Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«МУСОРНАЯ» РЕФОРМА. ЦЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2017г.

Проблема образования отходов производства и потребления уже давно приобрела общегосударственный масштаб. Данная проблема вызывает пристальное внимание общественности и Правительства Российской Федерации. По данным Росстата, в России в 2015 году образовано 5 млрд. тонн отходов производства и потребления, что по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза больше (рис.1.) [5].



Рисунок 1. Масса образуемых, используемых и обезвреживаемых отходов производства и потребления в России.

 

Но следует принять во внимание, что далеко не все юридические лица и индивидуальные предприниматели подают данные в Росстат и, следовательно, цифры могут быть на порядок выше.

Проблема образования отходов кроется в том, что российская промышленность имеет высокий уровень ресурсоемкости и большой процент образования отходов производства.

Вместе с тем, использование (утилизация) и обезвреживание отходов считается технологически сложным и экономически невыгодным, так как их захоронение не требует технологий и больших капитальных вложений. В итоге, выигрывает политика крайне дешевого способа удаления отходов - захоронение на полигонах.

В 2014 году Минприроды России запустила реформу в сфере обращения с отходами. Эту реформу можно условно разделить на несколько этапов:

1. лицензирование и создание государственного кадастра отходов;

2.   разработка и утверждение субъектами Российской Федерации территориальных схем обращения с отходами;

3.     разработка региональными операторами и утверждение субъектами Российской Федерации региональных программ по обращению с отходами;

4. обращение с отходами через региональных операторов.

Данной реформой Минприроды России планирует создать централизованную систему управления отходами, в которой будет ответственная организация – региональный оператор по обращению с отходами. По итогам этой реформы, планируется перейти на раздельный сбор и переработку отходов.

Однако реформа на всех стадиях её реализации столкнулась с большим количеством препятствий и проблем, которые требуют детального анализа и корректировки.

На стадии лицензирования было принято решение ввести лицензируемый вид деятельности сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов. Таким образом, под процедуру лицензирования попали организации, осуществляющие вывоз отходов и коммунального мусора на полигоны.

Одновременно с этим, началось создание государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и технологиях их использования [1].

Планировалось, что государственный реестр объектов размещения отходов и лицензирование в совокупности позволят отделить специализированные полигоны от незаконных свалок или полигонов, с превышенной проектной вместимостью.

Но в разные периоды времени в условиях бурного роста городов многие объекты размещения отходов создавались не как сооружения, а как «свалка в чистом поле». В итоге, ряд регионов не имеют специализированных полигонов. Для города Новосибирск, с населением в 1,5 млн. человек существует только два «легитимных» полигона – «Полигон ТКО» в г. Бердске и «Участок утилизации ТКО» в Академгородке, а остальные - считаются свалками или полигонами, выработавшие свой ресурс. В Республике Тыва нет ни одного специализированного законного объекта размещения отходов.

Развитие программ и поддержка предприятий, занимающихся утилизацией, обезвреживанием отходов могло уменьшить нагрузку на полигоны ТКО, как следствие снизить негативное воздействие на окружающую среду, но в условиях серьезного дефицита региональных бюджетов, эта поддержка маловероятна.

Выявившиеся проблемы в сфере обращения с отходами на стадии лицензирования перекочевали на стадию разработки и утверждения территориальных схем обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными.

Территориальная схема по замыслу законодателей, должна отражать всю информацию о схемах движениях отходов: какая организация осуществляет сбор и транспортирование, откуда и куда поступают отходы, где производится их обезвреживание и утилизация, а где – размещение.

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 16.03.2016 № 197 и установило срок разработки и представления территориальных схем в территориальные органы Росприроднадзора – шесть месяцев [2]. В такие сроки, исполнительные органы субъектов Российской Федерации должны были осуществить детальный сбор и анализ информацию об отходах. В схеме должны быть учтены каждый мусорный контейнер и мусоропровод. Территориальные схемы должны содержать план развития на 10 лет и учитывать повышение уровня утилизации и обезвреживания отходов.

Но именно на стадии разработки и последующего согласования территориальных схем выявился комплекс ранее не учтенных проблем:

     недостаток или отсутствие информации у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для разработки территориальных схем (в том числе об организациях, осуществляющих утилизацию или обезвреживание отходов, их проектной мощности);

сложность учета эколого-экономических факторов при планировании; сложность учета трансграничного перемещения отходов; недобросовестная работа разработчиков.

Территориальные  органы  Росприроднадзора  должны  были  выполнять  ключевую  роль  в рассмотрении и согласовании территориальных схем, так как именно они обладали наиболее полной информацией о состоянии сферы обращения с отходами в регионе [1].

В итоге, в ряде регионов России проблемы выявились на стадии согласования, а в некоторых регионах не смогли даже приступить к разработке.

