Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДОВ КРИТЕРИЕВ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2016г.

   В конституционном праве особое место занимают критерии разграничения полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан, так как критерии являются одним из самых сложных и объемных по содержанию правовых феноменов. Сложность заключается отсутствием теоретической основы в установлении четких единых критериев и параметров исследования разграничения, неопределенностью в понимании разграничения полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан.

   В свою очередь, работа по разграничению предметов ведения и полномочий органов власти разного уровня далека от завершения [6].

   Определение  критериев  в сфере  разграничения полномочий  Президента и  Правительства  Российской  Федерации и Республики Казахстан состоит в поиске таких показателей, которые позволили бы с достаточной степенью научной достоверности судить о том, насколько регулирование того или иного вида общественных отношений приводит к достижению тех целей и задач определенных в полномочиях Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан, которые в него заложило государство.

   Критерии разграничения присуще любой правовой системе и используется сегодня в качестве универсального средства упорядочения общественных отношений.

   К сожалению, существуют лишь, критерии, действующие в иных сферах деятельности. Как правило, они выделяются разрозненно и не направлены на полноту оценки правового явления.

    На наш взгляд, то, какие характеристики мы обозначим, в качестве критериев разграничения полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан зависит от эффективности и полноты исследования. Для комплексной оценки необходим целостный анализ.

    В основе правового анализа заложено определение понятия критерия.

   Понятие «критерий» (от греч. Criterion - средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценка [2].

    В словаре С.И Ожегова понятие «критерий» означает как мерило оценки, суждения [9].

   С.Ю. Марочкин исходит из того, что критерий есть признак, фокусирующий в себе все показатели действия нормы, на основе которых можно предпринять попытку ее всесторонней оценки. Он делает обоснованный вывод о том, что критерий должен отражать общий результат (показатель) действия нормы. Учет всех последствий может обеспечить объективность в оценке. Если исходишь лишь из соотношения между целью и результатом либо только из социальной полезности результата, критерий оценки становится односторонним [8].

   По мнению Абрамовой А.А., такая позиция требует оговорки. Критерий действительно должен основываться на общем результате, отражать его, но не более. Следовательно, один критерий не может задавать все показатели. Данную задачу по силам решить совокупности критериев. Критерий должен отражать общий результат действия нормы, но не охватывать всю его суть [1].

   Как справедливо отмечает А.К. Черненко, «базовым понятием определения критерия выступает понятие права, его видение в современной системе правопонимания» [10].

   Выясним, что подразумевает под собой следующее понятие «разграничить».

   В. Даль понимает под понятием «разграничить» - разделить, размежевать, означать границы межи, грани, пределы, пройти по межь и определить ее [3].

   С.И. Ожегов дает следующее понятие «разграничить» - разделить, обозначая границы, точно определить, отделив одно от другого.

    Исходя из вышеуказанных понятий, мы можем вывести понятие «критерии разграничения».

    «Критерии разграничения» - это признак, на основании которого производится оценка, с определением точных границ разделяя одно от другого.

    В свою очередь, возникает необходимость дать понятие «принципы», так как они имеют существенное отличие от критериев.

   Принципы – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование [7].

   Принципы представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

   Принципы участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу [4].

    Обобщая указанные понятия, считаем возможным выделить критерии разграничения полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан на такие виды как общие и специальные.

   Как правило, общие критерии есть критерии, оценки эффективности разграничения полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан. Специальные критерии выражаются в критериях качества, отдельных элементов разграничения полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан.

    Общие критерии следующие:

1.      Формальная определенность проявляется в том, что полномочия Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан закрепленные в нормах Конституции Российской Федерации и Республики Казахстан, приобретают строго определенное содержание и четкие границы.

2.      Обязательность исполнения означает, что полномочия Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан являясь способами обеспечения организованности общественных отношений, охраны государственного суверенитета и целостности Российской Федерации и Республики Казахстан, законных прав и интересов граждан, проживающих на вышеуказанных территориях, общественных и религиозных объединений, всего общества, служат своеобразными барьерами и не допускают нежелательного, социально вредного поведения.

3.      Властность означает, что существование полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан способствуют тому, что государство законодательным путем вправе требовать от граждан и должностных лиц неукоснительного соблюдения прав и обязанностей.

4.    Взаимовыгодность означает, что существование полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан выгодно как для субъектов конституционных правоотношений, так и для всего общества.

5.     Информативность означает, что полномочия Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан являются источником правовой информации как для органов государственной власти и граждан, так и для субъектов международного права, и т.д.

6.      Направленность на прекращение правонарушений означает, что все полномочия Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан определяются государством и направлены на предотвращение правонарушений.

7.        Существование конституционно-правовых отношений означает, что конституционно-правовые полномочия Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан существуют, пока существуют конституционно-правовые отношения.

8.    Установление определенных границ дозволенного поведения характеризует разграничения полномочия Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан тем, что они устанавливают определенные границы дозволенного поведения субъектов конституционных правоотношений.

9.    Охрана прав и свобод человека и гражданина означает, что полномочия Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан являются важнейшими юридическими способами охраны прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в нормах Конституции Российской Федерации и Республики Казахстан.

10.     Взаимная ответственность государства и личности при реализации ими основных прав означает, что с помощью разграничения полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан устанавливается взаимная ответственность государства и личности при реализации ими основных прав, закрепленных в нормах Конституции Российской Федерации и Республики Казахстан.

11.     Обеспечение нарушений санкциями конституционного права и других отраслей права означает, что конституционно-правовые полномочия Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан обеспечиваются в случае их нарушения как санкциями конституционного права, так и санкциями других отраслей, а следовательно, обладают большей эффективностью в регулировании общественных отношений.

