Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Авторы:
Город:
Душанбе
ВУЗ:
Дата:
11 января 2020г.

В судебной системе республики Таджикистан Конституционный суд занимает одно из ключевых мест. В соответствии со ст. 1 Конституционного закона Республики Таджикистан «О Конституционном суде» Конституционный суд является независимым органом судебной власти по конституционному надзору, учрежденным в целях обеспечения верховенства и непосредственных действий норм Конституции Республики Таджикистан.. В юридической науке Таджикистана многие авторы Конституционный суд считают неотъемлемой составной частью судебной власти или судебной системы1. И.Р. Шодиев Конституционный суд выделяет в качестве отдельной подсистемы судебных органов республики наряду с судами общей юрисдикции и экономическими судами2. В то же время в ряде европейских стран органы судебного конституционного контроля не включены в судебную систему, в других странах закреплено обособленное положение данных органов3.

1.В силу особого места Конституционного суда Республики Таджикистан, как в судебной системе, так и в механизме государства в целом его решения обладают особыми свойствами. С одной стороны, решения Конституционного суда обладают теми же признаками, что и любой другой правовой акт. С другой стороны, решения Конституционного суда в сравнении с другими правовыми актами имеют особенности. Они принимаются в порядке конституционного судопроизводства, затрагивают споры о праве, могут признать любой закон и другой нормативный правовой акт, а также международный договор Республики Таджикистан неконституционным со всеми вытекающими последствиями. Как отмечает Б.С. Эбзеев, решение Конституционного суда - это родовое обозначение всякого акта, отвечающего установленным конституционным законом требованиям4.

Следует заметить, что в законодательстве Республики Таджикистан используется название «акты Конституционного суда»5. Однако в юридической литературе и законодательствах многих стран широко используется понятие «решение специализированного органа конституционного контроля». В соответствии со ст. 55 Конституционного закона РТ «О Конституционном суде РТ» актами Конституционного суда Республики Таджикистан являются постановление, заключение и определение. Среди указанных актов нормативным свойством обладают постановления Конституционного суда.

Конституционный суд Республики Таджикистан по существу рассмотренного дела выносит постановление. В соответствии со ст. 60 Конституционного закона «О Конституционном суде» Конституционным судом могут быть приняты постановления о признании закона, иного нормативного правового акта, руководящих разъяснений пленумов Верховного Суда и Высшего экономического суда, не вступившего в силу международного договора соответствующими Конституции, либо о признании указанных актов не соответствующими Конституции. неконституционные акты утрачивают силу.

Так, за годы независимости Конституционным судом Республики Таджикистан было вынесено около 90 постановлений по различным предметам конституционного контроля6. Относительно разрешения споров между государственными органами относительно их компетенции, Конституционный суд Республики Таджикистан по результатам рассмотрения таких категорий дел   также принимает два вида постановлений:

1) о подтверждении полномочия соответствующего государственного органа власти издать акт или совершить действие правового характера; 2) об отрицании полномочия данного государственного органа власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции.

2. Конституционный суд Республики Таджикистан использует также другие формы контроля за реализацией нормативных правовых актов. Так, в соответствии с п. 7 ст. 60 Конституционного закона «О Конституционном суде»: «При выявлении конкретного нарушения Конституции Республики Таджикистан и нормативных правовых актов Республики Таджикистан Конституционный суд Республики Таджикистан вносит предложение соответствующим органам и должностным лицам, допустившим их нарушения, обращая их внимание на выявленное нарушение и необходимость его устранения и сообщения о принятых мерах в Конституционный суд Республики Таджикистан в установленный срок».

  

1   Cм.: Махмудов М., Худоёров Б. Правоохранительные органы Таджикистана. – Душанбе, 2008. – С. 38; Табаров Н.А. Судоустройство и правоприменительные органы Республики Таджикистан. – Душанбе, 2007. – С. 84; Халиков К.Н. Конституционный суд Республики Таджикистан: статус, организация и деятельность. - М., 2009. - С.17 и др.

2 См.: Шодиев И.Р. Указ. соч. – С. 36.

3 См.: Сативалдыев Р.Ш., Мирзоев С.Б. Указ. соч. – С. 166.

4Cм. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2005. -С. 508.

5    Термин «акты Конституционного суда» был введен в законодательство Республики Таджикистан согласно Закону РТ «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РТ «О Конституционном суде» от 22 мая 1998 года». См.: Ахбори Маджлиси Оли РТ. - 1998. - № 10. - Ст. 11, 115.

6 См., например: Постановление Конституционного суда РТ от 26 марта 1997 года по делу об определении соответствия Конституции Республики Таджикистан частей второй и третьей статьи 23 Закона РТ «О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан» от 1 декабря 1994 года № 1088; Постановление Конституционного суда Республики Таджикистан от 12 июня 2001 года по делу «Об определении соответствия Конституции Республики Таджикистан части пятой статьи 329 и части второй статьи 339 Уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан» и т. д.




