18 марта 2017г.
Проблема образования отходов производства и потребления уже давно приобрела общегосударственный масштаб. Данная проблема вызывает пристальное внимание общественности и Правительства Российской Федерации. По данным Росстата, в России в 2015 году образовано 5 млрд. тонн отходов производства и потребления, что по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза больше (рис.1.) [5].
Рисунок 1. Масса образуемых, используемых и обезвреживаемых отходов производства и потребления в России.
Но следует принять во внимание, что далеко не все юридические лица и индивидуальные предприниматели подают данные в Росстат и, следовательно, цифры могут быть на порядок выше.
Проблема образования отходов кроется в том, что российская промышленность имеет высокий уровень ресурсоемкости и большой процент образования отходов производства.
Вместе с тем, использование (утилизация) и обезвреживание отходов считается технологически сложным и экономически невыгодным, так как их захоронение не требует технологий и больших капитальных вложений. В итоге, выигрывает политика крайне дешевого способа удаления отходов - захоронение на полигонах.
В 2014 году Минприроды России запустила реформу в сфере обращения с отходами. Эту реформу можно условно разделить на несколько этапов:
1. лицензирование и создание государственного кадастра отходов;
2. разработка и утверждение субъектами Российской Федерации территориальных схем обращения с отходами;
3. разработка региональными операторами и утверждение субъектами Российской Федерации региональных программ по обращению с отходами;
4. обращение с отходами через региональных операторов.
Данной реформой Минприроды России планирует создать централизованную систему управления отходами, в которой будет ответственная организация – региональный оператор по обращению с отходами. По итогам этой реформы, планируется перейти на раздельный сбор и переработку отходов.
Однако реформа на всех стадиях её реализации столкнулась с большим количеством препятствий и проблем, которые требуют детального анализа и корректировки.
На стадии лицензирования было принято решение ввести лицензируемый вид деятельности сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов. Таким образом, под процедуру лицензирования попали организации, осуществляющие вывоз отходов и коммунального мусора на полигоны.
Одновременно с этим, началось создание государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и технологиях их использования [1].
Планировалось, что государственный реестр объектов размещения отходов и лицензирование в совокупности позволят отделить специализированные полигоны от незаконных свалок или полигонов, с превышенной проектной вместимостью.
Но в разные периоды времени в условиях бурного роста городов многие объекты размещения отходов создавались не как сооружения, а как «свалка в чистом поле». В итоге, ряд регионов не имеют специализированных полигонов. Для города Новосибирск, с населением в 1,5 млн. человек существует только два «легитимных» полигона – «Полигон ТКО» в г. Бердске и «Участок утилизации ТКО» в Академгородке, а остальные - считаются свалками или полигонами, выработавшие свой ресурс. В Республике Тыва нет ни одного специализированного законного объекта размещения отходов.
Развитие программ и поддержка предприятий, занимающихся утилизацией, обезвреживанием отходов могло уменьшить нагрузку на полигоны ТКО, как следствие снизить негативное воздействие на окружающую среду, но
в
условиях
серьезного дефицита региональных бюджетов, эта
поддержка маловероятна.
Выявившиеся проблемы в сфере обращения с отходами на стадии лицензирования перекочевали на стадию разработки и утверждения территориальных схем обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными.
Территориальная схема по замыслу законодателей, должна отражать всю информацию о схемах движениях отходов: какая организация осуществляет сбор и транспортирование, откуда и куда поступают отходы, где производится их обезвреживание и утилизация, а где – размещение.
Правительство Российской Федерации своим постановлением от 16.03.2016 № 197 и установило срок разработки и представления территориальных схем в территориальные органы Росприроднадзора – шесть месяцев [2]. В такие сроки, исполнительные органы субъектов Российской Федерации должны были осуществить детальный сбор и анализ информацию об отходах. В схеме должны быть учтены каждый мусорный контейнер и мусоропровод. Территориальные схемы должны содержать план развития на 10 лет и учитывать повышение уровня утилизации и обезвреживания отходов.
Но именно на стадии разработки и последующего согласования территориальных схем выявился комплекс ранее не учтенных проблем:
недостаток или отсутствие информации у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для разработки территориальных схем (в том числе об организациях, осуществляющих утилизацию или обезвреживание отходов, их проектной мощности);
сложность учета эколого-экономических факторов при планировании; сложность учета трансграничного перемещения отходов; недобросовестная работа разработчиков.
Территориальные органы Росприроднадзора должны
были выполнять ключевую роль в рассмотрении и согласовании территориальных
схем,
так как
именно
они
обладали
наиболее полной информацией о состоянии сферы обращения с отходами в регионе [1].
