Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПОЛНОМОЧИЯХ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Несмотря на то, что согласно ст. 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в исключительном ведении РФ, а ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, не теряет актуальности проблема компетенции субъектов РФ по принятию дополнительных гарантий реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина. Во многом указанная проблема обусловлена не только отсутствием единообразия в понимании соответствующих норм Конституции РФ, но и наличием нормативных положений Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [5]. Думается, что за основу анализа можно взять классификацию полномочий субъектов РФ, предложенную А.В. Мадьяровой исходя из норм федерального законодательства [3], а именно: полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам исключительного ведения субъектов РФ; собственные полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; делегированные органам государственной власти субъекта РФ федеральные полномочия по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; делегированные органам государственной власти субъекта РФ федеральные полномочия по предметам исключительного ведения РФ; полномочия, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъекта РФ федеральными законами.

    В рамках собственных полномочий субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ у субъекта РФ имеется множество возможностей по установлению дополнительных гарантий, в том числе связанных с опережающим правовым регулированием. Указанный вид полномочий субъектов РФ можно считать основным источником установления дополнительных гарантий реализации конституционных прав и свобод. Собственные полномочия субъектов РФ в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ позволяют установить как прямые (непосредственно позволяющие обеспечить реализацию прав и свобод), так  и косвенные (оказывающие опосредованное влияние на реализацию прав и свобод) дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод. Источником прямых дополнительных гарантий является п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Источником косвенных дополнительных гарантий – все остальные положения ст. 72 Конституции РФ.

    Так, в субъектах РФ действуют законы, устанавливающие дополнительные гарантии конституционного права граждан на обращение [1]. При этом Конституционный Суд РФ прямо высказал позицию о возможности их установления с учетом п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ [4]. Указанные дополнительные гарантии являются прямыми гарантиями, поскольку непосредственно связаны с конституционным правом граждан на обращение и после установления их можно признать элементом содержания данного права на соответствующей территории. При этом опережающее регулирование позволяет вести речь об установлении косвенных дополнительных гарантий. В частности в законотворческой деятельности субъектов РФ существует практика принятия законов регламентирующих отношения связанные с музейным делом на соответствующих территориях [2], что в конечном итоге способствует реализации прав, предусмотренных ст. 44 Конституции РФ.

    В рамках делегированных органам государственной власти субъекта РФ федеральных полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также по предметам исключительного ведения РФ деятельность по установлению дополнительных гарантий значительно ограничена. При этом правовая база, регламентирующая процедуру передачи полномочий субъекту РФ, предусмотренная Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не содержит отличий в зависимости от принадлежности полномочий РФ к соответствующему предмету ведения (совместное ведение РФ и субъекта РФ или исключительное ведение РФ). Но отличия следует искать не в процедуре передачи полномочий РФ субъекту РФ, а в процедуре установления дополнительных гарантий в рамках переданных полномочий. Так, установление дополнительных гарантий в рамках реализации переданных субъектам РФ полномочий РФ по предметам исключительного ведения РФ возможно только при наличии усмотрения субъекта РФ при реализации полномочия РФ, закрепленного в соответствии с федеральным законом и направленного на конкретизацию конституционных прав и свобод человека и гражданина и обеспечительных механизмов (правовых условий, средств) реализации этих прав с учетом особенностей развития соответствующего субъекта РФ.

   Установление субъектами РФ дополнительных гарантий в рамках реализации переданных РФ полномочий в сфере исключительного ведения РФ ограничивается действием федерального закона, которым определяются границы усмотрения субъекта РФ. Аналогичным федеральным законом ограничивается усмотрение субъекта РФ при реализации переданного РФ полномочия по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

