Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕКЛАМЫ И ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
29 января 2016г.

    Гражданский товарооборот с течением времени увеличивается. Основная причина – заключение все большего количества договоров, как оснований возникновения обязательств. Каждый день заключаются тысячи различных договоров, причем стороны могут даже не придавать этому никакого значения, поскольку это совершенно обыденные вещи. Средства массовой информации пестрят различного рода коммерческой информацией о товарах и услугах. Но не каждая подобная информация может служить поводом к заключению договора.

  Согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении взаимных прав и обязанностей сторон. По общему правилу, договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. В гражданском праве существует такое понятие как публичная оферта. Это предложение, содержащее в себе все существенные условия договора, из которого усматривается воля оферента заключить договор с неопределенной группой лиц. В соответствии статьи 437 пункта 1 реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц рассматриваются как приглашение делать оферты.

   Так, в теории гражданского права, да и в правоприменительной деятельности существует неопределенность. Между рекламой и публичной офертой проходит тонкая грань, которую обычные граждане не могут усмотреть. Это приводит к частым судебным разбирательствам. Для дифференцирования понятий необходимо, в первую очередь, определить исходные понятия, во вторую очередь, обозначить выводы некоторых ученых цивилистов по данной проблеме, и, в третью очередь, продемонстрировать судебную практику по решению подобных проблем.

   Что же такое реклама? В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» [8] это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых технических средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Исходя из определения, основной целью рекламы является привлечение потенциальных покупателей к определенным товарам и услугам для их скорейшего сбыта.

    По общему правилу, информация о товарах и услугах должна быть достоверной, иначе в таком случае предусмотрена ответственность рекламодателей. Ответственность предусмотрена законом как административная, уголовная, так и гражданско-правовая. Федеральная антимонопольная служба разработала и приняла Приказ ФАС России «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» [7], в котором предусмотрен порядок рассмотрения правонарушений, связанных с рекламой. Подобные акты федеральных  антимонопольных органов способны оказывать существенное влияние на субъектов  предпринимательской  деятельности, включая их финансово- экономическое состояние.

   Любая оферта будет являться своего рода рекламой, но не любая реклама может быть офертой. Так, основное отличие рекламы от оферты это намерение заключить договор. Так, любой оферент, направляя оферту, желает заключить договор и с момента получения акцептантом обязан. А рекламодатель не имеет обязанности его заключения. Как правило, рекламодатель в договоре выступает не оферентом, а акцептантом.

   Любое размещение информации о товаре или услуге – реклама. Но, несмотря на предоставление некоторой информации, реклама не содержит в себе существенные условия, необходимые для заключения договора. Кроме того, при публичной оферте невозможно изменение этих условий, а информация, содержащаяся в рекламе, может меняться периодически.

    Но в розничной купле-продаже законодатель отступил от общего правила. Так, согласно пункту 1 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации предложения товара в его рекламе, каталогах и описаниях товара, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой [3]. Причиной такого отступления, вероятно, является стремление побудить рекламодателей ответственнее относиться к информации, обращенной к широкой публике [4, c. 51]. Но данное положение не всегда согласуется с обычаями делового оборота России, что  само по  себе порождает ряд известных проблем. Например, случай, когда количество акцептов превышает количество товаров. Как в данном случае поступить? С одной стороны, оферент не имеет права отказать в заключении договора акцептанту, а с другой стороны, оферент не может предоставить товары или услуги, предусмотренные договором.

    Именно поэтому рекламодатели, предоставляя информацию о товарах и услугах, указывают, что реклама не является публичной офертой. Ранее таковой проблемы не возникало, но с течением времени в судебной практике появляется все более и более таких решений. Очень часто, например, на радио произносят, что реклама не является публичной офертой.

   Очень часто граждане обращаются в суд с иском о понуждении заключить договор на условиях, предусмотренных на их сайтах или содержащихся  в рекламе. Так,  суд отверг доводы истца  о заключении договора на условиях, предусмотренных на сайте рекламодателя. Истец воспринял информацию не просто как рекламу, а как публичную оферту. Но на сайте также было указано о том, что все условия, содержащиеся в информации на сайте, не является публичной офертой. Это и стало основной причиной в отказе удовлетворения иска апелляционным судом [6]. И такие решения суда фактически по всем делам, возникающим по данной проблеме.

   Несмотря на сложившуюся судебную практику, граждане и юридические лица все же подают иски о понуждении заключить договор на основе предоставленной информации. Как же обезопасить граждан не брать во внимание подобную информацию в качестве оферты?

   По нашему мнению, не достаточно лишь указать, что информация не является публичной офертой. Необходимо более явно акцентировать внимание возможных покупателей на данной информации. Кроме того, рекламодатель должен четко указать сведения о своем нежелании заключить договор с любым обратившимся. Необходимо пояснить, что это реклама – это лишь приглашение делать оферту, а не сама оферта. Так, возможно количество подобных дел должно сократиться.

    Но на практике существуют и совершенно противоположные случаи. Так, рекламодатель указывает, что информация является публичной офертой. Подобное решение означает, что организация хочет упростить порядок заключения договоров с контрагентами и действительно готова заключить договор с любым лицом, акцептовавшим его оферту [1, c. 15]. В этом случае рекламодатель должен в судебном порядке доказать, что реклама или сайт является публичной офертой. Доказательству также подлежит акцепт, т.е. согласие контрагента заключить договор. Например, в Постановлении Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2011г. № 44-125/2011 [5] суд признал договор незаключенным, так как акцепта, предусмотренного законом, не было.

   Таким образом, понятие рекламы и понятие публичной оферты во многом схожи. Но нельзя их полностью отождествлять, так как реклама – это лишь маркетинговый ход, а оферта – этап в заключении договора. Порой весьма сложно их отграничить друг от друга, но разница их в юридических последствиях. Так оферта порождает взаимные права и  обязанности путем заключения договора, в случае ее акцепта. Необходимо воспитывать правовое сознание населения для дальнейшего уменьшения сложных судебных споров по подобным проблемам. Это позволить экономить время каждого для дальнейшего заключения договора в установленном законом порядке.

 

Список литературы

1.      Андронов А. С. Реклама и публичная оферта / Интеллект и право. – М.: Велби, 2011. – С. 15.

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Российская газета", N 238-239. 1994, 8 декабря; N 101. 2014, 7 мая.

3.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Российская газета", N 238-239. 1994, 8 декабря; N 101. 2014, 7 мая.

4.      Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. — 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев [и др.] ; отв.ред.А. П. Сергеев, Ю.К. Толстой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С.51.

5.      Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2011г. № 44-125/2011

6.      Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2011г. № 17АП-9876/2011- ГК по делу № А60-97292011

7.      Приказ ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (ред. от 26.05.2014) "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 26. 2013, 1 июля.

8.      Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О рекламе» // Российская газета, N 51. 2006, 15 марта; N 127. 2014, 6 июня.