Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ OF THE INDEPENDENCE OF LOCAL AUTHORITIES

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
28 января 2018г.

Аннотация: В данной научной статье рассмотрены основы самостоятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации. В статье сделан упор на раскрытие принципа, который сопровождает самостоятельность органов местного самоуправления. Проанализированы нормативные правовые акты, которые устанавливают принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Ключевые слова: самостоятельность, местное самоуправление, органы исполнительной власти, органы законодательной власти, граждане, демократия, демократическое государство.

Keywords: autonomy, local government, Executive bodies, legislative bodies, citizens, democracy, democratic state.

Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов. В основу данных отношений были заложены много-вековые исторические и культурные традиции, уклады и поведенческие нормы, которые способны формировать равноправные общественные отношения [1, с.69].

Местное самоуправление по праву считается неотъемлемой частью каждого государства, где преобладает демократия. Большинство правовых актов международного уровня, а также Европейская

Хартия местного самоуправления отмечают необходимость развития института местного самоуправления, в функции которого входит прямая связь с обычными гражданами страны.

В части реализации вопросов местного значения органы местного самоуправления самостоятельны, они не подчиняются органам власти субъектов Федерации и, следовательно, не должны нести какой-либо публичной ответственности. В связи с наличием этого важного обстоятельства вполне уместно допустить непосредственную ответственность органов местного самоуправления городских и сельских поселений перед субъектами Федерации при наличии прямой (лишенной признака непосредственности) иерархической связи [2, С. 20].

Органы местного самоуправления важны для обычных граждан именно на уровне решения проблем поселений, городских поселений/городов, а также муниципальные районы.

Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в рамках Конституции РФ и федерального законодательства. Данные нормативно-правовые акты несут в себе основополагающие идеи, принципы и начала, которые проявляются в процессе местного самоуправления.

Так, основополагающие идеи местного самоуправления в Российской Федерации нашли свое отражение в науке «Муниципальное право». Главной идеей местного самоуправления является по праву самостоятельность. Например, в 1 статье ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1] отмечена самостоятельность органов местного самоуправления.

Местным самоуправлением признается такая форма реализации народовластия, которая определяется в самостоятельности принимаемых решений обособлено, либо в рамках работы органов местного самоуправления вопросов в сфере местного уровня с оглядкой на исторические устои и обычаи. Cтоит отметить, что из всего количества свойственных местному самоуправлению принципов нашел свое отражение на законодательном уровне только принцип самостоятельности.

Исходя из самого названия «принцип самостоятельности» понятно, что под этим подразумевается разрешение всевозможных жизненных вопросов уровня муниципальных образований не представителями власти, а самими гражданами. С этой целью гражданами предоставлена возможность в проявлении своих инициатив в виде форм прямой демократии, например:

-   абсолютно любой проживающий гражданин может принять в участие в публичных слушаниях, которые проводятся в рамках муниципального образования (озвучить личное мнение, принять участие в голосовании/воздержаться от голосования);

-     абсолютно любой проживающий гражданин может высказать свое личное мнение референдуме местного уровня, в ходе которого разрешаются задачи местного уровня.

Но самое распространенное проявление самостоятельности проявляется путем формирования органов местного самоуправления. Так, проявлением этого являются муниципальные выборы, в ходе которых происходит избрание депутатов представительных органов муниципального образования, главу муниципального образования.

Иным проявлением местного самоуправления выделяются правомочия власти местного уровня.

Эффективность реализации самостоятельности органов местного самоуправления предусматривает присутствие в данной системе, у конкретных ее составляющих, специальных полномочий, которые привносят самостоятельность в решении вопросов для реализации интересов муниципальных образований, а также принимать участие в проработке и окончательном принятии решений в рамках реализации государственной власти, решения которой касаются интересов местного самоуправления.

Рамки самостоятельности местного самоуправления определила норма Конституции Российской Федерации, а именно статья 12, в которой говорится: «Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Из этого следует, что границы самостоятельности органов местного самоуправления ограничены собственными полномочиями, которые в свою очередь должны направляться на местный уровень. Данное положение также закрепилось в рамках ст. 132 [2] Конституции РФ[2], которая установила тот факт, что органами местного самоуправления в самостоятельном виде ведется управление муниципальное собственностью, производится формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, устанавливаются налогообложение местного уровня (в том числе и всевозможные сборы в рамках соответствующих нормативно-правовых актов), осуществляется охрана общественного порядка и иные все возможные задачи местного уровня.

