Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 января 2019г.

Исполнительная власть является самостоятельной ветвью власти, играя важнейшую роль в обеспечении функционирования всей государственной системы. Сущность исполнительной власти заключается в исполнительно-распорядительной деятельности по непосредственному управлению всеми значимыми сторонами общественной жизни. Деятельность исполнительной власти направлена на практическое применение законодательства. Поскольку данная деятельность носит повседневный и организационный характер, для её обеспечения необходимо существование иерархичной структуры органов исполнительной власти [1, c. 27].

Актуальным для конституционно-правовой науки и практической реализации исполнительной власти является вопрос о субъекте, возглавляющем иерархию органов исполнительной власти. В ряде государств, формой правления в которых является президентская республика (США, страны Латинской Америки), президент возглавляет исполнительную власть. В парламентских и смешанных республиках должность главы государства обычно отделена от исполнительной власти. Несмотря на то что Президент РФ обладает широкими полномочиями в сфере исполнительной власти, юридически руководство исполнительной властью осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации - это постоянно действующий коллегиальный орган государственной власти. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Заместители Председателя и федеральные министры, в свою очередь, назначаются Президентом по предложению Председателя. Поскольку Президент РФ назначает весь состав Правительства, можно сделать вывод, что фактическое руководство Правительством и исполнительной властью осуществляет глава государства. Этот факт подтверждается ещё и тем, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Тот факт, что Правительство слагает с себя полномочия после окончания срока полномочий Президента РФ или отрешения его от должности также свидетельствует о связи двух этих институтов государственной власти.

Перечень полномочий Правительства РФ представлен в главе 3 федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» [2]. Как глава исполнительной власти, Правительство обладает полномочиями во многих сферах общественной жизни. В ходе своей деятельности Правительство РФ осуществляет свои полномочия в следующих сферах:

·                   руководство органами федеральными органами исполнительной власти (контроль деятельности этих органов, создание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, распределение функций и т.д.);

·                   решение общих вопросов (организация реализации внутренней и внешней политики, реализация права законодательной инициативы, регулирование в социально-экономической деятельности и т.д.);

·                   управление в сфере экономики (обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, регулирование экономических процессов принятие мер по защите отечественных производителей);

·                   управление в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, разработка и реализация налоговой политики и т.д.);

·                   управление в социальной сфере (проведение единой социальной политики, реализация трудовых прав граждан, взаимодействие с общественными объединениями и т.д.);

·                   управление в сфере науки, культуры и образования (государственная поддержка науки, проведение единой образовательной политики и т.д.);

·                   управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды (реализация прав граждан на благоприятную окружающую среду, охрана и рациональное использование природных ресурсов и т.д.);

·                   управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (реализация политики в области обеспечения безопасности, осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти);

·                   управление в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности РФ (организация оснащения Вооружённых Сил РФ, обеспечение выполнения целевых программ и планов развития вооружения, принятие мер по охране Государственной границы РФ и т.д.);

·                   управление в сфере внешней политики и международных отношений (обеспечение представительства Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, защита граждан Российской Федерации за пределами её территории и т.д.).

В целях осуществления своей деятельности Правительство РФ осуществляет подзаконное нормотворчество. Принимаемые Правительством постановления и распоряжения не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ.

Непосредственную реализацию политики в перечисленных выше сферах и их нормативное регулирование осуществляют федеральные министерства. Причём Приложение к указу Президента №636 устанавливает, что некоторые министерства находятся в ведении Президента РФ (Министерство иностранных дел, Министерство обороны и т.д.), а остальные подчиняются Правительству. Деятельность федеральных министерств регулируются положениями, которые, в зависимости от подчинённости, утверждаются указами Президента или Постановлениями Правительства. Федеральными министерствами руководят федеральные министры, которые входят в состав Правительства РФ. В целях осуществления своей деятельности министерства вправе создавать территориальные органы исполнительной власти. В ходе реализации полномочий в вверенной им сфере министерства осуществляют подзаконное нормотворчество, принимая приказы, инструкции, постановления и другие акты.

Другими формами федеральных органов исполнительной власти являются федеральные службы и федеральные министерства. Федеральные службы и агентства могут как подчиняться соответствующим министерствам, так и находиться в ведении Президента или Правительства. Обычно федеральные службы осуществляют контроль и надзор за исполнением правовых норм в вверенной им сфере. Функциями федеральных агентств, в свою очередь, являются оказание государственных услуг и управление государственным имуществом. Как и министерства, федеральные службы и федеральные агентства для реализации своих полномочий вправе создавать территориальные органы и принимать подзаконные акты.

На уровне субъектов Российской Федерации также реализуется исполнительная власть. Структура исполнительной власти субъектов и порядок их функционирования определяется конституциями (уставами) субъектов и законодательством субъектов.

Как отмечает Керимов А.Д. [1, c. 26], для исполнительной ветви власти Российской Федерации характерна значительная обособленность и закрытость. Это проявляется и в порядке формирования органов исполнительной власти, и в непосредственной исполнительно-распорядительной деятельности, практически лишённой общественного контроля. С повышения эффективности и обеспечения демократичности исполнительной власти, необходимо развивать системы электронного правительства и расширить полномочия Федерального Собрания в области парламентского контроля. Также можно внедрить на федеральном уровне некоторые институты непосредственного народовластия, применяемые в сфере местного самоуправления (например, опросы граждан).

Подводя итог отмечу, что статус исполнительной власти в Российской Федерации очень противоречив. С одной стороны, органы исполнительной власти аккумулируют огромные материальные и людские ресурсы, используемые ими в оперативной исполнительно-распорядительной деятельности. Тот факт, что именно исполнительная ветвь власти осуществляет непосредственное управление многими сферами жизни общества, ставит её над другими ветвями власти. Но, с другой стороны, органы исполнительной власти не имеют реальных правовых рычагов воздействия на другие ветви власти (не участвуют в формировании, в их деятельности, не осуществляют в их отношении контрольные функции). Все эти обстоятельства опровергают представления классической теории разделения властей о равенстве всех ветвей власти.

Анализ системы государственной власти позволяет утверждать, что Конституция РФ сегодня закрепляет не столько разделение властей, сколько конституционный институт, обращенный всей своей основной силой в сторону президентской власти, при довольно «сильной» исполнительной власти. Сосредоточение у Правительства РФ множества властных рычагов ставит его над всеми другими федеральными органами, а деятельность этих органов в системе разделения властей обретает своеобразные черты.

В системе разделения властей в Российской Федерации можно выделить следующие особенности: слабый механизм парламентского контроля, недостаточное участие Государственной Думы в формировании Правительства Российской Федерации, относительная самостоятельность Правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти и его подконтрольность главе государства.

 

Список литературы

 

1.        Керимов А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2001. – 190 с.

2.        Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве РФ» (ред. от 14.12.2015) // СЗ РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712; 21.12.2015, N 51 (часть I), ст. 7228