В итоге, в ряде регионов России проблемы выявились на стадии согласования, а в некоторых регионах не смогли даже приступить к разработке.
По
результатам совещания в Федеральной службе по надзору в сфере природопользовании по состоянию на 28.09.2016 выявилось, что в Тверской, Вологодской областях, а также в Республике Тыва сложилась «критическая ситуация», а в Республике Крым даже не выбрали разработчика.
Возникла проблема с включением полигонов в территориальную схему обращения с отходами. Большинство из них ещё на стадии лицензирования оказались вне «правового поля». Росприроднадзор имел все основания не согласовать схему, так как полигоны могут включиться в нее только как объекты, подлежащие рекультивации.
Разработчик территориальной схемы и орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации были вынуждены планировать или хотя бы проецировать строительство новых специализированных
полигонов, указывая организации и предприятия, осуществляющие утилизацию
и обезвреживание отходов.
Так в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО в Новосибирской области планируется создать кластер по переработке отходов, образуемых в зоне Новосибирской агломерации [6]. Но схема изначально содержит ряд существенных недостатков, грозящих стать серьезными препятствиями на пути реализации реформы.
Во-первых, сбор отходов в местах источников их образования (многоквартирные дома, частные домовладения, офисные и административные здания) не предусматривает разделения, а обработка (сортировка с целью подготовки для дальнейшей утилизации отходов) планируется на специально оборудованных сортировочных площадках. Это повышает экономические издержки на утилизацию и увеличивает долю не пригодных для утилизации отходов.
Во-вторых, стратегия направлена на развитие и строительство специализированных полигонов ТКО для хранения отходов, но это требует больших капиталовложений и имеет большее негативное воздействие на окружающую среду.
Отказ от раздельного сбора в местах образования отходов прослеживается и в других территориальных схемах. Например, в территориальной схеме, утвержденной Правительством Тюменской области, так
же
отсутствуют сведения об
установлении на местах
сбора отходов
контейнеров с разделением на группы или виды отходов [7].
Таким образом, уже на стадии разработки и утверждения территориальных схем обращения с отходами не в полной мере достигается цель «мусорной» реформы – раздельный сбор отходов.
В
части переработки
отходов регионы придерживаются
целевых показателей, заложенных Правительством Российской Федерации для каждого субъекта. Однако существенным отклонением от идеи переработки отходов можно назвать совместный проект Госкорпорации «Ростех» и Правительства Московской области по строительству мусоросжигательных заводов. Мусоросжигание - наиболее быстрый способ уменьшения количества отходов размещенных на полигонах ТКО, свалках и обезвреживания вновь образуемых отходов.
Данный проект отражен в территориальной схеме Московской области, но он идет в разрез целям реформы. В приоритете именно переработка отходов.
Таким образом, сложности учета многих эколого-экономических факторов при разработке и утверждении территориальных схем, привели к тому, что большинство субъектов Российской Федерации не готовы приступить к их реализации и переходу на новые правила обращения с отходами производства и потребления.
В итоге, Минприроды России и Минстрой России были вынуждены признать, что необходима временная отсрочка. Срок вступление в силу территориальных схем отодвинут на 2018 год [3]. В Минприроды
России
поправки к закону об
отходах,
предусматривающие
перенос
сроков, называют «вынужденными», отмечая, что министерство и Росприроднадзор «свои задачи выполнили в полном объеме» [3].
Следует отметить, что региональные операторы по факту берут на себя большую ответственность за управление
схемами движения отходов, в том числе аккумулирование финансов для реализации территориальной схемы и
инвестиционной программы, а также получают сомнительный «бонус» огромный пласт накопленных проблем с несанкционированными свалками и выработавшими свой ресурс полигонами ТКО.
Таким образом, возникшие проблемы уже привели к существенному отклонению от плана и целей «мусорной» реформы, что в дальнейшем, может стать причиной ее провала.
Список использованных источников
1.
Федеральный закон от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»
2.
Постановление Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами»
3.
Никулина О. Мусор сбросят на 2019 год: реформа сбора отходов откладывается// Газета«Коммерсантъ» № 213 от 17.11.2016
4.
Утверждены требования к содержанию
схем обращения с отходами
[Электронный ресурс]
–
Режим
доступа.
- URL:
https://rg.ru/2016/03/25/rg-rossiia-24-utverzhdeny-trebovaniia-k- shemam-obrashcheniia-s-othodami.html
5.
Статистические данные по отходам производства и потребления [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/environment/
6.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, Новосибирской области [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.dproos.nso.ru/page/1862
7.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, Тюменской области [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/about/ecology/production_wastes/territorial_scheme.htm?f=1&blk=11389884