Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 января 2016г.

   Перед государством стоит важная задача – обеспечить стабильность социальной сферы. В Послании Президента РФ от 04.12.2014 указывалось на то, что гражданина не должно заботить, где он получает социальную услугу – в государственной, муниципальной, частной организации. Его право – обратиться к тем, кто будет работать профессионально, с душой, с полной отдачей. Всѐ остальное, включая решение технических, организационных, юридических вопросов предоставления социальных услуг, – это обязанность государства, обязанность организовать соответствующим образом работу.

   Успешное решение этой задачи в немалой степени зависит от качества правозащитной деятельности прокуратуры и ее опережающей реакции. Выполнение надзорной функции подчинено задачам выявления нарушений законов, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства и привлечения виновных к установленной законом ответственности. В том числе и в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.

    В целях совершенствования надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, приведения его в соответствие с новыми правовыми и социально-экономическими реалиями, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» издан приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

     Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), органы, предоставляющие государственные услуги, и муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами. За нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг предусмотрена административная ответственность, установленная ст.5.63 КоАП РФ. Полномочия возбуждать дела об административных правонарушениях по данной статье КоАП РФ отнесены к исключительной компетенции прокурора. Для обеспечения высокой эффективности в данной сфере правовых отношений Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» предусмотрен комплекс мер по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

   Между тем, принятые законы, указы, нормативные правовые документы стратегического характера не обеспечили в полной мере выполнение поставленной задачи.

    На практике с предоставлением государственных услуг связан крайне широкий круг правоотношений с участием граждан: от получения различных разрешений от органов исполнительной власти, до регистрации права собственности. При этом нарушения установленного порядка уполномоченными государственными органами и иными субъектами широко распространены. Состояние законности в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг в целом по России нельзя назвать удовлетворительным. В этой связи органами прокуратуры уделяется значительное внимание надзору за исполнением законодательства при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

   Полученные результаты свидетельствовали о многочисленных нарушениях в реализации положений Федерального закона №  210-ФЗ. Практически во всех субъектах Российской Федерации нарушались права граждан при реализации Закона № 210-ФЗ. Не всегда органами местного самоуправления принимались нормативные правовые акты, предусматривающие порядок предоставления муниципальных услуг.

   Во многих регионах отсутствовали либо своевременно не приводились в соответствие с законодательством административные регламенты оказания услуг, не обеспечивался должный уровень их доступности, в том числе в электронном виде с использованием современных телекоммуникационных технологий, неправомерно требовались излишние документы, имеющиеся в распоряжении других органов власти. Неоднократно прокурорами выявлялись принятые административные регламенты предоставления услуг не соответствующие действующему законодательству или не принятые до настоящего времени в нарушение ст.12-14 Федерального закона № 210-ФЗ. В большинстве регионов только благодаря усилиям органов прокуратуры формировались системы административных регламентов в качестве правовой основы предоставления публичных услуг. На региональном уровне допускались многочисленные нарушения свободы информации, которые успешно выявлялись и устранялись прокуратурой.

    При предоставлении государственных и муниципальных услуг повсеместно нарушались сроки их предоставления, выносились необоснованные отказы, требовались лишние документы, административные регламенты не соответствовали федеральному законодательству. В отдельных случаях органами местного самоуправления не разрабатывались и не утверждались реестры (перечни) муниципальных услуг, порядки их формирования и ведения. Вмешательства прокуроров требовали случаи необоснованного отказа в предоставлении организациям и индивидуальным предпринимателям лицензий, разрешений для осуществления отдельных видов деятельности.

   Повсеместно прокурорами пресекались нарушения прав граждан на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. В ходе прокурорских проверок пресекались факты бездействия органов местного самоуправления при реализации государственной политики по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.

   В ряде случаев ненадлежащим образом органами местного самоуправления организовано информирование граждан о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

   Устанавливались факты непринятия мер к обеспечению доступности оказываемых государственных и муниципальных услуг, в том числе лицам с ограниченными возможностями, результативного взаимодействия при предоставлении услуг между уполномоченными организациями. Органами прокуратуры выявлялись нарушения основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных ст.4 Федерального закона № 210-ФЗ. Достаточно часто нарушался принцип предоставления муниципальных услуг, предусмотренный ч.4 ст.4 Федерального закона № 210-ФЗ,- принцип открытости. В основном данный принцип нарушался органами местного самоуправления. В частности, ими не размещались сведения о муниципальных услугах на федеральном и региональном порталах государственных и муниципальных услуг.

   В ходе проверочных мероприятий прокурорами уделялось особое внимание вопросам законности взимания платы за указанные услуги.

   В соответствии с требованиями Закона № 210-Ф государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, если за их предоставление взимается государственная пошлина, установленная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также если взимание платы за услуги для заявителя предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В целях предотвращения случаев взимания платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами, прокурорами принимались соответствующие меры. В некоторых случаях только после вмешательства органов прокуратуры незаконные требования отменялись.

   Прокурорами выявлялись факты нарушений прав граждан на получение государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», что создавало труднопреодолимые административные барьеры в указанной сфере правоотношений. Не соблюдались требования ст.7.1, 7.2 Закона № 210-ФЗ к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг как органами исполнительной власти, так и органами местного самоуправления.

   Допускались нарушения законодательных предписаний, регулирующих вопросы досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную и муниципальную услугу. Выявлялись положения правовых актов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, содержащие положения, неправомерно ограничивающие круг получателей услуг, устанавливающие завышенные к ним требования, неверно определяющие порядок досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений  и действий (бездействия) органов и их должностных лиц.

    Проверки прокуроров – эффективное правовое средство выявления нарушений законодательства в сфере государственных услуг. При этом прокуроры не подменяют контролирующие органы, действуя лишь при возникновении необходимости непосредственного вмешательства в пределах установленных законом полномочий. Средствами прокурорского надзора решается актуальная для многих стран проблема защиты прав потребителей, в том числе путем обеспечения соблюдения законодательства в сфере государственных услуг. Вместе с тем, с учетом существующих проблем прокурорской деятельности вопросы организации надзора на данном направлении требуют дальнейшего изучения.