Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
28 января 2018г.

Аннотация. В статье рассмотрены законодательные особенности обеспечения участия населения муниципального образования в решении вопросов местного значения, практическое соответствие этого обеспечения конституционным нормам.

Ключевые слова: муниципальное образование, население муниципального образования, народный суверенитет, местное самоуправление, вопросы местного значения.

На современном этапе модернизация российского общества является одним из наиболее актуальных вопросов, так как мир быстро меняется, а наше государство отстает в плане развития производства, экономики и темпов формирования гражданского общества. Для успешной модернизации регионов необходимо искать новые подходы и обеспечить комплексный характер модернизации [1, С. 57].

В части реализации вопросов местного значения органы местного самоуправления самостоятельны, они не подчиняются органам власти субъектов Федерации и, следовательно, не должны нести какой-либо публичной ответственности. В связи с наличием этого важного обстоятельства вполне уместно допустить непосредственную ответственность органов местного самоуправления городских и сельских поселений перед субъектами Федерации при наличии прямой (лишенной признака непосредственности) иерархической связи [2, С. 20].

Местное самоуправление – наиболее простая и эффективная форма самоорганизации населения для самостоятельного решения вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано оживить гражданскую активность населения, в том числе с целью принятия публично значимых решений.

Законодательство предусматривает целый ряд организационно-правовых форм осуществления населением местного самоуправления (местные референдум, выборы и иные формы) [6].

Муниципальная демократия развивается в настоящее время так, что с позицией населения в процессе управления на местном уровне практически не считаются. Непродуманные подходы к реформированию местного самоуправления обусловили отстраненность населения от осуществления муниципальной власти (как напрямую, так и опосредованно). Социологические исследования свидетельствуют о пассивности населения в реализации права на местный референдум и муниципальные выборы. Значительная часть граждан убеждена в том, что местный референдум и принятые на его основе решения малоэффективны, и их голоса не принимаются во внимание. Основными причинами неявки граждан на муниципальные выборы, по данным социологических опросов, являются: «убежденность в неспособности влиять на муниципальную власть посредством выборов»; «отсутствие среди кандидатов на статус  депутата   представительного    органа    муниципального     образования,    главы  муниципального образования человека, который бы им импонировал, которому бы они доверяли», и «недоверие власти».

Федеральный законодатель рядом своих последовательных законодательных решений фактически отстранил население от участия в осуществлении местного самоуправления, лишь формально сохранив опосредованные рычаги воздействия на принятие решений органами государственной и муниципальной власти в сфере местного самоуправления. Данный процесс мы можем наблюдать, анализируя результаты муниципальной реформы 2014 – 2017 гг.

Федеральным законом № 136-ФЗ в законодательство о местном самоуправлении введен совершенно новый институт – перераспределение полномочий [9]. В соответствии с ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ законами субъекта РФ может производиться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. В Федеральном законе № 131- ФЗ перераспределение полномочий понимается в узком смысле как односторонняя передача полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ [8].

Как установлено статьей 130 Конституции РФ вопросы местного значения решаются населением непосредственно либо при помощи выборных и других органов местного самоуправления [7]. Тем самым государственные органы фактически изымают из компетенции муниципальных образований некоторые собственные полномочия, связанные с решением вопросов местного значения, что однозначно противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, которое устанавливает эти полномочия именно как полномочия по решению вопросов местного значения.

Посмотрим на данные изменения законодательства с точки зрения обеспечения участия населения в осуществлении местного самоуправления. В ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти в нашем государстве обозначен ее народ, который осуществляет принадлежащие ему властные полномочия непосредственно, а также посредством соответствующих государственных и муниципальных органов [7]. При этом законодатель все больше сужает круг полномочий в сфере местного самоуправления, постепенно минимизируя ее роль. Согласно ранее действовавшей редакции Федерального закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения муниципальных образований всех типов не мог изменяться каким-либо другим образом, кроме как при помощи внесения изменений и дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ [8]. Напрямую население муниципального образования в установлении вопросов местного значения не участвует. Вместе с этим, представительные органы субъектов РФ, по своему усмотрению перераспределяя (изымая) у органов местного самоуправления полномочия по решению вопросов местного значения, косвенно снижают вовлеченность населения в осуществление местного самоуправления, так как полномочия по решению вопросов местного значения производится муниципальными органами и должностными лицами, которые избираются (должны избираться) напрямую населением.

