Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Авторы:
Город:
Калининград
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

   С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее – ФЗ№ 284). Данный закон ввел главу 32«Налог на имущество физических лиц» в Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).

   Налог на имущество физических лиц не является нововведением, он был принят еще в 1991 году. До 1 января 2015 года этот налог регулировался Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее – Закон № 2003-1).Налог на имущество физических лиц был последним налогом, не внесенным в Налоговый кодекс.

   Разберемся, какие же изменения были внесены в порядок расчета и взимания налога на имущество физических лиц, а что осталось по-прежнему.

   Начнем с того, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и доходы, полученные от его взимания, полностью зачисляются в местные бюджеты. Как и раньше, налогоплательщиками данного налога признаются физические лица – собственники имущества, являющегося объектом налогообложения. Прежним остается и налоговый период, им является календарный год (статья 405 НК РФ).

   Первое изменение касается объектов налогообложения. Законодатель уточнил и расширил их перечень. Согласно статье 3 ранее действовавшего Закона № 2003-1, налог уплачивался с жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей и иных строений, помещений, сооружений, находящихся в собственности налогоплательщика, а также с долей в праве общей собственности на имущество, указанное выше. Теперь же, в соответствии с пунктом 1 статьи 401 НК РФ, объектами налогообложения, помимо приведенных выше, признаются: машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства. Дачи, как объект налогообложения, прямо не указаны в статье 401НК РФ, но в пункте 2 данной статьи законодатель определил, что жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Таким образом, дачи также являются объектами налогообложения.

    Кроме того, в пункте 3 статьи 401 НК РФ, законодатель указал, что объектом налогообложения не признается имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома. Перечень такого имущества приведен в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, это:

-      помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме (лестницы, лифты, чердаки, подвалы и т.д.);

-       иные  помещения  в  многоквартирном  доме,  не  принадлежащие  отдельным  собственникам  и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме (помещения, предназначенные для организации досуга, детского творчества, занятий спортом и др.);

-     крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, механическое, электрическое и иное оборудование и др.;

-   земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом вместе с объектами, расположенными на нем и предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.

   Второе, и, наверное, главное изменение касается налоговой базы и заключается в том, что теперь для расчета налога будет применяться не инвентаризационная, а кадастровая стоимость имущества. Кадастровая стоимость имущества, в отличие от инвентаризационной, приближена к рыночной. Она всего в 1,5 – 3 раза ниже рыночной стоимости, тогда как инвентаризационная - в 10 и более раз. При определении кадастровой стоимости имущества помимо стоимости объекта, степени его износа, учитываются следующие показатели: сегмент недвижимости, площадь объекта, расположение объекта, год постройки и т.д.

   Законодатель установил переходный период до 1 января 2020 года для отказа от инвентаризационной оценки имущества. До тех пор существует два способа расчета налога: старый - исходя из инвентаризационной и новый – исходя из кадастровой стоимости. Причем, согласно пункту 1 статьи 402 НК РФ, порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества может быть установлен представительными органами муниципальных образований (городов федерального значения) после утверждения субъектом Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

   Также законодатель установил исключение, согласно которому, определенные объекты недвижимого имущества уже с 1 января 2015 года облагаются налогом, рассчитанным исходя из кадастровой стоимости (пункт 3 статьи 402 НК РФ). К таким объектам могут относиться: административно-деловые центры и торговые центры и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения таких объектов; а также объекты недвижимого имущества, образованные из приведенных выше объектов путем, например, раздела. Перечень таких объектов утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода.

   Порядок и особенности определения налоговой  базы исходя  из кадастровой стоимости объекта налогообложения установлены статьей 403 НК РФ. По общему правилу, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Следует отметить, что при определении налоговой базы применяются налоговые вычеты. В отношении квартиры такой вычет составляет величина кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, для комнаты - 10 квадратных метров; для дома - 50 квадратных метров; для недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение - один миллион рублей. Представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры вычетов.

  Что касается порядка определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости имущества, то она аналогична той, что была установлена Законом №2003-1 (статья 404 НК РФ).

