Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРАВИЛ В РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 января 2016г.

    Институты, как система норм, регулирующих поведение людей, создаются для поддержания порядка, снижения неопределенности во взаимоотношениях, обеспечивая предсказуемость поведения партнеров и сокращение издержек, сопровождающих взаимодействие. Институциональная структура содержит систему правил, самая общая классификация которых предполагает выделение по степени формализации процедуры отношений.

   К формальным можно отнести правила, записанные в официальном источнике, за выполнением которых следит судебная система, полиция, репрессивный аппарат, обеспечивая принуждение со стороны государства.

   Гарантией исполнения правил, ограничений в поведении субъектов отношений может служить неотвратимость наказания в соответствии с кодификацией.

    Неформальные правила не закрепляются ни в одном официальном источнике, и за их исполнением следят не специалисты, представитель государственного аппарата, а все члены общества. Эффективность неформальных институтов в регулировании определенного сообщества зависит от ряда условий: от размера социальной группы, в которой действуют эти нормы, частотности повторения и степени унификации сделки, от степени изменчивости сообщества (если общество меняется быстро, то управление, основанное на нормах, не удовлетворяет потребности общества).

   Изучение взаимодействия между формальными и неформальными правилами, между законом и нормами, действующими в обществе, имеет особое значение, поскольку позволяет давать более точное объяснение поведению людей и более надежно предсказывать последствия правовых норм.

   Рассмотрим соотношение законодательных норм и неформальных правил, регулирующих взаимоотношения в профессиональном сообществе на примере рынка тунца Цукидзи, описанных в статье Э. Фелдмана (1).

    Самый крупный в мире оптовый рынок рыбы и морепродуктов, находится в центре Токио и включает несколько крупных рынков с дневным оборотом морепродуктов, превышающем 2 тысячи тонн. Обязанности по продаже рыбы берут на себя аукционные дома, которые осматривают и оценивают партии рыбы и морепродуктов. Покупатели, среди которых оптовики, торгующие здесь же на рынке, крупные розничные торговцы и представители переработчиков рыбы и морепродуктов также осматривают товар, чтобы определиться с ценой, которую они смогут предложить на аукционе. На рынке создан «Accident Inspection Place30» - место для разбора (инспекция) инцидентов, фигурирующее в статье под названием Tuna Court. При этом термин «Court» понимается как институт, т.е. место и механизм, в котором решаются споры (в англоязычной традиции), и как место для инспекции инцидентов (как буквально понимается это выражение в практике функционирования рыбного рынка в Японии).

   Основная проблема, возникающая в процессе торгов – качество тунца, которое невозможно достоверно определить в ходе аукциона – скрытые дефекты выявляются только при разделке уже купленной туши. Если покупатель не доволен приобретенным товаром, он, как правило, обращается в Инспекцию, которая состоит из представителей пяти компаний-продавцов, присутствующих на рынке и наблюдателя от профильного департамента муниципалитета. Продавцы осматривают рыбу, каждый выносит свое решение о процентах скидки от уплаченной цены (скидка может составлять от 11 до 50% от объема ущерба). Председатель обобщает мнение экспертов, заносит в протокол размер скидки и оглашает решение Инспекции для публичного информирования. Так выглядит процедура урегулирования конфликтов, зафиксированная Указом о порядке разрешения споров Токийского муниципалитета 1972 г.

    Формализованная система внесудебного рассмотрения претензий имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ можно отметить следующие:

· в среде японцев существует предубеждение об эффективности обращения в судебные инстанции. В статье Э Фелдмана приводится информация, что, не смотря на возможность применения положений Коммерческого и Гражданского Кодексов, с 1900 г. не зафиксировано ни одного судебного решения в отношении рассматриваемых конфликтов. Инспекция имеет высокую степень доверия – рассматривается до 7 тыс. жалоб в год или 25 жалоб в день. Это доверие основано на прозрачности процедуры и участии высококвалифицированных специалистов в качестве арбитров спора (члены инспекции имеют большой опыт работы на рынке, специальную профессиональную подготовку и сертификаты, подтверждающие право участия в рассмотрении претензий). Таким образом, правила, имеющие признаки формальных, но строго не всходящих в законодательную среду, восполняют противоречие между институциональной средой и традициями восприятия судебной власти.

