Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЦЕДУРА РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ АНТИКРИМИНАЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ КАК ПОНЯТИЕОБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК ДЕФИНИЦИИ КРИМИНАЛИСТИКИ И ОРДИСТИКИ

Авторы:
Город:
Киев
ВУЗ:
Дата:
29 января 2016г.

   Новая авторская доктрина сущности, последовательности и иных закономерностей работы с объективными и субъективными источниками антикриминальных сведений и иные новые доктрины юриспруденции научной школы профессора Аланкира [1, с. 68-71; 2, с. 257-265 и др.] позволяют предложенное Ю.Д. Ткач в развитие позиции А.А. Кириченко понятие криминалистики представить таким образом: методическая (неправовая, антиделиктная) юридическая мононаука, которая призвана на основе познания сущности, последовательности и иных закономерностей работы с объективными и субъективными (личностными, параличностными) источниками антикриминальных сведений разработать гласные технические средства и общие правила обращения с ними, тактические приемы проведения отдельных де-факто и де-юре процессуальных и парапроцессуальных действий или их комбинации, а также гласные методические рекомендации по выявлению, пресечению, раскрытию и досудебному расследованию отдельных видов и групп макроправонарушений, судебному рассмотрению или пересмотру либо досудебному разрешению антикриминального дела, исполнению судебного и досудебного решения, проведению работы с освобожденным лицом до истечения или погашения срока судимости и по осуществлению иных мероприятий по предупреждению отдельных видов и групп макроправонарушений [2, с. 269-270].

    Аналогичным образом формулируется и понятие ордистики (теории ОРД) как методической (неправовой, антиделиктной) юридической мононауки, которая призвана на основе познания сущности, последовательности и иных закономерностей работы с объективными и субъективными (личностными, параличностными) источниками антикриминальных сведений разработать негласные технические средства и общие правила обращения с ними, тактические приемы проведения отдельных де-факто и де-юре ордистических мероприятий или их комбинации, а также негласные методические рекомендации по выявлению, пресечению, раскрытию и досудебному расследованию отдельных видов и групп макроправонарушений, судебному рассмотрению или пересмотру либо досудебному разрешению антикриминального дела, исполнению судебного и досудебного решения, проведению работы с освобожденным лицом до истечения или погашения срока судимости и по осуществлению иных мероприятий по предупреждению отдельных видов и групп макроправонарушений [2, с. 270-271].

    Дефиниции указанных родственных методических юридических наук – криминалистики и ордистики, очень схожи и имеют одни и те же понятиеобразующие признаки: 1. Природа криминалистики и ордистики как методических (неправовых, антиделиктных) юридических мононаук. 2. Сущность, последовательность и иные закономерности работы с объективными и субъективными (личностными, параличностными) источниками антикриминальных сведений. 3. Составные части соответственно криминалистической (гласной) и ордистической (негласной) методики противодействия правонарушениям. 4. Стадии противодействия правонарушениям [2, с. 268].

    В предложенной вариации понятия этих юридических наук различия между ними минимальны и сводятся лишь различному набору тех составных частей методики противодействия макроправонарушениям (преступлениям, парапреступлениям, квазипреступлениям, параквазипреступлениям, паранесчастным случаям, несчастным случаям), которые призвана разработать каждая из них, соответственно гласные и негласные. По всем же иным понятиеобразующим признаками сущность криминалистики и ордистики полностью совпадает. В силу этого возникает необходимость предложить следующую наиболее полную авторскую доктрину сущности, последовательности и иных закономерностей междисциплинарной (ордистической, криминалистической: процессуальной, парапроцессуальной) работы с объективными и субъективными источниками антиделиктных сведений:

1.      Выяснение сущности, последовательности и иных закономерностей работы с объективными и субъективными источниками антиделиктных сведений.

2.    Взаимосвязанное версирование [выдвижение (построение), анализ, динамическое развитие и проверка версий], планирование и организация этой работы с указанными источниками.

3.   Установление объективных и субъективных источников антиделиктных сведений:

3.1.    Привлечение личностных источников антиделиктных сведений:

3.1.1.      Поиск (предположительное установление среди лиц, тех из них, которые могут стать личностным источником в контексте преодоления конкретного правонарушения).

3.1.2.     Выявление:

3.1.2.1.      Констатация аутентичности (установление наличия у предполагаемого личностного источника его трех базисных свойств – антиделиктной значимости, вменяемости и сознательности лица).

3.1.2.2.      Индивидуализация (установление анкетных данных личностного источника).

3.1.3.     Розыск (установление места нахождения личностного источника с известными анкетными данными).