   Еще одним отличием является частота изменения размера налоговой базы. Согласно статье 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет).Инвентаризационная же стоимость пересчитывается ежегодно органами технической инвентаризации и предоставляется в налоговые органы по состоянию на 1 января каждого года.

   Следующее изменение касается налоговых ставок. Они устанавливаются представительными органами муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы. Их размер не должен превышать определенных в Налоговом кодексе величин.

   Согласно, пункту 2 статьи 406 НК РФ, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

-   0,1 процента для: жилых домов, жилых помещений; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражей и машино-мест и др.;

-    2 процентов в отношении, например, объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей и т.д.;

-   0,5 процента в отношении остальных объектов.

   Предельные величины налоговых ставок в случае, если налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости, аналогичны тем, что были установлены в ранее действовавшем законе.

    Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Важно отметить, что при расчете налога исходя из кадастровой стоимости его размер может быть существенно выше, чем при расчете исходя из инвентаризационной стоимости, поэтому первые четыре года после перехода на новые правила определения налоговой базы, налог будет рассчитываться по специальной формуле, приведенной в статье 408 НК РФ, с учетом понижающих коэффициентов.

   Что касается налоговых льгот, то перечень льготных категорий граждан не подвергся существенным изменениям по сравнению с перечнем, содержащимся в Законе № 2003-1. Согласно пункту 1 статьи 407 НК РФ, право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

-   Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;

-   инвалиды I и II групп инвалидности; инвалиды с детства;

-   лица, имеющие право на получение социальной поддержки;

-   члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

-   пенсионеры;

-   некоторые другие категории граждан.

   Среди новых льготных категорий можно выделить: лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание; физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок.

   Органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками (пункт 2 статьи 399 НК РФ).

    Согласно пункту 2 статьи 407 НК РФ, размер льготы равен сумме налога, подлежащей уплате в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности лица и не используется в предпринимательской деятельности. Фактически налогоплательщик освобождается от уплаты налога. При этом налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Перечень объектов, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, определен в пункте 4 статьи 407 НК РФ.Такими объектами могут быть квартира, комната; жилой дом; помещение, сооружение и хозяйственное строение (в определенных случаях); гараж, машино-место. Кроме того, в пункте 5 статьи 407 НК РФ определены случаи, когда льгота не предоставляется, например, в отношении объектов, кадастровая стоимость которых более 300 миллионов рублей и др.

    Последние изменение,  которое было  внесено ФЗ№ 284, касается срока уплаты налога на имущество физических лиц. Ранее, согласно пункту 9 статьи 5 Закона № 2003-1, налог уплачивался не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Теперь же, в соответствии с пунктом 1 статьи 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

   Подведем итог, какие же нововведения появились в главе 32 НК РФ:

-   расширен перечень имущества, признаваемого объектом налогообложения;

-   налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости;

-     установлены предельные величины налоговых ставок при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества;

-   скорректирован порядок предоставления налоговых льгот;

-   изменен срок уплаты налога.

   В заключении хотелось бы отметить, несомненно, налог на имущество физических лиц давно требовал реформирования. Расчет налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости был введен более двадцати лет назад, методики такого расчета устарели и не соответствуют действительности. Но такие изменения могут привести и к серьезным проблемам. С одной стороны, за счет увеличения налоговой базы, а, следовательно, уплачиваемых сумм налога, пополнятся местные бюджеты, а с другой – увеличение сумм налога станет дополнительным бременем для налогоплательщиков в сегодняшней, и так не самой простой, экономической ситуации. Кроме того, есть опасность возникновения большого количества судебных споров относительно кадастровой стоимости объектов налогообложения. Оправдаются ли эти опасения - покажет время.



Список литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

2.     Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (Часть I). Ст. 14.

3.     Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"от 29 июля1998 г. № 135-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.

4.     Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 04 октября 2014 г. № 284-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 40 (Часть II). Ст. 5315.

5.     Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 09 декабря 1991 г. № 2003-1 // Российская газета. 1992. № 36 (утратил силу).