Федеральный закон № 136-ФЗ сократил перечень вопросов местного значения сельских поселений с 39 до 13 [9]. В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений, которые не относятся к вопросам местного значения сельских поселений, на территории соответствующих сельских поселений решаются органами местного самоуправления определенных муниципальных районов [8]. С одной стороны, сельские поселения в Российской Федерации в большинстве случаев в связи с отсутствием достаточных материальных, финансовых и кадровых ресурсов просто не имеют возможности должным образом решать все возложенные на них проблем местного значения. Однако если взглянуть на эту ситуацию с точки зрения вовлечения населения в местное самоуправление, полномочия, которые еще остались у сельских поселений, чрезвычайно малы. Сообразно уменьшению количества вопросов местного значения уменьшается и участие населения в осуществлении местного самоуправления.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно увидеть, что законодатель постепенно, путем внесения различных поправок в законодательство о местном самоуправлении, сужает возможности населения в осуществлении своих прав, связанных с правом участвовать в решении вопросов муниципального уровня. Это означает, что цель муниципальной реформы, которая заключается в восстановлении благоприятных взаимных отношений между гражданами и муниципальными органами, на которую законодатель возлагает немало надежд, является декларативной и чисто условной, поскольку на практике ни эта цель, ни некоторые другие принципы местного самоуправления не соблюдаются.




Список литературы

 

1.       Аминов И. Р., Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 1 (43) С. 57-59.

2.       Алексеева С.В., Аминов И.Р. Проблема реализации института голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. 2014. С. 20-21.

3.       Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Юрайт, 2014. – 320 с.

4.       Выдрин И.В. О праве граждан на осуществление местного самоуправления в контексте реформирования городских округов // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 11. – С. 54 - 61.

5.       Жихар Ю.П. Управа района в системе исполнительной власти города Москвы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. – 210 с.

6.       Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. – 672 с.

7.       «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8.       Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

9.       Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

1 Число контрактников в российской армии превысило количество призывников. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: http://www.interfax.ru/russia/557259. (Дата обращения: 6.12.2017).   

2 Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: учебник: В 2 т. Т.1. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Статут, –  2009. – С. 434.

3 Вопросы прохождения военной службы: Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 8.10.2017) // СЗРФ. – 1999. – № 38. – Ст. 4534.

4 Коваленко Н. Дедовщина в армии сменилась «землячеством» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.vz.ru/incidents/2017/8/3/881291.html. (Дата обращения: 6.12.2017).

5 Антипьева Н.В. Контракт о прохождении военной службы как соглашение о труде // Российский юридический журнал. – 2006. – № 4. – С. 88.

6 По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ "АвтоВАЗ" и "Комбинат "Североникель", обществ с ограниченной ответственностью "Верность", "Вита - Плюс" и "Невско - Балтийская транспортная компания", товарищества с ограниченной ответственностью "Совместное российско – южноафриканское предприятие "Эконт" и гражданина А.Д. Чулкова": постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 27 апр.2001 N 7-П // СЗРФ. – 2001. - № 23. – Ст. 2409.

7 Тактаров В. Рабы в погонах. Почему в армии работают по 15 часов и не видят отпуска? – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:https://life.ru/t/расследования/1056181/raby_v_poghonakh_pochiemu_v_armii_rabotaiut_po_15_chasov_i_nie_vidiat_otpuska. (Дата обращения: 6.12.2017).

8 О воинской обязанности и военной службе : Закон РФ от 11 фев. 1993 г. № 4455-1(ред. от 09.05.1996) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 9. – ст. 325.