3.1.4.     Встреча (любое практическое действие антиделиктолога или личностного источника, которое может обеспечить в процессе общения или негласного контакта с личностным источником получение от него антиделиктных сведений: добровольная явка личностного источника, его привод, негласный контроль средств связи личностного источника и др.).

3.2.    Собирание параличностных источников антиделиктных сведений – субъективных документов:

3.2.1.      Поиск (предположительное установление среди существующего разнообразия документов того из них, который может стать параличностным источником – субъективным документом, в контексте преодоления конкретного правонарушения).

3.2.2.     Выявление:

3.2.2.1.      Констатация аутентичности (установление признаков документа, по которым можно сделать вывод о наличии собственно субъективного документа и какого именно его вида: письмодокумента: рукописного, машинописного, типографского; образодокумента: в виде чего именно, схемы, рисунка, художественного изображения, скульптуры, чеканки и пр.; фотодокумента в виде, к примеру, фотографии рукописного текста и пр.).

3.2.2.2.      Индивидуализация (установление тех признаков субъективного документа, по которым его можно будет распознать среди многообразия иных субъективных документов, в том числе того же вида и сущности, когда отсутствие достаточного количества такого рода признаков понуждает антиделиктолога прибегнуть к искусственной индивидуализации субъективного документа посредством его упаковки в присутствии понятых и, при наличии, иных участников де-факто процессуального действия).

3.2.3.     Розыск (установление места нахождения субъективного документа с известными индивидуальными признаками).

3.2.4.       Принятие (фактический переход субъективного документа посредством его выемки из владения физического или юридического лица к антиделиктологу).

3.2.5.     Закрепление (применение таких физических и иных средств, которые должны полностью исключить или хотя бы предельно возможно минимизировать дальнейшую порчу или иное неконтролируемое и нежелательное изменение субъективного документа).

3.2.6.       Изъятие (применение таких технических средств и манипуляций с субъективным документом, которые позволяют его перенести во владение антиделиктолога, в том числе в упаковке).

3.2.7.       Упаковка (применение таких технических средств и методов, которые позволяют в присутствии понятых и, при наличии, иных участников де-факто процессуального действия искусственно индивидуализировать субъективный документ, исключить неконтролируемое проникновение к нему иных лиц, исключить или максимально минимизировать порчу и иное нежелательное и неконтролируемое изменение этого документа).

3.2.8.       Хранение (применение таких технических средств и создание таких условий, которые должны исключить или максимально минимизировать порчу и неконтролируемое и нежелательное изменение субъективного документа).

3.2.9.        Транспортировка (применение таких технических средств, которые позволяют безопасно и контролируемо перемещать субъективный документ из одного места в иное).

3.3.    Собирание объективных источников антиделиктных сведений:

3.3.1.     Собирание трассосубстанций:

3.3.1.1.         Поиск (предположительное установление среди существующего разнообразия материальных объектов, тех из них, которые являются трассой и/или субстанцией и могут стать источником сведений, значимых для эффективного и/или рационального и/либо качественного преодоления конкретного правонарушения).

3.3.1.2.      Выявление:

3.3.1.2.1.       Констатация аутентичности (установление признаков материального объекта, по которым можно сделать вывод о наличии субстанции или трассы, в последнем случае – какой именно трассы: отпечатка, диагностического отображения, ситуационного отображения).

3.3.1.2.2.          Индивидуализация (установление тех признаков внешнего строения трассосубстанции, по которым ее можно будет распознать среди иных трасс и/или субстанций, когда отсутствие достаточного количества такого рода признаков понуждает прибегнуть к искусственной индивидуализации трассосубстанции объекта посредством ее упаковки в присутствии понятых и, при наличии, иных участников де-факто процессуального действия).

3.3.1.2.3.             Розыск (установление места нахождения трассы и/или субстанции с известными индивидуальными признаками).

3.3.1.2.4.         Принятие (фактический переход трассы и/или субстанции посредством выемки из владения физического или юридического лица к антиделиктологу).

3.3.1.2.5.          Закрепление (применение таких физических и иных средств, которые должны полностью исключить или хотя бы предельно возможно минимизировать дальнейшую порчу либо иное неконтролируемое и нежелательное изменение трассы и/или субстанции).

3.3.1.2.6.        Изъятие (применение таких технических средств и манипуляций с трассой и/или субстанцией, которые позволяют ее перенести на любой иной носитель, в т. ч. в упаковку).