    Вместе с тем, следует обратить внимание в первую очередь на то, что установление дополнительных гарантий в рамках реализации переданных субъектам РФ полномочий РФ по предметам совместного ведения обусловливается возможностью использования комплексного подхода при реализации полномочий субъекта РФ в сфере совместного ведения. В сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ у субъекта РФ уже имеется определенная сфера отношений, на которую направлено регулирующее воздействие норм регионального законодательства. В связи с этим при реализации переданных РФ полномочий субъект РФ может воспользоваться теми средствами, которыми осуществляется регулирование аналогичных отношений в рамках собственных полномочий субъекта РФ. В данном случае необходимо руководствоваться принципом системного установления дополнительных гарантий реализации в целях кумулятивного эффекта их действия. При этом если собственное регулирование позволяет субъекту РФ установить более высокий объем дополнительных гарантий, то соответствующий уровень гарантий следует устанавливать и при реализации переданных полномочий РФ. Если же более высокий объем гарантий в силу федерального законодательства необходимо установить при реализации переданных полномочий РФ, то дополнительные гарантии также следует установить субъекту РФ в указанном объеме. В ином случае может быть нарушение конституционного принципа равенства (ст. 19 Конституции РФ).

   Кроме того, применительно к реализации полномочий в сфере совместного ведения субъекты РФ обладают дополнительными правовыми ресурсами. Одним из таких ресурсов является возможность субъекта РФ осуществлять правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения (ст. 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [6]).

    Правовой базой реализации полномочий субъекта РФ, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъекта РФ федеральными законами, являются положения ст. 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Особенностью установления субъектами РФ дополнительных гарантий при осуществлении субъектами РФ полномочий РФ по предметам ведения РФ, а также полномочий РФ по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с Федеральным законом, является предусмотренная Федеральным законом возможность участия субъектов РФ в осуществлении указанной деятельности. Важным представляется наличие у субъектов РФ права, а не обязанности, участвовать в осуществлении полномочий РФ. Таким образом, положения Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» допускают самостоятельное установление субъектами РФ дополнительных гарантий, но с учетом определенных ограничений, закрепленных Федеральным законом.

Например, согласно  пункту «р» ч. 2  ст. 71  Конституции РФ  наименование географических объектов находится в исключительном ведении РФ. В связи с этим в целях сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов РФ и, как следствие, в целях реализации конституционных прав граждан, предусмотренных статьей 44 Конституции РФ, принят Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» [7]. Согласно ч.2 ст. 9 данного федерального закона законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ рассматривают предложения о присвоении или переименовании наименований географическим объектам, информируют население соответствующих территорий о необходимых  затратах и выявляют его мнение об указанных предложениях в порядке, установленном законами субъектов РФ. В данном случае, учитывая, что реализация указанного полномочия представляет собой право субъекта РФ, фактическая его реализация уже будет являться дополнительной гарантией реализации конституционных прав, предусмотренных ст. 44 Конституции РФ.

К вопросу о полномочиях субъектов РФ в сфере их исключительного ведения по установлению дополнительных гарантий реализации прав и свобод необходимо подходить с учетом ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание законов, а также деятельность законодательной и исполнительной власти вне зависимости от сферы ведения в которой она осуществляется, то есть в том числе и в сфере исключительного ведения субъектов РФ. В связи с этим с учетом вышеизложенного представляется, что в рамках исключительного ведения субъектов РФ следует вести речь не о прямых дополнительных гарантиях реализации конституционных прав и свобод, устанавливаемых субъектами РФ, а о косвенных дополнительных гарантиях.

 

Список литературы

1.     Закон Республики Бурятия от 2 июля 2007 года № 2352-III "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Республике Бурятия" // Собрание законодательства Республики Бурятия, № 6-7(99-100), 2007; Закон Омской области от 11 июня 1996 года №58-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав граждан на обращение" // Омский вестник, 1996, 18 июня, № 114.

2.     Закон Томской области от 10 августа 2009 года № 157-ОЗ "О музеях и музейном деле в Томской области" // Собрание законодательства Томской области, 2009, 17 августа, № 8/1(49); Закон Омской области от 24 сентября 2013 года № 1571-ОЗ "О полномочиях органов государственной власти Омской области в сфере музейного дела" // Омский вестник, 2013, 27 сентября, № 44.

3.     Мадьярова А.В. Государственная власть и местное самоуправление в городе Москве // СПС "КонсультантПлюс". 2010.

4.     Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 года № 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области" // Российская газета, 2012, 3 августа, № 177.

5.     Российская газета, 1999, 19 октября, № 206.

6.     Российская газета, 2003, 8 октября, № 202.

7.     Российская газета, 1997, 24 декабря, № 246.