· простота процедуры – без адвокатов и представителей, приводит к экономии времени и бюрократических издержек (отсутствуют сборы по ведению дела)

· традиционно скидка с цены (возврат части уплаченной стоимости как компенсация за некачественный товар) – гарантирована, случаев отказа мало, т.к. основные свидетельства – рыба и зафиксированная на аукционе цена – доступны всем членам сообщества и фальсификации практически невозможны.

· высокая прозрачность рынка и возможность оспорить недобросовестное поведение продавца или покупателя снижает моральный риск сделки – в Инспекции оспаривается только 1,5 – 2 % сделок.

   

14   Далее в тексте - Инспекция


    Регулирование взаимоотношений, складывающихся в системе аукционной торговли тунцом  на рынке Цукидзи в Токио можно охарактеризовать как симбиоз формальных и неформальных институтов урегулирования претензий. Формально Tuna Court не является судом, т.е. не входит в судебную систему Японии, имеет только его отдельные признаки, но правила устанавливаются и поддерживаются муниципалитетом.

    С одной стороны, существуют нормы государственного права (кодифицированные правила), зафиксированные в Гражданском и Корпоративном кодексе, приказах Министерства Сельского, Лесного и Рыбного Хозяйства Японии, указах муниципалитета о работе рынка, осуществляется надзор над соблюдением процедуры рассмотрения претензий.

    С другой стороны, наблюдается традиционное недоверие судебной власти в рассмотрении конфликтов и перевод решений из правового поля в сферу компетенций профессионального сообщества с организацией разбирательства со стороны признанных экспертов. Система разрешения конфликтов позволяет не обращаться в судебные инстанции, но и не накапливает напряженность и недоверие между участниками рынка, освобождает от необходимости использовать индивидуальные способы урегулирования проблемы.

    В локальных актах, регулирующих отношения на рынке можно встретить ссылку на отголоски римского права, в частности (максима caveat emptor), которую можно вольно интерпретировать как ответственность покупателя за приобретенный товар. На рынке тунца в Гаити именно так и выстраиваются отношения, которые можно сравнить с казино, в котором выигрыш и проигрыш игрока являются вероятностными величинами.

   В отличие от традиционной системы права, когда ответственность возлагается на одного из участников конфликта, признанного виновным, на японском рынке ответственность делится между продавцом и покупателем. Принцип «все или ничего» принятый в обычных судах, избегается в Tuna Court, ориентированном на гармонию потребностей участников. Обеспечение честности и равенства, опираются на закон «Об оптовом рынке» (Wholesaling Market Law), принятый правительством Японии в 1923 г.и выражается в то, что система решения проблем с качеством рыбы принимается всеми участниками рынка, а финансовые издержки делятся между покупателем и продавцом – нет дискриминации ни одной из сторон.

   К формальным правилам можно отнести и особенности ценообразования, которые предполагают, что скидка за качество товара ложится на издержки продавца, что формирует ответственность в процессе аукциона, исключающей моральный риск продажи заведомо низкокачественного товара. В то же время существуют негласные правила, позволяющие дискриминировать покупателей, злоупотребляющих жалобами на продавцов рыбы – их предложения в ходе аукциона могут игнорироваться продавцом.

    Таким образом, приведенные сведения показывают, что при наличии кодифицированных отношений в рамках судебной системы Японии, урегулирование конфликтов осуществляется на уровне профессионального сообщества, создавшего институт, сочетающий черты формальных норм и неформальных правил. Долгая, успешная история существования рынка Цукидзи - пример того, что централизация прав и конфликтов служит укреплению социального порядка, представляющего набор качеств, который позволяет аукциону работать для лучшего удовлетворения интересов вех сторон.

 

Список литературы

1.      The Tuna Court: Law and Norms in the World's Premier Fish Market. Author(s): Eric A. Feldman Source: California Law Review, Vol. 94, No. 2 (Mar., 2006), pp. 313-369 Published by: California Law Review, Inc.Stable URL: http://www.jstor.org/stable/20439037 .Accessed: 25/05/2011 10:01