Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ НЕСЕНИЯ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА ПРИ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

   Придавая большое значение в обеспечении безопасности Российской Федерации, высшие должностные лица и органы государственной власти в качестве приоритетного направления рассматривают состояние защищенности топливно-энергетического комплекса далее – ТЭК). Так, в п. 40 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, обращено особое внимание на признание и необходимость особого обеспечения безопасности объектов атомно- и водно- энергетической инфараструктуры, то есть объекты топливно-энергетического комплекса станы и признания их Стратегическим объектами страны34.

   Одновременно указывается на особую роль в обеспечении безопасности объектов ТЭК, в том числе и антитеррористическую, осуществляемую Вооруженными Силами и воинскими формированиями.

   Кроме того, Военная доктрина Российской Федерации,  утвержденная Указом Президента Российской Федерации 25 декабря 2014 г. №Пр-2976, обязывает Вооруженные Силы и другие воинские формирования обеспечивать физическую охрану Стратегических важных объектов в случае внешних или внутренних угроз.

   В основном боевое дежурство при охране объектов топливно-энергетического комплекса несут военнослужащие Вооруженных Сил Министерства Обороны РФ и Внутренних войск МВД России.

   В правоприменительной практике проблемным остается вопрос о том, какую ответственность должны нести военнослужащие при нарушении правил несения боевого дежурства при охране данных объектов. Чтобы ответить на него вначале следует рассмотреть понятие боевого дежурства.

    Боевое дежурство рассматривается как особый вид дежурства специально выделенных сил и средств, которые находятся в более высоких по сравнению с другими силами и средствами степенях боевой готовности к выполнению боевых задач. Это регулируется относительно однородными специфическими воинскими правоотношениями, характеризующимися особыми целями, содержанием, участниками и способами осуществления. Организуется в целях своевременного обнаружения противника, немедленного обеспечения деятельности важных объектов, пресечения нарушения границ35. Боевое дежурство характеризуется особыми правилами, установленные в военных организациях и направленные на организацию и проведения мероприятий по обеспечению охраны и обороны особо важных объектов.

   Особые правила, как основа боевого дежурства, характеризуются: правовыми основаниями, общими условиями боевого дежурства и специальными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности.

   Правовые основания регламентируют порядок несения боевого дежурства множеством законодательных и подзаконных актов, а также специально- нормативных актов (Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарный устав, различные инструкции, положения, наставления, руководства, приказы и т.д.). Несение специальных служб, в том числе и боевого дежурства, в соответствии с уставными требованиями является важнейшей воинской обязанностью, и нарушение установленного порядка этих служб имеет повышенную общественную опасность по сравнению с нарушением военнослужащими своих обязанностей в обычных условиях несения военной службы36.

  Под общими условиями понимаются обязательные требования, предъявляемые к организации, подготовки и несения боевого дежурства.

   Во-первых, назначение военнослужащих для несения боевого дежурства осуществляется приказом соответствующих воинских начальников (командиров частей и подразделений). Устав гарнизонной и караульной службы устанавливает определенный порядок назначения лиц для несения службы.

   Во-вторых, место несения службы специально указанных в уставах и нормативных правовых актах. Боевое дежурство осуществляется, как правило, на командных пунктах, боевой технике, пунктах связи и т.д., расположенных на объектах топливно-энергетического комплекса. Патрулирование данных объектов осуществляется по строго определенному маршруту на местности, закрепленному на схеме патрулирования.

   В-третьих, к военнослужащим, несущим боевое дежурство, предъявляются особые требования. Военнослужащие обязаны твердо знать свои обязанности и настойчиво добиваться от других военнослужащих соблюдения требований по военной службе. Кроме того, военнослужащие, имеющие допуск к боевому дежурству, обязаны иметь достаточный уровень специального образование, психологическую устойчивость, хорошее здоровье.

   В-четвертых, важным условием является периодическое, в течение определенного срока, несение боевого дежурства. Продолжительность боевого дежурства определена ст. 361 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

   В-пятых, военнослужащие, исполняющие обязанности по несению боевого дежурства, подчиняются строго определенным лицам.

  

34  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 // Российская газета. 2009. 15 мая.

35 Закомолдин Р.В. Преступления против военной службы и военные преступления: словарь-справочник. М., 2010. С.11-12.

36 Мальков С.М. Уголовная ответственность за дезертирство. Красноярск, 2010. С. 33.


    Специальные требования боевого дежурства указывают на полноту правил боевого дежурства и точное их соблюдение, исключает возможность причинения ущерба для объектов топливно-энергетического комплекса, должны учитывать наличие возможности их исполнения и быть непротиворечивыми.

   Нарушение правил несения боевого дежурства  может быть  совершено в невыполнении либо в ненадлежащем выполнении обязанностей лицами, на которых в установленном порядке возложено боевое дежурство по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

   В рамках ответственности за нарушение правил несения боевого дежурства вполне обосновано следует обращать внимание то, какую оценку необходимо давать фактам нарушения боевого дежурства, потому что от этого будет зависеть и квалификация деяния, а, следовательно, и то наказание, которое должно быть назначено виновному.

   Во-первых, данные нарушения могут быть отнесены к дисциплинарным воинским проступкам, виновные будут привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушение правил несения боевого дежурства, на объектах топливно-энергетического комплекса, следует рассматривать как дисциплинарный проступок в случае отсутствия каких либо опасных последствий или вреда при нарушении данных правил.

   Такие деяния могут быть связаны с нарушением обязанностей совершенствовать свое профессиональное мастерство, содержать в постоянной готовности вооружение и военную технику, невыполнение обязанностей по наблюдению за вверенными объектами, допуск на территорию посторонних лиц. Нередко данные нарушения могут иметь место в случаях нарушения форм и периодичности докладов о результатах службы, сна, употребления спиртных напитков или наркотиков во время боевого дежурства, проведение хозяйственных работ на объектах топливно-энергетического комплекса снижающих бдительность. К наиболее опасному дисциплинарному проступку следует отнести самовольный уход с поста или границы поста.