Данная доктрина устанавливает тот факт, что органы государственной власти не вторгаются в зону ответственности органов местного самоуправления в рамках вопросов распоряжения собственностью муниципальной, а также в вопросы управленческие. Для решения таких вопросов в муниципальных образованиях Российской Федерации созданы/создаются специализированные структуры – всевозможные отделы, комитеты, чьи направления деятельности связаны с управлением муниципальной собственностью, в чьи обязанности в том числе входят распоряжение муниципальной собственностью (ведение реестра, продажа, покупка, сдача в аренду и т.п.).

Примерно та же ситуация обстоит и с управленческими действиями в сфере процесса бюджетирования, которые осуществляются в самостоятельном порядке. Вопросами проектирования местного бюджета наделены соответствующие структурные подразделения органов местного самоуправления. Например, наделенное соответствующими правомочиями структурное подразделение местной администрации готовит проект бюджета местного уровня. Далее данный проект передается на процедуру утверждения представительному органу местного самоуправления. С момента утверждения местного бюджета (если иное не предусмотрено местным соответствующим нормативным актом) органы местного самоуправления производят распределение выделенных средств по направлениям, предусмотренным в бюджете[3].

Нередки случаи недостаточного уровня источников поступления финансовых ресурсов, которые бы полностью перекрывали необходимые к решению задач вопросов местного самоуправления. В этом случаи органы государственной власти по дополнительному запросу могут осуществить дополнительное финансирование в виде дотаций и субвенций. Но даже в таком случае распоряжаться финансовыми ресурсами могут только органами местного самоуправления, а органам государственной власти выпадает функция надзорного органа.

Иная сфера проявления самостоятельности органов местного самоуправления проявляется в рамках процесса определения границ территории муниципальных образований. Так, в Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что определением границ муниципального образования занимается определенный орган местного самоуправления в рамках соответствующего нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, но на предварительном этапе определения/изменения границ проводится процесс выявления мнений населения соответствующего муниципального образования, где запланировано изменение территориальных границ.

Так, в процессе изменения границ муниципального района, которое приведет к переносу территорий сельского поселения к территории другого муниципального района, необходимо все-таки получить согласие у проживающего на территории населения. Такой опрос может быть проведен в форме голосования в процессе схода граждан, проживающий на соответствующей территории. Если муниципальное образование можно отнести к разряду крупных (например, городское поселение), согласование с проживающими гражданами можно получить путем проведения местного референдума. В случае, когда перенос границ конкретного поселения не затронет перенос поселения к другому району, то будет достаточно получить мнение от населения, которое выражено представительным органом конкретного муниципального района/поселения.

Таким образом, принцип самостоятельности органом местного самоуправления отражается и в части ответственности должностных лиц, которые были избраны, а также депутатов представительных органов муниципальных образований перед населением. Так, в рамках совершения незаконных действий/бездействий, а также за принятие определенных решений, которые повлекли за собой вред, избранные народом лица могут быть отозваны[4].

Все это предопределяет главную задачу органов местного самоуправления, как инструмента управления самого населения, который должен проявлять себя в решений поставленных перед ним конкретных задач. Наделенные правом граждане в избрании такого инструмента имеют полное право и освобождать такой инструмент от занимаемых постов. Считаем такое положение дел справедливым и соответствующим демократическому вектору развития Российской Федерации. Помимо населения в таком положении дел должно быть заинтересовано и само государство, которое должно контролировать достойную отдачу органов местного самоуправления по разрешению поставленных перед ними задач. В связи с этим предусмотренная возможность контроля со стороны граждан за работой органов местного самоуправления вырабатывают конкретные навыки, необходимы для принятия самостоятельных управленческих решений.



1    Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. - № 40. Ст. 3822.

2   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание  законодательства РФ, 04.08.2014, № 31.

 3    Михеева Т. Н. О некоторых аспектах общественного контроля за органами местного самоуправления // Марийский юридический вестник. 2015. № 1 (12). С. 52.

4 Чуманова, В. В. Формы и способы государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления / В. В. Чуманова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2015. - Т. 15, № 3. - С. 120.

 

Список литературы

 

1.          Алексеева С.В., Аминов И.Р. Проблема реализации института голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. 2014. С. 20-21.

2.          Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2014. № 4 (25). С. 69-71.

3.          Антошина, Н.М. Принципы государственной кадровой политики в сфере государственной службы / Н.М. Антошина // Власть. – 2012. – № 12. – С. 31-34.

4.          Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31.

5.          Михеева Т. Н. О некоторых аспектах общественного контроля за органами местного самоуправления // Марийский юридический вестник. 2015. № 1 (12). С. 50-53.

6.          Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. - № 40. Ст. 3822.

7.          Чуманова, В. В. Формы и способы государственного контроля за деятельностью органов  местного самоуправления / В. В. Чуманова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2015. - Т. 15, № 3. - С. 119-123.