эффективности их реализации, а также по использованию результатов деятельности инновационных площадок в сфере образования, в том числе в массовой практике; информирует общество о реализуемых инновационными площадками инновационных проектах (программах) (далее - проект (программа); представляет предложения по утверждению перечня федеральных инновационных площадок; рассматривает ежегодный отчет о реализации проекта (программы) федеральными инновационными площадками; готовит аналитические материалы об эффективности функционирования инновационной инфраструктуры.

Признание (прекращение деятельности) региональных инновационных площадок – полномочие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования. Данные органы управления ежегодно направляют в Министерство образования и науки Российской Федерации перечень региональных инновационных площадок, действующих на территории субъекта Российской Федерации, а также предложения по распространению и внедрению результатов реализованных проектов (программ) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости) [3].

В Республике Башкортостан региональные инновационные площадки осуществляют деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям как в рамках инновационных проектов (программ), выполняемых как по заказу республиканского Министерства образования, так и по инициативно разработанным инновационным проектам (программам).

В целях формирования и функционирования инновационной деятельности в сфере образования Министерство образования Республики Башкортостан создает экспертный совет по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования. Экспертный совет осуществляет такие же функции и полномочия, что и Координационный орган, но на региональном уровне.

Порядок признания организации республиканской инновационной площадкой отличается от федеральных положений лишь в отношении сроков подачи документов. Организация-соискатель вправе подавать документы в экспертный совет до 1 мая текущего года. Экспертиза представленных документов в целях оценки значимости инновационного проекта (программы) и планируемых результатов, а также уровня готовности образовательной организации (системы образования) к реализации данного проекта (программы) проводится в течение 30 дней[4].

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2017 г. № 1206 «О федеральных инновационных площадках» в Российской Федерации функционируют 77 федеральных площадок и 5 прекратили досрочно свою деятельность[5], в 2016 г. данный показатель составлял 18 федеральных инновационных площадок. В Республике Башкортостан по состоянию на декабрь 2016 г. действовали 107 инновационных площадок с охватом более чем 150 образовательных организаций, 13 из них являются сетевыми [6].

Статус города федерального значения оказывает влияние на правовой статус инновационных площадок. Так, специфические особенности системы образования г. Москвы позволяет государственные образовательные организации, подведомственные городскому Департаменту образования, в зависимости от значимости реализуемых инновационных проектов (программ) дифференцировать на региональные инновационные площадки первого уровня (городскими) и (или) региональные инновационные площадки второго уровня (школьными). При этом городские инновационные площадки реализуют инновационные проекты (программы), которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования города Москвы, с учётом основных направлений социально-экономического развития, потребностей жителей г. Москвы, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. В свою очередь, школьные региональные инновационные площадки второго уровня реализуют инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для модернизации и развития одной или нескольких образовательных организаций.

По аналогии с федеральным регулированием в целях создания условий для реализации инновационных образовательных проектов (программ) и внедрения их результатов в массовую практику, организации и координации инновационной деятельности в сфере образования Департамент образования города Москвы создаёт координационный орган по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования – Совет по развитию инновационной деятельности в системе образования города Москвы. Научно-методическое, организационно-консультационное и экспертно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности в сфере образования г. Москвы осуществляет Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Городской методический центр Департамента образования города Москвы» [2].

Городской Совет обеспечивает согласованное взаимодействие государственных, общественных и профессиональных структур в реализации политики города Москвы в части инновационной деятельности в сфере образования.

В Городской Совет вправе входить представители Департамента и подведомственных Департаменту организаций, а также представители заинтересованных органов исполнительной власти города Москвы, научных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, органов государственно-общественного управления образованием, родительской общественности.

Состав Городского Совета утверждается Департаментом. Городской Совет возглавляет председатель. Функции Городского Совета, порядок осуществления его деятельности регламентируются Положением, утверждённым Департаментом.

Таким образом, федеральные и региональные инновационные площадки как часть инфраструктуры в системе образования являются одним из основных механизмов создания или внедрения нововведений в сфере образования в целях модернизации научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Основы их правового статуса закрепляются прямо в Федеральном законе об образовании и конкретизируются в подзаконном ведомственном нормотворчестве с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

 

Список литературы

 

1.                   Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2014 г. № 193 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений республиканскими инновационными площадками» [Электронный ресурс] URL: http://www.npa.bashkortostan.ru (дата обращения: 18.12.2017г.).

2.                   Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2013 г. № 855 «О Порядке признания образовательных организаций региональными инновационными площадками в городе Москве» (с посл. изм. и доп. от 22 июля 2015 г. № 1280) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/456074541 (дата обращения: 18.12.2017г.).

3.                   Приказ Министерства образования и науки России от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» // Российская газета. 2013. 20 августа.

4.                   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 апреля 2016 г. № 402       «О       федеральных       инновационных       площадках»       [Электронный       ресурс]       URL: http://fip.kpmo.ru/fip//info/document.html (дата обращения: 20.10.2017г.).

5.                   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2017 г. № 1206 «О федеральных инновационных площадках»

6.                   Публичный отчет о результатах деятельности ГАУ ДПО ИРО РБ за 2016 год [Электронный ресурс] URL: https://irorb.ru/files/2016/2016_otchet.pdf (дата обращения: 20.10.2017г.).

7.                   Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.