Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
29 января 2016г.

   Интерес мировой общественности к проблемам защиты прав несовершеннолетних возник еще в конце XIX века, когда значимую силу приобрели социальные движения, боровшиеся с пренебрежительным обращением взрослых людей с детьми. Было признано, что несовершеннолетние – это особаячасть человеческого социума, которая должна обладать специальным правовым статусом, специфическими привилегиями и льготами, а также правом на повышенную защиту как со стороны отдельных индивидов, общества и государства, так и со стороны всего мирового сообщества в целом, поскольку дети в силу незрелости своего развития и недостатка жизненного опыта не имеют возможности должным образом самостоятельно отстаивать и защищать свои права и законные интересы.

   Для обеспечения нового статуса несовершеннолетних в международном праве были установлены такие механизмы защиты детства, которые в настоящее время позволяют создать устойчивое правовое поле деятельности ребенка во всех отраслях его жизнедеятельности с учетом ситуативных реалий.

   При этом одним из наиболее важных направлений международной правовой защиты несовершеннолетних является предоставление необходимой помощи детям, оказавшимся в конфликте с законом, и обеспечение их прав как участников уголовных правоотношений. Данные вопросы непосредственно регламентированы в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (далее – Пекинские правила) [3]. Укажем основные положения, характеризующие базовые моменты регулирования уголовно-правового статуса детей.

   Прежде всего, согласно ст. 2.2 Пекинских правил несовершеннолетним правонарушителем признается ребенок, подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен  к ответственности в такой форме,  которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому человеку. Кроме того, установлена ответственность детей за совершение так называемых статусных правонарушений, то есть деяний, не наказуемых в случае совершения их совершеннолетними индивидами (ст. 3.1).

   Далее статья 4.1 определяет, что нижний предел возраста уголовной ответственности не должен устанавливаться на слишком низком уровне, учитывая степень эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости ребенка, с тем, чтобы он был способен воспринимать и понимать свою ответственность за совершение уголовно наказуемого деяния. В противном случае ответственность как таковая теряет смысл.В связи с этим, деятельность ювенальной юстиции имеет главной целью обеспечение благополучия несовершеннолетнего на основании применения таких мер воздействия, которые всегда соизмеримы с особенностями личности конкретного правонарушителя и с обстоятельствами совершения им преступления (ст. 5.1). Более того, в ст. ст. 6.1-6.3 подчеркивается, что в виду особых потребностей ребенка должен быть предусмотрен специальный объем дискреционных полномочий лиц, осуществляющих расследование и судопроизводство по делу, а также обеспечена их высокая профессиональная подготовка.

   В итоге «современная ювенальная юстиция представляет собой достаточно сложное явление – целый комплекс соответствующих концепций и методов влияния на подростков, массу конкретно-практических ситуаций воздействия на ребенка» [1].

    К основным процессуальным гарантиям прав несовершеннолетних правонарушителей относятся презумпция невиновности, право знать о предъявленном обвинении, право отказаться от дачи показаний, право иметь адвоката, право на присутствие законных представителей, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос и право на апелляцию (ст. 7.1). Также закрепляется общий принцип всего судебного процесса по делам несовершеннолетних – обеспечение конфиденциальности посредством запрета публикации информации, которая может привести к указанию на личность правонарушителя, с тем, чтобы избежать причинения ему вреда или ущерба его  репутации  (ст.8). Одновременно  запрещается доступ  третьих  лиц  к соответствующим материалам дел и использование их при рассмотрении дел взрослых преступников (ст. 21). Это существенные элементы справедливого и беспристрастного правосудия, признанные на международном уровне в действующих документах по правам человека.

   Часть вторая Пекинских правил посвящена вопросам расследования и судебного разбирательства дел несовершеннолетних правонарушителей на основе уважения правового статуса ребенка и содействия его благополучию с учетом обстоятельств конкретного дела.