Одной из форм контроля за реализацией нормативных правовых актов служит послание Конституционного суда Республики Таджикистан. В соответствии со ст. 37 Конституционного закона «О Конституционном суде»: «Конституционный суд Республики Таджикистан ежегодно направляет Президенту Республики Таджикистан, Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан Послание о состоянии конституционной законности в Республике Таджикистан в связи с рассматриваемыми делами».

Среди актов Конституционного суда Республики Таджикистан нормативным свойством обладают постановления, которыми признаются неконституционными законы, иные нормативные правовые акты, не вступившие в силу договоры, а также руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда и Высшего экономического суда республики. Характерные черты постановлений Конституционного суда Республики Таджикистан вытекают из ее правовой природы как решения специализированного органа конституционного контроля, посредством которых утрачивают юридическую силу неконституционные нормативные правовые акты, не ступившие в силу договоры, а также руководящие разъяснения высших судебных органов республики.

На основе анализа соответствующих норм Конституционного закона «О Конституционном суде» можно выявить следующие свойства постановлений Конституционного суда:

1. Постановления Конституционного суда принимаются по существу рассматриваемого дела (п. 2 ст. 55).

2.   Постановление Конституционного суда Республики Таджикистан после его принятия провозглашается немедленно (п. 6 ст. 56).

3. Постановление Конституционного суда Республики Таджикистан вступает в законную силу с момента его принятия (если в нем не предусмотрен иной порядок), является окончательным и обжалованию не подлежит (пункты 1 и 2 ст. 60).

4.    Исполнение постановлений Конституционного суда обязательно всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, другими организациями, общественными объединениями, независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами, к которым они обращены (п. 3 ст. 60).

5.   Законы, иные нормативные правовые акты, руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан или их отдельные нормы, признанные Конституционным судом не соответствующими Конституции Республики Таджикистан, утрачивают силу (п. 5 ст. 60).

6.    Решения судов и иных органов, основанные на законе, иных нормативных правовых актах или руководящих разъяснениях пленумов Верховного Суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан, признанные не соответствующими Конституции Республики Таджикистан, исполнению не подлежат (п. 6 ст. 60).

7.   В тексте постановлений Конституционного суда содержатся предложения соответствующим органам и должностным лицам, допустившим нарушения Конституции и нормативных правовых актов Республики Таджикистан, обращающие их внимание на выявленное нарушение и необходимость его устранения и сообщения о принятых мерах в Конституционный суд в установленный срок (п. 7 ст. 60).

8.    Признание Конституционным судом Республики Таджикистан не соответствующими Конституции Республики Таджикистан не вступивших в законную силу договоров Республики Таджикистан означает недействительность этих договоров или их отдельных норм для Республики Таджикистан (п. 9 ст. 60).

9.   Постановление Конституционного суда Республики Таджикистан публикуется в средствах массовой информации (п. 2 ст. 61).

10. Постановления Конституционного суда Республики Таджикистан направляются следующим органам и лицам: Президенту Республики Таджикистан; Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан; Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан; Правительству Республики Таджикистан; Министерству юстиции Республики Таджикистан; Верховному Суду Республики Таджикистан; Высшему экономическому суду Республики Таджикистан; Генеральному прокурору Республики Таджикистан; Уполномоченному по правам человека в Республике Таджикистан; Совету юстиции Республики Таджикистан; сторонам; иным органам, должностным лицам, а также гражданам по распоряжению Председателя Конституционного суда Республики Таджикистан (п. 3 ст. 61).

11.      О мерах, принятых во исполнение постановления Конституционного суда Республики Таджикистан, органы и должностные лица, на которых возложено исполнение судебного акта, информируют Конституционный суд в установленный им срок (п. 4 ст. 61).

12.       Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению актов Конституционного суда Республики Таджикистан влечет привлечение к ответственности, установленной законодательством Республики Таджикистан (ст. 62).

Нормативность постановлений Конституционного суда Республики Таджикистан проявляется в следующем: а) они являются окончательными, не подлежат обжалованию и могут быть пересмотрены только самим Конституционным судом; б) обязательны на всей территории Республики Таджикистан, для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, граждан и их объединений; в) имеют юридическую силу, превышающую силу отменяемого им нормативного акта; г) имеют прямое применение в практике, являются регулятором возникающих в связи с отменой неконституционных актов отношений; е) подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти.

Несмотря на нормативность решений Конституционного суда, в литературе неоднозначно решается вопрос об их правовой природе. Одна группа авторов считает, что решения Конституционного суда Российской Федерации не создают новых норм права или данный орган не осуществляет правотворческую деятельность7. Другая группа авторов подчеркивает прецедентную или нормативную природу решений Конституционного Суда8. Следует поддержать мнение авторов о том, что правовые позиции Конституционного Суда, изложенные в мотивировочной части их решений, являются источниками права9.

