Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
28 января 2016г.

    Деятельность Свободных экономических зон (СЭЗ) частично регулируется международным правом. Можно выделить такие источники, как Международную конвенцию по упрощению и гармонизации таможенных процедур, принятую в 1973 году, Директиву Европейского Совета "О свободных таможенных зонах и складах", которая была утверждена в 1988 году. Во многих государствах приняты специальные законы, определяющие единые для всей страны условия создания и функционирования СЭЗ. Такими странами являются Соединенные Штаты Америки (США), Мексика, Румыния, Южная Корея, Венгрия, Великобритания, Колумбия, Болгария. Основа законодательства о СЭЗ - английское прецедентное право.

    В Российской Федерации долгое время вопрос об инвестировании иностранного капитала регулировался главой 7 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Кроме того, существовал целый ряд нормативных актов, которые также регулировали вопросы об иностранных капиталовложениях в СЭЗ. Например, Постановление Совмина РСФСР, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и Федеральные законы РФ. Такое многообразие объяснялось отсутствием специального закона в данной сфере. Только 22 июля 2005 года был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Однако, спецификой отечественного законодательства является существование особых экономических зон (ОЭЗ), действие которых регулируется на основании иных федеральных законов. К примеру, таковыми являются Особая экономическая зона в Магаданской области, которая была создана Федеральным законом от 31.05.1999 № 104- ФЗ, действующим до 31 декабря 2014 года. Также, можно выделить Особую экономическую зону в Калининградской области, которая действует на основании Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ. Следует отметить, что в российской правовой действительности термин «свободная экономическая зона» является синонимичным термину «особая экономическая зона», хотя долгое время существовала точка зрения о некотором смешении данных понятий. Например, в рамках российского законодательства обобщенным понятием являлась «особая экономическая зона», а в некоторых учебниках приводился термин «свободная экономическая зона». Однако, решающее значение имело подписание «Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны», заключенного в Санкт-Петербурге 18 июня 2010 года. Данное соглашение приравнивается к временно применяемым международным договорам Российской Федерации, из чего можно сделать вывод о приоритете применения данного акта по отношению к российскому законодательству. Ярким примером, подтверждающим предыдущее положение, является ст. 24 данного соглашения, устанавливающее применение отдельных норм в отношении  ОЭЗ в Калининградской  и Магаданской  областях. Еще одной тенденцией в отношении Российской Федерации стало постепенное увеличение числа СЭЗ на территории РФ – совсем недавно был принят Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Данный акт вступает в силу с 1 января 2015 года. В отношении СЭЗ он содержит такие нормы, как установление срока действия данной зоны, особый режим осуществления предпринимательской деятельности и применение таможенной процедуры свободной экономической зоны. Также, федеральный закон содержит и определенные ограничения для участников СЭЗ, к примеру, запрет на осуществление деятельности в сфере пользования недрами для целевой разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа РФ. Стоит отметить, что данный перечень может быть дополнен Постановлением Правительства РФ. Особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ включает в себя следующие льготы для иностранных инвесторов: особый режим налогообложения; предоставление субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ, в том числе затрат на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов. Также, особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ включает в себя особенности осуществления градостроительной деятельности и и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов. Можно сделать вывод о том, что на территории данной СЭЗ создан режим наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям, по сравнению с национальным режимом на остальной территории страны. В то же время, данный Закон, поимо уже вышеназванных ограничений для участников СЭЗ, содержит также положения, касающиеся осуществления контроля за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Данные нормы позволяют говорить о прослеживающемся стремлении государства защищать собственные интересы. Таким образом, можно сделать заключение о том, что для Российского Федерации привлечение иностранных инвестиций и иностранных инвесторов представляется особенно важным не только в уже зарекомендовавшие себя с экономической точки зрения регионы, но и в те субъекты, которые обладают необходимым потенциалом для роста.

    В 1970 г. Южная Корея приняла Закон "О свободных экономических зонах". С целью привлечения иностранных инвестиций, увеличения экспорта, роста занятости, усовершенствования промышленных технологий на основе этого закона была создана СЭЗ в прибрежных районах Южной Кореи. Конституция страны и Закон "Об иностранных инвестициях" гарантируют иностранным инвесторам защиту их капитала и статуса в соответствии с нормами международными права. В настоящее время в Южной Корее существуют две зоны СЭЗ - "Масан" и "Ири".

   В Греции в 1925 г. созданы зоны свободной торговли в Салониках, в 1932 г. - в Пиреях. Управление зоной в Салониках возложено на специальный орган, входящий в структуру Министерства торгового флота, в Пиреях - на администрацию порта. Запрещен ввоз товаров, составляющих монополию греческого правительства (соль, керосин, спички, бумага для сигарет). Ввоз товаров греческого производства требует специального разрешения. Переработка товаров, предназначенных для использования в Греции, невозможна без одобрения таможенных органов.

    В Австрии тремя зонами управляют товарищества с ограниченной ответственностью, одной - акционерная компания. Копенгагенская СЭЗ (Дания) управляется администрацией порта через акционерное общество (администрации принадлежит полный пакет акций). Деятельность СЭЗ находится под контролем датского правительства. СЭЗ "Гамбург" (Германия) управляет администрация свободного порта. Администрация входит в состав правящих структур земли Гамбург, имеет право выполнять таможенные функции.

   В Китае СЭЗ имеют широкие автономные права в области привлечения иностранного капитала и установления льготного режима внешнеторговой деятельности. По решению центральных властей создано более 40 СЭЗ различного типа, несколько сотен зон функционируют по инициативе местных администраций. Единый закон, регулирующий деятельности СЭЗ, отсутствует. В общей сложности по СЭЗ принято более 30 специальных нормативных актов. При Госсовете КНР создана Канцелярия по делам СЭЗ - высший орган административного управления зонами.

   В СЭЗ действует льготный налоговый режим для иностранных инвесторов (налог на прибыль в Китае составляет 33%, а в СЭЗ - 15%). В этих зонах используется специфическая таможенная политика, применяются особые правила таможенного надзора и управления.

    Специальные экономические зоны созданы в городах Шэньчжень, Сямэнь, Чжухай и Шаньтоу по решению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей в 1980 г. Специальная экономическая зона в провинции Хайнань создана в 1988 г. Каждая зона имеет право принимать по экономическим вопросам свое собственное законодательство. Во всех зонах значительно снижена ставка налога. Зоны являются закрытыми территориями, для въезда необходимо иметь специальное разрешение.

    Функционирование СЭЗ приносит экономике Китая серьезные выгоды:

1)    создаются благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций;

2)    в страну привлекаются новые технологии и передовая техника;

3)    частично решается насущная для Китая проблема нехватки рабочих мест;

4)    более эффективно используются природные ресурсы;

5)    увеличивается экспортная прибыль;

6)    более быстрыми темпами развивается экономика в целом.

 

 

Список литературы

1.      Баронов В.И., Костюнина Г.М.. Свободные экономические и офшорные зоны. - М.: Магистр: ИНФРА.2013. - 560 с.

2.      Гетьман-Павлова И.В.. Международное частное право. - М.: Эксмо: ИНФРА. 2011. - 640 с.