По результатам совещания в Федеральной службе по надзору в сфере природопользовании по состоянию на 28.09.2016 выявилось, что в Тверской, Вологодской областях, а также в Республике Тыва сложилась «критическая ситуация», а в Республике Крым даже не выбрали разработчика.

Возникла проблема с включением полигонов в территориальную схему обращения с отходами. Большинство из них ещё на стадии лицензирования оказались вне «правового поля». Росприроднадзор имел все основания не согласовать схему, так как полигоны могут включиться в нее только как объекты, подлежащие рекультивации.

Разработчик территориальной схемы и орган исполнительной власти субъекта  Российской Федерации были вынуждены планировать или хотя бы проецировать строительство новых специализированных полигонов, указывая организации и предприятия, осуществляющие утилизацию и обезвреживание отходов.

Так в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО в Новосибирской области планируется создать кластер по переработке отходов, образуемых в зоне Новосибирской агломерации [6]. Но схема изначально содержит ряд существенных недостатков, грозящих стать серьезными препятствиями на пути реализации реформы.

Во-первых, сбор отходов в местах источников их образования (многоквартирные дома, частные домовладения, офисные и административные здания) не предусматривает разделения, а обработка (сортировка с целью подготовки для дальнейшей утилизации отходов) планируется на специально оборудованных сортировочных площадках. Это повышает экономические издержки на утилизацию и увеличивает долю не пригодных для утилизации отходов.

Во-вторых, стратегия направлена на развитие и строительство специализированных полигонов ТКО для хранения отходов, но это требует больших капиталовложений и имеет большее негативное воздействие на окружающую среду.

Отказ от раздельного сбора в местах образования отходов прослеживается и в других территориальных схемах. Например, в территориальной схеме, утвержденной Правительством Тюменской области, так же отсутствуют сведения об установлении на местах сбора отходов контейнеров с разделением на группы или виды отходов [7].

Таким образом, уже на стадии разработки и  утверждения территориальных схем  обращения с отходами не в полной мере достигается цель «мусорной» реформы – раздельный сбор отходов.

В  части   переработки   отходов   регионы  придерживаются  целевых   показателей,  заложенных Правительством Российской Федерации для каждого субъекта. Однако существенным отклонением от идеи переработки отходов можно назвать совместный проект Госкорпорации «Ростех» и Правительства Московской области по строительству мусоросжигательных заводов. Мусоросжигание - наиболее быстрый способ уменьшения количества отходов размещенных на полигонах ТКО, свалках и обезвреживания вновь образуемых отходов.

Данный проект отражен в территориальной схеме Московской области, но он идет в разрез целям реформы. В приоритете именно переработка отходов.

Таким образом, сложности учета многих эколого-экономических факторов при разработке и утверждении территориальных схем, привели к тому, что большинство субъектов Российской Федерации не готовы приступить к их реализации и переходу на новые правила обращения с отходами производства и потребления.

В итоге, Минприроды России и Минстрой России были вынуждены признать, что необходима временная отсрочка. Срок вступление в силу территориальных схем отодвинут на 2018 год [3]. В Минприроды России поправки к закону об отходах, предусматривающие перенос сроков, называют «вынужденными», отмечая, что министерство и Росприроднадзор «свои задачи выполнили в полном объеме» [3].

Следует отметить, что региональные операторы по факту берут на себя большую ответственность за управление схемами движения отходов, в том числе аккумулирование финансов для  реализации территориальной схемы и инвестиционной программы, а также получают сомнительный «бонус» огромный пласт накопленных проблем с несанкционированными свалками и выработавшими свой ресурс полигонами ТКО.

Таким образом, возникшие проблемы уже привели к существенному отклонению от плана и целей «мусорной» реформы, что в дальнейшем, может стать причиной ее провала.

 

Список использованных источников

 

1.        Федеральный закон от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»

2.        Постановление Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами»

3.                   Никулина О. Мусор сбросят на 2019 год: реформа сбора отходов откладывается// Газета«Коммерсантъ» № 213 от 17.11.2016

4.                   Утверждены требования к содержанию схем обращения с отходами [Электронный  ресурс] – Режим доступа. - URL: https://rg.ru/2016/03/25/rg-rossiia-24-utverzhdeny-trebovaniia-k- shemam-obrashcheniia-s-othodami.html

5.                   Статистические данные по отходам производства и потребления [Электронный ресурс] – Режим доступа.   -  URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/environment/

6.                   Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, Новосибирской    области       [Электронный ресурс]  –        Режим  доступа.    -   URL: http://www.dproos.nso.ru/page/1862

7.                   Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, Тюменской области [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.   -   URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/about/ecology/production_wastes/territorial_scheme.htm?f=1&blk=11389884