Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПРОДУКТАХ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

В настоящее время в деятельность правоохранительных органов всех стран мира, и России, в том числе активно внедряются различные наукоемкие технологии и технические каналы связи.

Подобный прогресс породил и обратную сторону медали, когда широкое использование передовых достижений техники  стало доступно самим преступникам. Так, преступные элементы, вступая в контакт с сообщниками, либо жертвами, пользуются массово доступными социальными электронными сетями, такими как SKYPE, Viber. Это позволяет им общаться опосредованно, соответственно не попадая под наблюдение правоохранительных органов. Социальные сети также позволяют получать оперативную информацию как оперативным работникам, так и преступникам. Подобное положение дел закономерно, т.к. электронные сети основаны на работе с помощью системы Интернет и находятся в свободном доступе.

Стоит констатировать нерадостный факт, что общедоступность технологий резко затрудняет пресечение преступной деятельности. Выход из создавшейся ситуации мы видим в создании криминалистических инновационных средств, используемых исключительно в целях расследования преступлений. Подобные «инновационные продукты» должны обладать определенными свойствами: быть значимыми и способными служить целям уголовного преследования; соответствовать требованиям закона; быть своевременными и удобными в использовании. [1].

Одним из примеров подобного криминалистического продукта можно считать программу Ufed Touch Ultimate. Информация, оставленная преступниками в мобильных телефонах, смартфонах, портативных устройствах GPS, планшетах может быть извлечена даже, если была зашифрована, устройство анализирует данные и составляет отчет [2]. И, хотя, одной из проблем внедрения технологий биометрической аутентификации личности является их высокая стоимость по сравнению со средствами атрибутной идентификации, данное программное обеспечение было закуплено в большинстве субъектов, в том числе и Главным управлением МВД РФ по Ставропольскому краю в 2014 году, и успешно применяется на практике и поныне.

Перспективным направлением в работе правоохранительных органов также следует считать использование биометрических идентификаторов, функционирующих на основе биологических, физиологических особенностей человека. При этом, многим из криминалистических биотехнологических средств предстоит долгий путь апробации и законодательного регулирования, до того момента, когда они станут удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к криминалистическим средствам. Отсюда возникает вопрос, не будет ли слишком затянут вопрос апробации и получения официальных разрешений на использование методики, что необходимость в ее использовании отпадет.

Так, разрабатываемая в настоящее время система «электронного носа», несмотря на демонстрируемую явную значимость по делам особой важности, проходит многочисленные проверки на надежность и точность результата. Нам представляется разумным применять различные требования к надежности метода, в зависимости от того, представляют его результаты оперативный интерес или могут быть использованы как доказательство. В первом случае требования к методике могут быть мягче и гибче. Исключение составляет требование безопасности метода для людей. Такой подход позволит сократить научный апробационный период методики и использовать всегда только актуальную, а не устаревшую криминалистическую продукцию.

Актуальной и перспективной методикой является технология построения и анализа термограммы человека, с целью изучения объектов, которые находятся под кожей лица. Термограмма лица является уникальной, фиксирует плотность жира, костей и кровеносных сосудов, это позволяет различать даже абсолютно похожих близнецов. Данная методика является полезным криминалистическим продуктом, поскольку позволяет произвести идентификацию человека после косметических или косметологических изменений, пластических операций, изменения макияжа и т. п.[3] .

Учитывая вышеизложенное, возможно выводы, что использование биометрических  технологий в криминалистике, стало эффективным средством противодействия подготовки и совершения, раскрытию и расследованию совершенных преступлений. Актуальной задачей криминалистики является более широкое внедрение и применение подобных систем, а также совершенствование инструментов идентификации и создание новых, более совершенных систем криминалистических исследований, и биотехнологии справляются с этой задачей как никто лучше.

Общественная безопасность перед угрозой совершения преступлений террористической направленности определяет необходимость создания замкнутых систем идентификации лиц, а также тщательное законодательное регламентирование применения и функционирования таких систем на федеральном уровне.

Наличие закрытых внутренних систем, наподобие системы Папилон, гарантирует сохранение информации, только в руках правоохранительных органов, и, как следствие, не допущение нарушения прав и свобод человека и гражданина при обработке, хранении, передаче его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, которые гарантируются Конституцией Российской Федерации.

В использовании инновационных криминалистических продуктов в расследовании особое значение имеет техническое и нормативное совершенствование отечественных стандартов, регламентирующих применение технологий. Нам представляется правильным разработка узких специализированных криминалистических стандартов под каждый образец вновь вводимой продукции. Вместе с тем, процесс законодательного и технического урегулирования должен быть максимально упрощен и сокращен во времени.

Внедрение инновационных криминалистических продуктов в расследование преступлений должно производиться с учетом международного опыта, достижений. Например, положительным опытом считаем упрощенную процедуру направления материалов на экспертизу. Однако мы не  разделяем позицию о необходимости во взаимодействии с правоохранительными органами зарубежных стран, для создания международных баз данных, например, голосовой информации разыскиваемых и подозреваемых лиц. Считаем появление подобных криминалистических учетов преждевременным, до того момента, пока на законодательном уровне не будут урегулированы все процедурные и процессуальные моменты.

Грамотное изучение и решение поставленных в статье вопросов обеспечит своевременное применение криминалистических продуктов, а также упростит процедуру использования результатов экспертиз с новыми криминалистическими продуктами в качестве доказательств в оперативно-розыскной деятельности, предварительном следствии и судебном процессе.

 

Список литературы

1.     Нечаева Н.Б., Инновации в криминалистике Ленинградский юридический журнал, 2013, №2 (32), 156-160.

2.     Бурцева Е.В. Проблемы получения информации, содержащейся в электронных мобильных устройствах, с применением универсального устройства извлечения судебной информации (UFED) [Электронный ресурс] // Криминалистика и судебная медицина.URL http://psystudy.ru/index.php/forauthors/gost2014.html (дата обращения: 07.12.2015).

3.     Тихонов В. А., Райх В. В. Информационная безопасность: концептуальные, правовые, организационные и технические аспекты: Уч. пособие. М.: Гелиос АРВ, 2013.

4.     Нечаева Н.Б. Инновационный аспект в криминалистическом прогнозировании и управлении организацией расследования. Пробелы в российском законодательстве, №3, 2014, 197-200.

5.     Нечаева Н. Б. Инновации в управлении организацией расследования преступлений и использовании информационных технологий в системе МВД РФ // Международная научно-практическая конференция «Уголовно-производство: проблемы процессуальной теории и криминалистической практики», 18-19 апреля 2013 г., Симферополь-Алушта /под ред. М. А. Михайлова, Т. В. Омельченко; Таврический нац. ун-т имени В. И. Вернадского. – Симферополь: ДИАЙПИ, 2013.