    В первую очередь, при задержании подозреваемого лица компетентные органы обязаны сообщить об этом законным представителям ребенка и незамедлительно рассмотреть вопрос о его освобождении (ст. 10). Затем оговаривается возможность прекращения дела на досудебной стадии и передача несовершеннолетнего службам общины для осуществления временного надзора и руководства, назначения реституции и компенсации потерпевшему с согласия самого правонарушителя и его законных представителей (ст. 11). Это позволяет ограничить негативные последствия проведения официальных процедур (например, вынесение судебного приговора, судимость). Следует отметить, что по смыслу ст. 11.2 прекращение дела может иметь место на любом этапе принятия решения – полицией, прокуратурой, судом, советом или комиссией.

   Далее статья 12 устанавливает необходимость создания специальных (ювенальных) подразделений полиции, особенно в крупных городах, так как в большинстве случаев именно полицейские служащие занимаются несовершеннолетними с целью предупреждения и пресечения на начальных этапах детской преступности.

    В соответствии со ст. 13  содержание ребенка, подозреваемого или обвиняемого  в совершении преступления, под стражей – это крайняя мера, которая назначается на кратчайший период времени в случае невозможности применения альтернативных мер, таких как постоянный надзор, активная воспитательная работа или помещение ребенка в семью либо воспитательное учреждение. При этом несовершеннолетние, находящиеся под стражей, содержатся отдельно от взрослых и имеют право на уход, защиту и индивидуальную помощь, включая социальную, психологическую, медицинскую, физическую, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, ввиду их возраста, пола и личности.

    Судебное разбирательство осуществляется компетентным органом власти с учетом прав и законных интересов несовершеннолетнего в атмосфере понимания и доброжелательства (ст. 14). В процессе могут участвовать адвокат и законные представители ребенка, если это не противоречит его интересам (ст. 15). В целях наиболее полного  и всестороннего  исследования обстоятельств дела судья изучает результаты  социального обследования жизни несовершеннолетнего до вынесения решения и при выборе мер воздействия руководствуется следующими принципами: 1) соразмерность наказания обстоятельствам и тяжести правонарушения, положению и потребностям ребенка и общества; 2) минимальное ограничение личной свободы несовершеннолетнего; 3) назначение наказания в виде лишения свободы только в случае признания лица виновным в совершении серьезного деяния, сопряженного с применением насилия, либо рецидива, либо отсутствия другой меры воздействия; 4) содействие благополучию ребенка   на всех этапах судебного разбирательства является определяющим фактором при рассмотрении дела; 5) недопустимость вынесения смертного приговора; 6) недопустимость применения телесных наказаний (ст. ст. 16, 17, 24). Также компетентный орган вправе в любой момент прекратить судебное разбирательство, если станут известны обстоятельства, которые позволят считать такое прекращение наилучшим решением по делу.

    Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что судья при вынесении решения должен в первую очередь учитывать личностные и социальные особенности ребенка, соблюдать его права и свободы и по возможности избегать помещения осужденного в исправительное учреждение или же изымать из-под надзора родителей, если это не оправдано обстоятельствами дела.

    Для достижения данной цели ст. 18 Пекинских правил устанавливает широкий комплекс мер воздействия, альтернативных лишению свободы. К ним относятся: постановления об опеке, руководстве и надзоре; пробация; постановления о работе на благо общины; финансовые наказания, компенсация и реституция; постановления о принятии промежуточных и других мер; постановления об участии в групповой психотерапии и иных подобных мероприятиях; постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания, и т. д. В ходе реализации назначенных мер немаловажную роль играют добровольцы и другие общинные службы, чья деятельность дополнительно влияет на перевоспитание и ресоциализацию несовершеннолетнего правонарушителя (ст. 25).

    Если применение альтернативных заключению мер воздействия категорически невозможно, то наказание в виде помещения несовершеннолетнего в исправительное учреждение назначается в течение минимально необходимого срока (ст.19), так как существует реальный риск наступления многочисленных неблагоприятных последствий такой изоляции ребенка от общества в силу его физической и психической незрелости.При этом главной целью воспитательной работы становится обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки детей для возвращения их в общество полноценными, полезными и равноправными членами. Помимо этого, несовершеннолетним в исправительных учреждениях обеспечивается уход и защита, предоставляется необходимая помощь с учетом возраста, пола и личности; они содержатся отдельно от взрослых осужденных и имеют право на свидания с законными представителями и льготный режим условно-досрочного освобождения.

