Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
14 января 2016г.

    Крупнейшей религиозной организацией в Российской Федерации по количеству приверженцев принято считать Русскую Православную Церковь Московского патриарха. Церковь, как религиозная организация, является официально разрешенной и законодательно оформленной, она сохранила в себе все необходимые принципы внутреннего управления, а также сохранила без особых явных изменений всю свою структуру, а также усилило свое положение в государстве после распада СССР.

    Правовое положение Церкви в России, в том числе и в системе административных правоотношений, в процессе развития государства имело свои особенности, что отражено в основных памятниках права (Русская Правда, Псковская Судная Грамота, Судебники, Стоглав, Соборное Уложение и др.). В основном все последующие века российское законодательство развивалось в русле тесного взаимодействия РПЦ и государства.30 Не прибегая к анализу основных памятников права русского государства, в общих чертах можно обозначить следующее.

 

30  Гуденица А. Н. Правовой статус Русской Православной Церкви. Автореф. дисс. к. ю. н. - Ростов-на-Дону: 2006. - 59с.

    На ранних этапах развития государства, начиная с XII века, правовой статус Церкви характеризовался тем, что за ней начинает закрепляться собственность, тем самым Церковь приобретает экономическую самостоятельность. Появляются подати в пользу Церкви, среди которых в источниках права упоминается десятина. Церковь также выполняла управленческие и судебные функции, оказывала сильное влияние и на семейные отношения.

    Церковь набирала силы. Тем не менее, она не раз подвергалась реформированию со стороны государственной власти, когда законодатель вносил в рамки ее правового статуса какие-либо новшества и дополнения. Самые серьезные изменения Церковь на себе испытала в XVIII веке, когда сначала Петр I, а потом и Екатерина II, законодательно подчинили Церковь государству, создав орган управления делами Церкви – Синод, а также иные механизмы влияния на нее, проводя секуляризации, тем самым, подрывая ее экономическую силу в процессе становления и укрепления империи.

    Советский период также оставил след на правовом статусе Церкви, когда она фактически была запрещена под влиянием марксисткой идеологии. Тем не менее, к 1943 году в условиях Великой отечественной войны власть была вынуждена пойти на уступки. Так, впервые с 1925 года, было позволено избрать нового патриарха. Им стал митрополит Сергий.

     Наименование «Русская Православная Церковь» было принято как официальное и признано государством осенью 1943 года. Однако РПЦ не получила статус юридического лица. Данный статус был получен Церковью в полном объеме лишь 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях». Это был первый законодательный акт, отражающий положительные перемены в государственно-конфессиональных отношениях в начале 1990-х годов. Для РПЦ он означал расширение ее прав и ограничение возможности государственного контроля за ее деятельностью. Этот Закон впервые обозначил тенденцию, отражающую новые возможности функционирования РПЦ в политической системе – РПЦ попыталась непосредственно влиять на содержание Закона, регламентирующего ее положение в государстве. Наибольшее значение в деле формирования правовых взаимоотношений между РПЦ и государственными институтами в конце 1990-х годов имела разработка и принятие Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». При обсуждении Закона впервые отмечается тесное сотрудничество одновременно нескольких государственных институтов (думских комитетов и Администрации Президента) и РПЦ при обсуждении федерального законодательства. Закон, как и было необходимо РПЦ, создал барьеры на пути распространения иностранных религиозных организаций в Россию, ограничил масштабы деятельности иностранных миссионеров, создал условия для развития Церкви и т.д.

   Возрождение РПЦ является неотъемлемой составной частью политических, экономических, социокультурных и правовых процессов 90- х годов в российском обществе. Содержанием процесса возрождения РПЦ является восстановление свободы совести, легитимизация роста социальной активности религиозных организаций и верующих. Точкой отсчета этого процесса принято считать встречу генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с членами Синода РПЦ.

