Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВСЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ ОСНОВНОГО ЗАКОНА СТРАНЫ И РЕФЕРЕНДУМ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
11 марта 2020г.

POPULAR VOTE ON THE DRAFT BASIC LAW OF THE COUNTRY AND A REFERENDUM/

 

 

/Vashakidze G. T./

 

 

/Saint Petersburg state University aerospace instrumentation Department of state and municipal law, Saint Petersburg/

 

Аннотация: в статье раскрыты понятия «всенародного голосования по проекту новой Конституции России» и «референдума», их соотношение между собой.

Ключевые слова: референдум, всенародное голосование, законодательство о референдумах, непосредственное выражение воли народа.

Abstract: the article reveals the concepts of «popular vote on the draft new Constitution of Russia» and «referendum», their relationship to each other.

Keywords: referendum, popular vote, legislation on referendums, direct expression of the will of the people.


Основным законом, имеющим высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, является непосредственно Конституция Российской Федерации.

Конституция России была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Возможно ли назвать всенародное голосование по вопросу принятия Конституции референдумом?

Среди российских ученых-правоведов существует точка зрения, согласно которой, всенародное голосование по вопросу принятия Конституции и референдум являются разными институтами демократии.

Так, доктор юридических наук Е.И. Колюшин отмечает, что недопустимо отождествлять всенародное голосование, которое состоялось 12 декабря 1993 года с референдумом, объясняя это, прежде всего тем, что оно проводилось не на основе действовавшего на тот момент Закона о референдуме РСФСР от 16 октября 1990 года, а на основе «Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года», утвержденного Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года.[3]

Вместе с тем, действующим законодательством Российской Федерации о референдумах, понятие «референдума» определяется через «всенародное голосование».

Так, в соответствии с положениями статьи 1 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», референдумом Российской Федерации признается не что иное, как всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.[6]

В действующем законодательстве Российской Федерации имеется еще одно определение референдума, содержащееся в статье 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому под референдумом понимается форма прямого волеизъявления граждан России посредством голосования по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений.[1]

Как известно, решения, принятые на референдуме, подлежат отмене или изменению только путем проведения нового референдума. Принятое решение имеет окончательный характер. Ни одно должностное лицо или государственный орган не вправе отменить или изменить принятое решение. Исключение составляют случаи, когда в самом решении, принятом на референдуме, устанавливается порядок внесения в него изменений.

Таким образом, исходя из дословного толкования положений действующего законодательства в широком смысле, всенародное голосование может быть признано референдумом, и решения, принятые на нем могут иметь статус решений, принятых на референдуме. Для признания его таковым необходимо соблюдение основных положений, регулирующих референдумный процесс. Иными словами, в случае проведения всенародного голосования на основе положений аналогичных положениям, действующим в отношении организации и проведения референдума, можно говорить о подмене понятий.

Следует также отметить, что процедура выдвижения инициативы проведения референдума урегулирована действующим законодательством, тогда как, процедура инициирования и проведения «всенародного голосования» отсутствует. Соответственно, выдвижение инициативы «всенародного голосования» может быть проще, и исключать проведение ряда процедур, необходимых для выдвижения инициативы референдума.

Вместе с тем, в период проведения всенародного голосования по вопросу принятия Конституции, как верно отмечает доктор юридических наук Е.И. Колюшин, действовал Закон РСФСР «О референдуме РСФСР». Данным законом были установлены основные положения референдумного процесса, а также порядок его назначения и проведения. Несмотря на это, Указом Президента РФ от 15.10.1993 № 1633, было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, на основании которого организовывалась процедура проведения всенародного голосования по проекту Конституции России.[5]

Следует отметить, что вышеназванным Законом РСФСР также предусмотрено, что референдум РСФСР представляет собой всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики.[2] Вместе с тем, несмотря на наличие донного Закона РСФСР, в утвержденном Положении о всенародном голосовании термин «референдум» не встречается ни разу.

Какое-либо определение всенародного голосования вышеназванные нормативные правовые акты также не содержат. Однако, сопоставляя положения, содержащиеся в данных двух нормативных правовых актах, можно говорить о их некотором соответствии друг другу.

