Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 января 2016г.

   Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования мoгут выступать кaк участники гражданско-правовых отношений наряду с физическими и юридическими лицами, что предусмотрено в ст.2 и ст. 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Однако в настоящее время нет целостного механизма правового регулирования их участия в гражданских правоотношениях, что, в свою очередь, связано с отсутствием в современной цивилистике комплексных разработок по проблеме правого статуса Российской Федерации как многоуровневого публично-правового образования в имущественном обороте. Участие же государства в гражданских правоотношениях является необходимостью для решения публичных и иных общественных задач, стоящих перед ним.

     Государство обладает политической властью и суверенитетом, оно может в нормативном режиме устанавливать порядок и характер участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Это является его основным отличием от других членов гражданских правоотношений и объектом острых теоретических дискуссий. С одной стороны, высказывается точка зрения, о необходимости существенного сокращения государственного участия в гражданском обороте, с другой, - есть мнение, согласно которому такое участие должно возрасти. Такая дискуссионность связана с отсутствием единой точки зрения юристов по более широким вопросам (например, как должны сочетаться публичные и частные интересы в гражданском обороте с участием государства, каково должно быть соотношение положений бюджетного и гражданского законодательства при регулировании данного оборота и пр.).

    Таким образом, актуальность данной теме придаѐт комплекс причин как практического, так и теоретического характера.

   Рассмотрим подробнее сферу деятельности государства в гражданско-правовых отношениях.

    Российское государство занимается регулированием хозяйственной (коммерческой) деятельности, применяя для этого государственно-властные полномочия по таким направлениям, как:

¾    государственное урегулирование сферы обязательственно-правовых отношений;

¾    предоставление правовых условий деятельности юридических и физических лиц;

¾    упорядочивание деятельности государственных и негосударственных организаций;

¾    использование законных способов государственного протекционизма.25 и др.

    Государство определяет основные направления и приоритеты своей экономической политики, регулирует деятельность участников экономических отношений, защищает их интересы и права, регламентирует с помощью нормативных правовых актов единые правила поведения для всех субъектов гражданских правоотношений, обеспечивает их соблюдение силой государственного принуждения, устанавливает порядок заключения, изменения и исполнения гражданско-правовых сделок, включая сделки с участием самого государства, определяет основания приобретения и прекращения права собственности.

   

25    Агапов А.Б. О приоритетных сферах государственного вмешательства в сфере хозяйственной деятельности России//Государственное регулирование экономической деятельности. - М.,2000. С.223.


   Государство может участвовать  в гражданско-правовых отношениях как непосредственно,  так и опосредованно, то есть через созданные им государственные юридические лица в таких организационно- правовых формах, которые предусмотрены гражданским законодательством.

    Когда мы говорим про опосредованное участие государства, то подразумеваем такие организационно- правовые формы юридических лиц, как государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения. Действующее гражданское законодательство закрепляет принцип раздельной ответственности учредителя и созданного им юридического лица (ст. 56 ГК), но у этого принципа есть некоторые исключения, связанные с государством. Так, именно государство в некоторых случаях отвечает по долгам созданных им юридических лиц.

    Государство остаѐтся собственником имущества, которым распоряжаются созданные им юридические лица и стоит за каждой сделкой, которая совершена от их имени. В некоторых случаях за его органами закрепляются контрольные полномочия в отношении таких юридических лиц, а именно: согласование, одобрение, утверждение, контроль и др.

   Однако имеются такие юридические лица, которые могут действовать и от своего собственного имени, и от имени государства одновременно, то есть действующие непосредственно. Такими органами являются федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы и агентства). В гражданском обороте они действуют не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Так, согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса, от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. 26

    Государство участвует в следующих обязательственных правоотношениях:

1)    отношения займа (выпуск облигаций и иных ценных бумаг);

2)    обеспечение продукции для федеральных государственных или муниципальных потребностей;

3)    договор контрактации;

4)    договор аренды государственного или муниципального имущества; 5)договор купли-продажи;

6)    подряд для государственных или муниципальных необходимостей;

7)    договор хранения;

8)    договор поставки;

4) дарение (когда имущество даруется государству).27

   Существуют также некоторые особенности ответственности государства по своим обязательствам, которые проявляются в следующих предписаниях:

-   государство ответственно по внедоговорным обязательствам в случаях  причинения убытков другим субъектам гражданского правоотношения незаконными действиями своих органов;

-   объекты, которыми государство может отвечать по своим обязательствам, ограничены.

    Государство не отвечает имуществом, которое закреплено за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, созданными государством, или же имуществом, которое по закону может быть только в государственном или муниципальном владении. Взыскание на природные ресурсы государства может быть только в случаях, указанных в законе (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

    Для реализации своих публичных функций государство устанавливает налоговые платежи, регулирует вопросы экспорта и импорта товаров, ведѐт ценовую, расчѐтную и страховую политику, определяет размеры таможенных пошлин и т.д.

    В связи с этим, можно сказать, что государство не находится на равных отношениях с объектами своего властного правового регулирования, так как граждане и юридические лица должны соблюдать и исполнять обязанности, возложенные на них нормативными правовыми актами. Но, вступая в гражданско-правовые отношения и не переставая быть носителем публичной власти, государство получает некоторые свойства юридического лица, установленные нормами гражданского права. Для участия субъекта публичного права в имущественном обороте данные нормы необходимы. Благодаря этому государство как субъект гражданских правоотношений приобретает признаки, аналогичные юридическому лицу:

¾    организационное единство;

¾    обособленное имущество;

¾    ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК РФ);

¾    возможность выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей, а также в суде (ст. 125 ГК РФ).


26   Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2014. С.72.

27     Гатин А.М. Гражданское право. – М.,2009. С. 81.


    Как писал Д.В. Пятков, государство добровольно в силу закона ограничивает собственные императивные полномочия в период вступления в гражданские правоотношения, не допуская их при реализации этих правоотношений, храня при этом все признаки властных полномочий за границами гражданских правоотношений.28 Таким образом, в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах с остальными субъектами. При этом обладает целевой гражданской правоспособностью, так как его деятельность направлена на выполнение публичных функций, которые закреплены источниками публичного права. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются безусловной обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ)29.

    Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что публично-правовое образование само определяет свою гражданскую правоспособностью, но оно не может нарушить еѐ содержание или объѐм. На государство, как на субъект гражданского права, в полной мере распространяются нормы гражданского законодательства, которые затрагивают порядок участия его в отношениях, регулируемых этим законодательством и требования по обеспечению равенства сторон, участвующих в гражданских правоотношениях.

 

Список литературы

1.      Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Приор, 2014 .32с.

2.      Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2014. С.720.

3.      Агапов А.Б. О приоритетных сферах государственного вмешательства в сфере хозяйственной деятельности России//Государственное регулирование экономической деятельности.- М.,2000. С.318.

4.      Андреев Ю.Н. Участие государства в гражданско-правовых отношениях. – СПб.: Юридический центр Пресс,2005. С.353.

5.      Гатин А.М. Гражданское право. – М.: Дашков и К.2009. С. 384.

6.      Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях : на примере разграничения публичной собственности.- СПб.,2003.С. 404.

7.      Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. Учебник. Ч.2. – М.: Проспект, 1998. С. 784