     Устав РПЦ — основополагающий документ, регламентирующий деятельность РПЦ. Не следует путать с Богослужебным уставом. Во времена Святейшего Правительствующего Синода управление Русской Церковью осуществлялось на основании «Духовного регламента». Он был во многом похож на современный Устав РПЦ. Впоследствии «Духовный регламент» был заменён отдельные Определениями Поместного Собора 1917—1918 годов. После окончания в 1945 году Великой Отечественной войны  и  вплоть  до  1988  года  Церковь  руководствовалась  кратким «Положением об управлении Русской Православной Церкви».

     9 июня 1988 года на Поместном Соборе РПЦ был принят первый за всё время «Устав об управлении Русской Православной Церкви». Проект данного Устава об управлении был разработан и представлен Собору архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, после предварительных обсуждений на Архиерейском Предсоборном Совещании 28-31 марта 1988 года. Там же, и во время дискуссии, состоявшейся на самом Поместном Соборе, были рассмотрены и внесены поправки в текст, а также уточнены отдельные формулировки. Данный «Устав об управлении РПЦ» действовал до Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года (с поправками, внесёнными в 1990 и 1994 году).

     В 2000 году на Архиерейском Соборе в Москве принимается новый «Устав Русской Православной Церкви», представленный Собору митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, являющимся на тот момент председателем Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении РПЦ. Прежний «Устав об управлении Русской Православной Церкви» был признан утратившим силу. Новый Устав действует и в настоящее время, с поправками, внесёнными в 2008, 2011 и 2013 годах в интересах руководства РПЦ.

     Устав РПЦ в современном виде, принятый Архиерейским собором 16 августа 2000 года с поправками, принятыми на Архиерейском соборе 2008 года, 2011 года и 2013 года — это ее внутренний документ, он не зарегистрирован в Минюсте РФ. Уставом определены современная структура РПЦ, порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия и т.д. РПЦ осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой. Согласно Уставу РПЦ, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с Патриархом. Они обладают законодательными, исполнительными и судебными полномочиями в пределах своей компетенции. РПЦ выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям, не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов,     государственных     учреждений     и     органов     местного самоуправления. Документом, закрепляющим за РПЦ права юридического лица, узаконивающим ее деятельность и определяющим ее взаимоотношения с государством, является «Гражданский Устав Русской Православной Церкви». Данный Гражданский Устав зарегестрирован в Минюсте РФ при перерегистрации религиозных объединений в соответствии с новым Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125- ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», однако он нигде не публиковался, в отличие от старой редакции Гражданского Устава РПЦ 1991 года (который публиковался в «Журнале Московской Патриархии»). Действующий Гражданский Устав РПЦ, который был зарегистрирован в Минюсте РФ как юридически обязательный документ, определяет имущественно-правовой статус Патриархии и финансовые полномочия конкретных лиц. Каждый структурная единица (приход, монастырь, епархиальное управление и т.д.), находящаяся в каноническом ведении РПЦ, зарегистрированы Росрегистрацией как самостоятельное юридическое лицо и вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Гражданским Уставом предусмотрены договорные отношения между Церковью и органами государственной власти по различным вопросам: владение и пользование государственным имуществом, использование РПЦ государственных фондов социального обеспечения и страхования и т.д.).

      В середине 90-х годов Архиерейский собор принимает решение о разработке «социальной доктрины Русской Православной Церкви». В августе 2000г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Московского Патриархата были утверждены «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Впервые после крещения Руси в православие была официально очерчена и принята социальная концепция Русской Православной Церкви. В пункте 1 Определения Архиерейского Собора указано: «Считать данный документ отражающим официальную позицию   Московского   Патриархата   в   сфере   взаимоотношений   с государством и светским обществом».31


   31  Определение освященного юбилейного архиерейского собора Русской Православной Церкви об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» // Информационный бюллетень Отдела церковных связей Московского Патриархата. 2000. №8, 2000. - С. 105.

 

Список литературы

 

1.     Гуденица А. Н. Правовой статус  Русской Православной Церкви.Автореф. дисс. к. ю. н. - Ростов-на-Дону 

2.     Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от1.10.1990г. № 1689-1 

3.     Определение освященного юбилейного архиерейского собора Русской Православной Церкви об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» // Информационный бюллетень Отдела церковных связей Московского Патриархата. 2000. №8, 2000.

4.     Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