Так, в двух случаях устанавливается, что граждане участвуют во всенародном голосовании свободно и лично. Голосование является тайным. Аналогичные положения также содержатся в части установления возрастного ценза, предусматривающего право на участие граждан, достигших 18-летнего возраста; в части ограничений по участию в голосовании недееспособных граждан и содержащихся в местах лишения свободы, и другие положения.

Следует отметить, что Указом Президента РФ от 15.10.1993 № 1633 установлены более длительные ограничения по вопросу проведения агитации. Так, согласно положениям Закона РСФСР, проведение агитации запрещено в день голосования, тогда как, в соответствии с вышеназванным Указом Президента, агитационная деятельность запрещается в последний день перед днем всенародного голосования и в сам день голосования.

Интересным представляется положение, предусматривающее, что голосование на референдуме РСФСР начинается с 6 часов утра. Указом Президента данный срок был сдвинут на 2 часа, и голосование начиналось с 8 часов по местному времени. Данные расхождения положений представляются незначительными, так как соблюдены основные принципы народовластия, предусматривающие возможность реализации права народа на непосредственное участие в решении наиболее важных вопросов государственной жизни.

Порядок подсчета голосов по результатам голосования и составление протоколов, установленных Законом РСФСР, схожи с порядком установленным Указом Президента, в соответствии с которым, Центральная комиссия проводит подсчет всех голосов, поданных в ходе всенародного голосования и доводит до сведения населения.

Вместе с тем, регламентация процедуры назначения и проведения референдума, предусмотренная Законом РСФСР намного значительнее и сложнее, тогда как, процедура проведения всенародного голосования, утвержденным Положением, регламентирована в более узком виде.

Таким образом, в связи с тем, что процедура проведения всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации, установленная Положением о всенародном голосовании, имеет некую схожесть с процедурой, предусмотренной действующим в тот период Законом РСФСР от 16.10.1990 № 241- 1 «О референдуме РСФСР», а также с учетом того, что понятие референдума раскрывается через термин «всенародное голосование», всенародное голосование по проекту Конституции России, является институтом, наиболее приближенным к институту референдума, и в некоторых случаях может поглощаться им.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Конституции России, высшим непосредственным выражением власти народа является именно референдум. Тогда как, согласно положениям главы 9 Конституции России, проект новой Конституции подлежит вынесению на всенародное голосование.[4]

Следовательно, Конституция России не отождествляет данные понятия, а использует их оба, наделяя каждый из них определённым статусом. Однако, как уже отмечалось, действующим законодательством понятие референдума определяется как всенародное голосование. В связи с чем, существует некое терминологическое противостояние и несоответствие.

Кроме того, в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» при раскрытии понятия «компания референдума» также отмечается, что по проекту новой Конституции России проводится всенародное голосование. Также, в статьях 6, 21, 57 вышеназванного закона отмечается, что проект нового основного закона страны подлежит вынесению на всенародное голосование.[8]

Вместе с тем, ранее действующий Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» предусматривал, что проект нового основного закона страны подлежит вынесению на референдум. Так в статье 3 вышеназванного закона устанавливалось, что в случае принятия Конституционным Собранием решения о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование, вопрос о принятии новой Конституции подлежит вынесению на референдум России.[7]

В связи с чем, представляется, что, несмотря на терминологическое несоответствие, при принятии проекта нового основного закона страны в настоящее время законодательно закреплено обязательное проведение плебисцита, именуемого «всенародным голосованием».

 

Список литературы

 

1.        Административное судопроизводство. Часть I. Подготовка, подача и рассмотрение иска / Л.Ф. Бадыков, Т.В. Богданова, В.А. Гуреев и др.; под ред. В.А. Гуреева. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 11. 176 с.

2.        Закон РСФСР от 16.10.1990 № 241-1 «О референдуме РСФСР»// «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 25.10.1990, № 21, ст. 230

3.        Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. М., 1999. С 456

4.        Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398

5.        Указ Президента РФ от 15.10.1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации»// «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 18.10.1993, № 42, ст. 3995

6.        Федотова Т.М., Афонина А.В., Ушакова А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации» (постатейный)». М.: Юстицинформ, 2006. 504 с.

7.        Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 № 2-ФКЗ (ред. от 27.09.2002) «О референдуме Российской Федерации»// «Российская газета» - 28.09.2002

8.        Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации»// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 18.06.2017