Раскрывая роль судебной практики в реализации нормативных правовых актов нельзя упускать из виду также практику судебного правоприменения. Судебная практика не сводится исключительно к руководящим разъяснениям и иным постановлениям Верховного Суда, Высшего экономического суда Республики Таджикистан, решениям Конституционного суда. Судебная правоприменительная деятельность является, по словам Р.Д. Гаибова, специфическим типом правоприменения, «смыслом которого является правосудие, осуществляемое судом в целях разрешения соответствующих дел в установленном законом процессуальных формах и в соответствии с установленными принципами и ценностями»10.

Судебное правоприменение выделяется среди других типов и форм правоприменения своими особенностями и преимуществами. Прежде всего, особенности судебного правоприменения вытекают из целей и задач судебной власти. В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан судебная власть защищает права и свободы человека и гражданина, интересы государства, организаций, учреждений, законность и справедливость (ст. 84). Судебное правоприменение служит формой реализации нормативных правовых актов применительно к конкретным жизненным ситуациям и в отношении индивидуальных физических и юридических лиц. Акты судебных органов, принятые в процессе применения норм права, окончательно разрешают спор о праве. В процессе судебного правоприменения восполняются пробелы в нормативных правовых актах путем решения дела в рамках аналогии закона и аналогии права.

Таким образом, судебная практика посредством различных рычагов, средств и форм влияет на процесс реализации нормативных правовых актов. Роль судебной практики в реализации нормативных правовых актов проявляется в следующем: 1) судебная практика является одной из широко распространенных, практичных и эффективных форм практического воплощения, прежде всего, применения нормативных правовых актов; 2) судебное правоприменение как специфичная форма реализации нормативных правовых актов обладает действенными средствами восполнения пробелов в применяемых нормативных правовых актах, оперативного реагирования на дефекты законодательства, постоянного контроля за конституционностью и законностью применимых нормативных правовых актов, непосредственного обращения в Конституционный суд в случае возможного применения неконституционного нормативного правового акта либо руководящего разъяснения высших судебных органов; 3) судебная практика в форме праворазъяснительной деятельности Верховного Суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан служит средством выработки судебных правоположений, прецедента применения права, вносящих ясность, четкость и гибкость в процесс применения нормативных правовых актов как судебными, так и иными правоприменительными органами; 4) конституционная юстиция является наиболее эффективным, действенным и единственным средством обеспечение конституционности законов, иных нормативных правовых актов, руководящих разъяснений Верховного Суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан, а также не вступивших в силу договоров республики; 5) правовые позиции Конституционного суда Республики Таджикистан являются источниками права; они служат основанием отмены неконституционных нормативных правовых актов, исправления нарушений в правотворческой деятельности, недопущения реализации неконституционных нормативных правовых актов, эффективной реализации конституционных нормативных правовых актов.

 

7 См.: Ведяхин В.М., Ефремов А.М. Политические гарантии законности // Правоведение. - 2000. - № 2. - С. 71; Крылов Б.С. О некоторых решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1997. - № 2. - С. 44; Петрушев В.А. Юридическая природа актов судебного толкования права // Академический юридический журнал. - 2000. - № 1. - С. 54 и др.

8    См.: Лазарев Л.В. Некоторые спорные вопросы теории и практики конституционного правосудия // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1997. - № 3. – С. 21-22; Овсепян Ж.И. Конституционное судебно-процессуальное право: у истоков отрасли права, науки и учебной дисциплины // Правоведение. - 1999. - № 2. - С. 205; Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. – М., 1995. - С. 15 и др.

9   См.: Бирюкова Л.Г. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источники права: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. – Казань, 2004. - С. 155; Сативалдыев Р.Ш., Мирзоев С.Б. Указ. соч. - С. 163 и др.

10Cм. Гаибов Р.Д. Судебное правоприменение в условиях судебно-правовой реформы в постсоветском Таджикистане: общетеоретический аспект: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Душанбе, 2012. - С. 6.



Исследуя судебную практику как форму реализации нормативных правовых актов, следует обратить внимание также на вопрос о правомерности лишения высших судебных органов Республики Таджикистан их права законодательной инициативы. Законодательная инициатива является одним из способов влияния судебной практики на процесс принятия востребованных в судебной правореализационной практике нормативных правовых актов. На вопрос - Является ли право законодательной инициативы суда непосредственным фактором влияния судебных органов на подготовку и принятие нормативных правовых актов? - из 89 анкетированных респондентов почти половина (48,8%) ответили положительно. Кроме того, 41,8% респондентов полагают, что текущая практика судов, в частности, Верховного Суда на сегодняшний день является эффективным способом воздействия на процесс принятия нормативных правовых актов. И только 1,2 % опрошенных респондентов уклонились от ответа. Верховный Суд республики может участвовать в законотворческой деятельности через иные субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, главным образом, посредством статуса Председателя Верховного Суда как члена Правительства и соответственно через данный орган. При этом количество законопроектов, внесенных Верховным Судом по предмету их деятельности, составило в 2014 году не более 1%. При этом они были внесены в форме руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда, что в принципе можно использовать в законодательном процессе.