12.     Воздействие на наиболее значимые общественные отношения означает, что конституционно-правовые полномочия Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан, как способы правового регулирования, выраженные в нормах конституционного права, оказывают воздействие на наиболее значимые общественные отношения с целью вытеснения социальных связей и явлений, противоречащих интересам государства и личности.

13.         Исполнения государством с целью устранения всевозможных конфликтов означает, что конституционно-правовые полномочия Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан преднамеренно используются государством в целях устранения всевозможных конфликтов.

14.     Восстановление утраченного правового положения субъектов правоотношений означает, что действие конституционно-правовых полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан направлено на восстановление утраченного правового положения субъектов правоотношений.

15.        Упорядоченность означает, что ориентированность на последовательность действий, стройность логической цепочки их взаимосвязи, максимальную конкретизацию движения нормы права.

16.      Рациональная структура осуществления полномочий Президента и Правительства предполагает ее оптимизацию, снижение множества альтернатив компонентного состава системы и достижение наиболее предпочтительных состояний организации осуществления полномочий.

17.       Устойчивость применяется с целью использования в оценке качества отдельных элементов при разграничении полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан.

18.        Взаимообеспеченность означает, что гарантированность правовых предписаний, их взаимную подконтрольность.

19.    Непротиворечивость означает, что конкретная норма должна согласовываться, четко взаимодействовать с нормами права, как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях.

    Специальные критерии следующие:

1.      Критерии цели. Целью полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан в нормах конституционного права является упорядочение общественных отношений, основу которых составляют политические, экономические, социальные права и свободы человека и гражданина, а также основополагающих основ конституционного строя, судебной власти, институтов государственной власти.

2.      Критерии формы. Под критериями формы осуществления полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан можно понимать деятельность основных звеньев механизма государства, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются полномочия.

3.      Критерии реализуемости. Стабильность в обществе мыслится в результате реализуемости полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан, важен результат исполнения полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан. Содержание критерия реализуемости должно быть адекватно условиям внешней среды и общественным отношениям.

4.      Критерии по форме закрепления в системе источников конституционного права в свою очередь, дает возможность оценить и выявить те элементы полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан, которые нашли более удачное закрепление в законодательстве обоих государств, что позволит разработать определенные предложения по ее дальнейшему совершенствованию. К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период нормативные правовые акты [5].

    Рассматриваемый критерий детализирует, уточняет и развивает разграничение полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках закрепленных Конституцией в законах основных полномочий и сфер их применения.

6.Критерии по продолжительности действия. В зависимости от временных характеристик действия полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан выделяются критерии: временные и постоянные.

     Необходимо отметить, что рассматриваемый критерий означает обоснованную продолжительность времени действия полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан, с учетом определенных обстоятельств и условий внешней среды.

7.     Критерии по сфере осуществления указывают на ту область социального пространства, в которой осуществляется воздействие на общественную жизнь, способствуя тем самым ее развитию. Деление критерия по сфере осуществления - внутригосударственные и международные считаем вполне приемлемым для исследования, в данном случае выглядит весьма общим и схематичным.

8.     Критерии в зависимости от уровня нормативного закрепления. Считаем, что здесь определяющим фактором будет выступать конституционный уровень нормативного закрепления полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан и действие норм, содержащихся в законах, с нормами Конституции, а также между собой и с функциями Президента и Правительства. Нормативное закрепление выступает не только способом  и формой закрепления полномочий, но  и надежным средством разграничения полномочий между Президентом и Правительством.

9.       Критерии качественности способствует устойчивости, стабильности, благодаря чему сохраняется качественность при изменении внешних или внутренних условий.

10.       Критерий непосредственный обеспечивает взаимную связь, наиболее целесообразную зависимость элементов деятельности, вносящий в их соотношение упорядоченность, стабильность и динамизм, может реализовывать имеющееся у него субъективное право или возложенную обязанность произвольно, вне какой-либо правовой процедуры и какого-либо юридического процесса. Критерий непосредственный характеризуется, когда деятельность выполняется безотносительно, будет от начала и до конца его органической составляющей.

11.      Критерий опосредованный будет проявляться в связи и как бы через него. Можно сказать, что рассматриваемый критерий – это условие, а не способ осуществления полномочий. Значение его ограничено спецификой вопросов, рассматриваемых в ходе осуществления полномочий.

    Таким образом, от общих и специальных видов критериев напрямую зависит разграничение полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан, что способствует наличие в обществе стабильной правовой государственности, эффективность российского и казахстанского законодательства в целом, высокий уровень  правосознания, строгое соответствие целям  принимаемого нормативного правового акта, высокая эффективность правоприменительной деятельности.

 

Список литературы

1.      Абрамова А.А. дис. Эффективность механизма правового регулирования, Красноярск, 2006 г., С.94.

2.        Большая Советская энциклопедия под ред. А.М. Прохорова 3-е изд. Москва 1973 г.

3.      Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка» т. 4 Москва, «Русский язык» 1982 г.

4.      Ибраева А.С., Ибраев Н.С. Теория государства и права Алматы Жеті жарғы 2003 г. С.60.

5.      Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России» 5-е изд. Москва, 2014 г. С. 17.

6.      Лебедев В.А., Киреев В.В. «Суверенная демократия как конституционная идея современной России», Челябинск, 2007 г. С.89.

7.      Лебедев В.А., Маркина Е.А. «Теория государства и права», конспект лекций, Москва 2003 г. С.201.

8.      Марочкин С.Ю. Условия и критерий эффективности норм международного права: Понятие, соотношение // Правоведение. 1984. №2. С. 74-78.

9.      Ожегов С.И. Словарь русского языка под ред. Н.Ю. Шведовой 19-е изд. Москва 1987 г.

10.   Черненко А.К. Критерии и методы эффективности правотворчества и правореализации // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. №1. С. 75.