Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕДИАЦИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ СПОРОВ

Авторы:
Город:
Иваново
ВУЗ:
Дата:
18 января 2020г.

В мировой практике выделяются различные виды примирительных процедур. Однако в данном исследовании особое внимание будет уделено примирительным процедурам, которые применяются в России, а конкретно, достаточно новому для российской правовой действительности способу – медиации. Примирительные процедуры должны быть не только альтернативой судебному порядку разрешения спора, но и составной частью гражданского и арбитражного процессов. Развитие примирительных процедур является одним из приоритетных направлений совершенствования существующих в Российской Федерации механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан, так как их применение на практике будет способствовать ускорению процесса, снизит финансовые затраты и для государства, и для сторон конфликта.

Посредничество (медиация) является относительно новой для Российской Федерации процедурой, развитие которой в настоящее время находится на начальном этапе.

В России, 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее Закон о медиации), в котором заложена основа развития медиации в России [1]. Медиация является альтернативной формой разрешения спора с участием третьего нейтрального лица – медиатора (посредника), который помогает восстановить, затем укрепить связи между конфликтующими сторонами с целью достижения взаимопонимания и выработки определенного соглашения по спору путем составления договора, который должен содержать согласованные условия сторон.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 150, ст.ст. 172 и 173 ГПК РФ [2], п. 6 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 135, ст. 138, п. 9 ч. 2 ст. 153 АПК РФ [3], судьи при рассмотрении споров содействуют примирению сторон. К таким мерам cодействия со стороны суда, можно отнести как разъяснение о преимуществах примирительных процедур. Например, в судах размещается информация о примирительных процедурах (цели, задачи, порядок проведения и преимущества медиации), образцов соглашения о применении процедуры медиации, соглашения о проведении данной процедуры, медиативного соглашения, ходатайства об утверждении медиативного соглашения в качестве мирового соглашения и прекращении производства по делу). В ряде судов даже организуется открытие специально оборудованных комнат, кабинетов и уголков примирения в которых стороны могут попытаться урегулировать спор, в том числе с участием медиатора. В целях повышения уровня правовой грамотности граждан проводятся научные конференции, круглые столы и других научно-практических мероприятия по вопросам примирения сторон и т.д. Таким образом, мы видим, что медиация и судопроизводство взаимосвязаны и прекрасно могут дополнять друг друга, не выступая конкурентами между собой.

Медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Согласно ст. 1 Закона о медиации, настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

Однако процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

В статье 15 ФЗ «О медиации» указано, что медиация проводится медиаторами, осуществляющими свою деятельность как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Обеспечение проведения медиации осуществляется специализированными организациями, имеющими статус юридических лиц (абзац 5 статьи 2). Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и в иных предусмотренных законодательством, быть членами СРО медиаторов.

Медиация - это процедура, представляющая собой совокупность последовательно сменяющихся следующих стадий: 1) возбуждение процедуры медиации; 2) подготовка к урегулированию конфликта; 3) урегулирование конфликта; 4) оформление результата.

Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи. Наличие соглашения о применении процедуры медиации не является препятствием для обращения в суд или третейский суд.

В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности, при этом медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

По результатам проведения процедуры медиации стороны подписывают медиативное соглашение. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения (ст. 12 там же). Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения.

По состоянию на четвертый квартал 2014 года более чем в 60 субъектах Российской Федерации были созданы организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Такие организации осуществляют свою деятельность преимущественно в форме некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, обществ с ограниченной ответственностью. Также деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации осуществляется некоторыми территориальными палатами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, региональными представительствами Российского союза промышленников и предпринимателей и подразделениями вузов [4].

Согласно Справке о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193- ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за 2015 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.) [5], в 2015 году путём проведения медиации спор был урегулирован в 1 115 делах (0,007% от числа рассмотренных), из которых в 916 делах на основе медиативного соглашения было утверждено мировое соглашение. В 2014 году спор с помощью медиации был урегулирован в 1329 делах (0,01% от числа рассмотренных).

Категории дел, в которых спор был урегулирован путём проведения медиации в 2015 году: семейные споры (о расторжении брака супругов, имеющих детей, споры, связанные с воспитанием детей, о разделе совместно нажитого имущества между супругами), трудовые споры (о восстановлении на работе, об оплате труда, о возмещении ущерба, причинённого при исполнении трудовых обязанностей), иски  о возмещении вреда за увечье и смерть кормильца, о выселении, земельные споры (споры о праве собственности на землю), о взыскании страхового возмещения (выплат), о защите прав  потребителей, споры, связанные с наследованием имущества и другие.

По информации, поступившей из судов, стороны практически не используют процедуру медиации для разрешения спора. Причины этому следующие: а) организационные: относительная новизна процедуры медиации; отсутствие медиаторов; отсутствие распространенной практики использования медиации б) экономические: высокая стоимость услуг профессиональных медиаторов; нежелание нести дополнительные финансовые затраты; в) субъективные (психологические): высокая степень конфликтности отношений в обществе; неосведомленность сторон о медиации; отсутствие навыков и традиций по ведению переговоров; недоверие к медиатору; восприятие судебного решения как более «ценного» судебного акта по сравнению с определением о прекращении производства по делу [Там же].

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что процедура медиации, практикуемая сегодня в судах общей юрисдикции, имеет большой потенциал, однако он полностью не реализован. С одной стороны, сформированы организации по медиации, имеются профессиональные медиаторы, при этом у населения наблюдается низкий уровень знаний о процессе медиации. В целях повешения уровня информированности населения о процедуре медиации, суды должны проводить соответствующую разъяснительную работу со сторонами по всем категориям дел, находящимся в их производстве.

 

Список литературы

 

1.     Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) //СЗ РФ. 2010. N 31, ст. 4162; Российская газета. 2013. 26 июля. N 163.

2.   Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 14 ноября 2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. , 18.11.2002, N 46, ст. 4532;Российская газета. 2018. 07 августа. № 171.

3.    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95 ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; Российская газета. 2018. 07 августа. № 171.

4.      Справка о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 апреля 2015 года) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 1. С. 1.

5.   Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за 2015 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71329664/#review Дата доступа 20.11.2019.