    В заключение заметим, что в полномочия компетентного органа, вынесшего решение по делу несовершеннолетнего, входит в том числе и надзор за его исполнением, включая право вносить изменения в постановление по мере необходимости (ст. 23).

   В итоге Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, достаточно подробно и последовательно регламентируют особенности уголовно-правового статуса детей, оказавшихся в конфликте с законом; они сформулированы таким образом, что могут применяться в рамках различных национальных правовых систем при условии соблюдения странами общих принципов и норм международного гуманитарного права [2].

   Особое место среди положений универсальных международных договоров, направленных на защиту несовершеннолетних правонарушителей, занимают соответствующие статьи Конвенции о правах ребенка ООН 1989 года (далее – Конвенция), которая является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, рассматривающим ребенка как субъекта права и определяющим права детей в различных областях их жизнедеятельности [4].

     В частности, в ст. 37 установлены общие правила регулирования уголовно-правового статуса несовершеннолетних: 1) в отношении лица, не достигшего возраста восемнадцати лет, запрещено применять пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, а также смертную казнь и пожизненное заключение; 2) арестовать, задержать или поместить ребенка в тюрьму допустимо только на основании закона и только в качестве крайней кратковременной меры; 3) лишенный свободы ребенок имеет право на гуманное обращение и уважение его достоинства, включая учет возрастных особенностей, отдельное от взрослых содержание, предоставление возможности поддерживать связь с семьей, за исключением особых обстоятельств, право на немедленный доступ к правовой и иной помощи и право оспаривать законность предпринимаемых в отношении него действий государственных органов.

    Статья 40 уточняет вышеперечисленные принципы следующим образом. Во-первых, обращение с ребенком, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, должно способствовать развитию его чувства достоинства и значимости, укреплять в нем уважение к правам и свободам других людей и вызывать желание быть полезным обществу. Во-вторых, ребенок не считается виновным в совершении преступления, не предусмотренного нормами международного или национального уголовного законодательства. В-третьих, установлены правовые гарантии защиты прав детей, оказавшихся в конфликте с законом (презумпция невиновности; право знать суть обвинений, включая доступ к свидетельским показаниям; безотлагательное принятие судебного решения в ходе справедливого слушания дела в соответствии с законом и в присутствии адвоката; право обжалования вынесенного судебного решения; право на бесплатную помощь переводчика; право на полное уважение личной жизни на всех стадиях разбирательства дела).

    В свою очередь, государства-участники Конвенции должны содействовать принятию национального ювенального законодательства, в том числе соответствующих норм уголовного и уголовно-процессуального права, и созданию системы ювенальной юстиции на своей территории. Первостепенное значение в этой сфере государственной деятельности имеет установление минимального возраста уголовной ответственности имер по обращению с детьми, подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений, без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека. Прежде всего, это осуществление мероприятий по воспитанию и уходу за такими детьми, установление необходимой опеки и надзора, назначение испытательного срока, разработка специальных программ обучения и профессиональной подготовки.

    В заключение отметим, что страны-участницы обязуются информировать о принципах и положениях Конвенции всех заинтересованных лиц, используя все надлежащие и действенные средства, в целях полного и всестороннего соблюдения и реализации прав и свобод несовершеннолетних

    Таковы основополагающие положения международного ювенального права, касающиеся правого статуса ребенка-правонарушителя и регламентирования механизмов его защиты. Все они объединены общей целью, которая заключается в обеспечении наилучших интересов детей, оказавшихся в конфликте с законом, соблюдении их специфических прав и свобод и установлении максимально возможной защиты от противоправного внешнего воздействия.

 

Список литературы

1.      Бородина М.И. Место и роль ювенальной юстиции в демократизации российского общества//Философия социальных коммуникаций. – 2013. - № 2 (23). – С. 35.

2.      Виноградов В.В. Конституционное право зарубежных стран: учебно-методическое пособие/Виноградов В.В. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. – 80 с.

3.      Минимальные    стандартные   правила    ООН,     касающиеся    отправления    правосудия    в    отношении несовершеннолетних 1985 г.//СПС «КонсультантПлюс».

4.      Справочник сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних/Новосельцева Е.А., Довнар О.В. – М.: Объединенная редакция МВД России, 2006. – С. 19-21.