3.3.1.2.7.        Упаковка (применение таких технических средств и методов, которые позволяют в присутствии понятых и, при наличии, иных участников де-факто процессуального действия искусственно индивидуализировать трассу и/или субстанцию, исключить неконтролируемое проникновение к ней иных лиц, исключить или максимально минимизировать порчу и иное нежелательное и неконтролируемое ее изменение).

3.3.1.2.8.        Хранение (применение таких технических средств и создание таких условий, которые должны исключить или максимально минимизировать порчу и неконтролируемое и нежелательное изменение трассы и/или субстанции).

3.3.1.2.9.         Транспортировка (применение таких технических средств, которые позволяют безопасно и контролируемо перемещать трассу и/или субстанцию из одного места в иное).

3.3.1.2.10.        Получение образцов трассы и/или субстанции для сравнительного его личного либо экспертного исследования.

3.3.2. Собирание объективных документов (осуществляется аналогично собиранию субъективных документов).

3.4. Собирание смешанных источников антиделиктных сведений (осуществляется с соблюдением процедур собирания соответствующих видов источников антиделиктных сведений - субъективных документов и/или объективных документов и/либо трассосубстанций).

4.     Получение антиделиктных сведений о факте (внешнем или внутреннем проявлении признаков или свойств человека и его деяния либо события или явления, а также определенного антиделиктного источника: трассы: отпечатка, диагностического отображения, ситуационного отображения; субстанции; объективного документа; субъективного документа) в целом либо об его отдельной стороне проведением отдельных де-факто процессуальных или парапроцессуальных действий либо ордистических мероприятий или их комбинации:

4.1.    От личностного источника посредством:

4.1.1.     Непосредственного общения с ним.

4.1.2.     Показаний иных личностных источников.

4.1.3.        Контроля средств коммуникации личностного источника, за исключением случаев изучения субъективных документов.

4.1.4.       Оценки психофизиологических реакций личностного источника в процессе непосредственного общения с ним и/или наблюдения за ним и пр.

4.2.     От трассы и/или субстанции посредством ее личного или экспертного исследования, в том числе и субъективного или объективного документа как носителя трассы и/или субстанции и/либо собственно документа как субстанции.

4.3.     От субъективного документа посредством его экспертного или личного изучения, в том числе и в процессе контроля различного рода средств коммуникации личностного источника.

4.4.    От объективного документа посредством его личного или экспертного изучения.

5.   Оценка антикриминальных сведений (определение через аналитическую деятельность или проведением при необходимости де-факто процессуальных или де-юре процессуальных либо де-факто парапроцессуальных или де-юре парапроцессуальных действий либо де-факто ордистических мероприятий или де-юре ордистических мероприятий значимости, законности, допустимости и доброкачественности этих сведений, их согласованности и достаточности в совокупности с другими сведениями для принятия определенного решения в контексте противодействия конкретному правонарушению).

6.   Использование антикриминальных сведений:

6.1.      Выбор доказательственных фактов, т. е. фактов, подлежащих доказыванию в контексте принятия промежуточного или окончательного процессуального либо иного решения.

6.2.      Группирование доказательств и  других видов антиделиктных сведений в контексте обоснования

определенного промежуточного или окончательного процессуального либо иного решения.

6.3.       Оперирование антиделиктными сведениями при обосновании или опровержении обстоятельств базового, специального или частного предмета доказывания в том или ином виде судопроизводства и выделенных доказательственных фактов как цепочки тезисов данного доказывания.

6.4.     Принятие промежуточного, окончательного процессуального, иного антиделиктного решения в том или ином виде судопроизводства.

7.        Документирование версирования, планирования, организации и обстоятельств установления объективных и субъективных (личностных, параличностных) источников, процедуры получения от них антиделиктных сведений, их представления, оценки и использования в антиделиктном доказывании в том или ином виде судопроизводства [2, с. 257-265].

 

Список литературы

1.      Кириченко А.А. Около двухсот лучших доктрин и концепций юриспруденции научной школы профессора Аланкира (приглашение к дискуссии): научный гипердоклад [кол. авт. под науч. ред. А.А. Кириченко] / 57 543 слова // Четвертый Пермский конгресс ученых-юристов. Международн. науч.- практ. конференция, 18.10.2013 г., Пермский национальный исследовательский университет. Российская Федерация [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://permcongress.com/4thcongress/tezis.

2.      Кириченко А.А. Гипердоклад о более двухстах пятидесяти лучших доктринах и  концепциях юриспруденции научной школы профессора Аланкира: коллективная монография [кол. авторов под науч. ред. А.А. Кириченко]. – Второе издание. - Николаев: Ник. нац. ун-т им. В.А. Сухомлинского, 2015. – 924 с.