   Во-вторых, факты нарушения правил несения боевого дежурства рассматриваются как уголовно- наказуемыми в случаях, если они являются общественно опасными.

    В действующем уголовном законодательстве закреплена специальная норма (ст. 340 УК РФ), устанавливающая ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства.

   Кроме того, отдельные факты нарушений военнослужащими служебных обязанностей подпадают под другие преступления против военной службы: нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ); нарушение правил несение службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК РФ); нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК РФ).

   Нарушения военнослужащими правил несения боевого дежурства, если они не связаны с посягательством на порядок прохождения военной службы, квалифицируются как общеуголовное преступление.

   Также не образуют состава преступлений против военной службы действия, которые хотя и нарушают порядок прохождения военной службы, но не предусмотрены в качестве преступлений против военной службы: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ); нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст. 217-1 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ).

   Нарушение правил несения боевого дежурства при охране объектов ТЭК могут совершаться как в мирное, так и в военное время. В УК РФ предусматривается возможность наступления ответственности за преступления, совершаемые в мирное время, военное время и в боевой обстановке. Ответственность за преступления, совершаемые в военное время и в боевой обстановке, определяются законодательством Российской Федерации военного времени (ч.2 ст.331 УК РФ)37.

   Общественная опасность фактов нарушения правил несения боевого дежурства, характеризуется причинением последствий в виде вреда или ущерба.

   Последствия могут быть организационно-управленческими, связаны с причинением физического вреда или имущественного ущерба.

   Организационно-управленческие последствия носят оценочный характер и устанавливаются в каждом конкретном факте индивидуально. Они заключаются в невыполнение боевой задачи; большими затратами на ликвидацию источников опасности, например по поиску и обнаружению на объекте посторонних лиц; вооруженное отражение нападения; подрыв авторитета Вооруженных Сил как гаранта безопасности; неверие общества в возможность выполнения боевой задачи военнослужащими и другие. Организационный вред может заключаться в нанесении ущерба воинской дисциплине и правопорядку, в нарушении установленных уставами правил взаимоотношений между военнослужащими, в серьезных нарушениях требований пожарной безопасности и т.д.

 

37   Мальков С.М. Преступления против военной службы, посягающие на правила безопасности использования военно-технических средств. Красноярск, 2008. С. 25.


    Физический вред заключается в причинении смерти, причинении вреда здоровью, в том числе и психических последствий военнослужащим, гражданам и работникам предприятий ТЭК.

   Имущественный ущерб связан с причинением материальных последствий в виде разрушения или повреждения объектов и предприятий топливно-энергетического комплекса, повреждение или уничтожение военного имущества, причинение крупного ущерба, экологическую катастрофу и другое.

   К преступным последствиям следует отнести также большую возможность наступления последствий и при их отсутствии, например, проникновение на объекты ТЭК лиц, для проведения шпионажа или террористического акта. Под возможностью причинения вреда следует понимать такое нарушение правил несения боевого дежурства, которое создавало реальную угрозу интересам безопасности объектов ТЭК, то есть допущенное нарушение правил несения боевого дежурства не повлекло причинения вреда в силу его предотвращения38.

    Субъектом нарушения правил несения боевого дежурства могут быть только военнослужащие, несущие боевое дежурство по охране объектов ТЭК в установленном порядке в составе дежурных сил и средств, назначаемых от воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации и других военных организаций. Согласно ст. 359 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации в состав дежурных сил и средств входят: боевые расчеты; дежурные смены пунктов управления; дежурные смены сил и средств боевого обеспечения и обслуживания. Персональный состав дежурных сил определяется приказом командира воинской  части. К  несению боевого дежурства могут  привлекаться любые категории военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту.

    Наиболее часто субъектами нарушения правил несения боевого дежурства являются военнослужащие, которые находятся в составе караула или подразделения, обеспечивающего охранные функции на специально- определенном для них объекте ТЭК, то есть на тех объектах, которые по договору либо при наличии особых условий берутся под охрану.

   Как нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ) квалифицируются деяния военнослужащих, которые участвуют в охране объектов ТЭК, находящихся в ведении Министерство обороны Российской Федерации, Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при совместной охране с другими объектами, складами, базами, полигонами.

   В отдельных случаях нарушение правил несения боевого дежурства по охране объектов топливно- энергетического комплекса может образовывать совокупность преступлений. Такая квалификация возможна если нарушения правил несения боевого дежурства сопряжено с самовольным оставлением воинской части или места службы, с дезертирством, нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, хулиганством.

    При наличии признаков государственной  измены военнослужащие дополнительно должны нести ответственность по ст. 275 УК РФ. В данном случае нарушение правил несения боевого дежурства осуществляется в целях оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. При этом следует учитывать, что оказание помощи в любой форме связано с установлением контакта военнослужащих с представителями иностранного государства и совершением по их заданию определенных действий.

   

38 Преступления против военной службы / под ред. Н.А. Петухова. СПб., 2002. С. 226.


Список литературы

1.     Закомолдин, Р.В. Преступления против военной службы и военные преступления: словарь-справочник / Р.В. Закомолдин. – М., 2010.

2.     Мальков, С.М. Уголовная ответственность за дезертирство / С.М. Мальков. – Красноярск, 2010.

3.     Мальков,  С.М.  Преступления  против  военной  службы,  посягающие  на  правила  безопасности использования военно-технических средств / С.М. Мальков. – Красноярск, 2008.

4.     Преступления против военной службы / Под ред. Н.А. Петухова. – СПб., 2002.