Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТТИП НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 ноября 2017г.

Трансатлантическое  торговое  и  инвестиционное  партнерство  (ТТИП),  создание  которого обсуждается США и ЕС с 2013 года, является самым амбициозным на данный момент проектом для достижения официальных соглашений по региональной кооперации между США и ЕС. Такие соглашения предусматривают меры по либерализации торговых отношений. Если соглашения будут приняты, они будут иметь очень глубокое воздействие на будущее развитие мировой экономики, изменяя механизмы, регулирующие её.

Снятие барьеров для экономической кооперации между партнерами, торговый оборот между которыми превышает 1 трлн. долл. США, а совокупный размер прямых инвестиций друг в друга приближается к 4 трлн. долл. США, неизбежно отразится на экономике других стран. Также формирование ТТИП привнесет вклад в дальнейшее развитие архитектуры глобальных экономических процессов. Несомненно, такое партнерство еще сильнее укрепит влияние США на эти глобальные экономические процессы.

Насколько же реалистично создание ТТИП, и какое влияние оно будет иметь на российские внешнеэкономические и политические интересы? Чтобы ответить на этот вопрос приведен анализ влияния ТТИП на российские экономические субъекты. Масштаб такого влияния зависит от трех групп факторов: эффекты переориентации и возможного расширения торговли между США и ЕС вследствие заключения ТТИП, последующие темпы экономического роста США и стран ЕС и будущие масштабы внешней торговли этих стран с Россией. Последний из этих факторов можно количественно измерить. Торговый оборот России с ЕС и США составил в 2013 году 49,9% и 3,3%, соответственно, от совокупного объема внешней торговли России или 417,5 млрд. долл. и 27,7 млрд. долл. в абсолютном выражении. Вследствие резкого ухудшения российских экономических отношений с США и ЕС, падения цен на энергоносители, а также кризисных явлений в экономике страны, доля ЕС во внешнеторговом обороте России упала в первой половине 2016 года до 43,8% или на 91,5 млрд. долл. В то же время, доля США выросла до 4,2%. Связан этот относительный рост с тем, что объем торговли с США оставался сравнительно неизменным, в то время как совокупный внешнеторговый оборот России падал. В абсолютном же выражении торговый оборот с США составил 8,8 млрд. долл. Таким образом, торговый оборот России с США и ЕС к концу 2016 года составлял 48%, то есть половину от всего российского внешнеторгового оборота. Такая доля США и ЕС во внешней торговле России является очень опасной для экономики страны. Она полностью зависит от того какие приоритеты будут ставить США и ЕС в отношении их внешнеторговой политики. Такой факт напрямую указывает на то, что соглашение о ТТИП будет иметь огромное влияние на внешнюю торговлю России. Соглашения вроде ТТИП ведут к стиранию барьеров между странами-участниками, позволяя им заменить определенные товары и услуги, ранее импортировавшиеся из других стран, на более дешевые и качественные аналоги страны-партнера (дешевизна достигается за счет упрощения торговых пошлин и других барьеров).




Большинство проведенных исследований[2] показывают, что, несмотря на то, что торговые барьеры между США и ЕС в среднем и так достаточно низки, составляя чуть более 2% для американского экспорта в ЕС и чуть более 3% для экспорта ЕС в США, в некоторых, очень значимых для внешней торговли этих стран, сегментах (продовольственные товары, алкогольная продукция, текстильная продукция) тарифы превышают 10%.

В 2012 году тарифы на импорт молока в ЕС из США превышали 50%, и почти 20% на импорт молока в США из ЕС, тарифы на импорт алкогольной продукции и табачных изделий в ЕС из США составляли почти 20% и 14% в США из ЕС. Стирание этих барьеров через создание ТТИП даст сильный импульс для развития торговли между США и ЕС в этих сегментах и одновременно вытеснит других торговых партнеров, у которых не будет таких преферентных условий для поставки своей продукции в США и ЕС.


Главная особенность ТТИП заключается в том, что оно позволит устранить нетарифные барьеры для развития торговли через координацию законодательства, регулирующего внешнюю торговлю в США и ЕС. Таким образом, по оценкам экспертов партнеры смогут достичь 30% - 70% роста торгового оборота между собой. Наибольший рост ожидается в автомобильном, металлургическом и химическом секторах промышленности, а также в торговле продовольственными товарами. Можно ожидать, что переориентация внешнеторговой политики в этих секторах промышленности значительно ослабит показатели внешней торговли России, так как продукты металлургического и химического секторов экономики составляют значительную долю в Российском экспорте (следует отметить и то, что в 2015 году доля России в импорте такого рода продукции ЕС составила примерно 13%).




Перспективное улучшение условий для двусторонней внешней торговли США и ЕС повысит интерес для инвестиций в участников ТТИП, что приведет к значительному увеличению объемов потоков прямых инвестиций в США и ЕС. Принимая во внимание то, что, по меньшей мере, одну треть торговли между США и ЕС осуществляют филиалы корпораций из США и ЕС, расположенные на территориях друг друга, увеличение потока инвестиций должно привести к еще большему увеличению объема торговли между этими странами.

Так какой же стратегии придерживаться России, чтобы противостоять негативным эффектам от возможного создания ТТИП?

Теоретически, можно предположить, что негативные эффекты переориентации торговли и потоков инвестиций ЕС и США могут быть сглажены тем, что достигнутый вследствие этого рост ВВП и чистых доходов создадут, в свою очередь, спрос на импортные товары и услуги из стран, не входящих в ТТИП. Однако, вероятность того, что будет достигнут настолько высокий рост ВВП, маловероятна.

По мнению автора, Российской Федерации необходимо способствовать более интенсивному развитию своих собственных региональных проектов – главным образом, ЕАЭС. Также стоит интенсивнее развивать торговые отношения в рамках БРИКС.

1        Источник:      рисунок      составлен      автором     на      основе     данных      официального      сайта      Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat (Дата обращения: 03.09.2017г.)

2 «Внешняя торговля Российской Федерации в 2015 году», статистический сборник Банка России, Москва,2016. URL: https://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/External_Trade_in_Services_2015.pdf (Дата обращения:23.09.2017)

3        Источник:      рисунок      составлен      автором     на      основе     данных      официального      сайта      Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat (Дата обращения: 03.09.2017г.)

4  Источник: рисунок составлен автором на основе данных официального сайта Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru/ (Дата обращения: 12.09.2017г.)

 

Список литературы

 

1.       «Внешняя торговля Российской Федерации в 2015 году», статистический сборник Банка России, Москва, 2016. URL: https://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/External_Trade_in_Services_2015.pdf   ( Дата обращени я: 23. 09. 2017)

2.       BP           Statistical     Review of World Energy  June 2015.   URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical- review-of-world-energy-2015-full-report.pdf ( Дата обращени я: 24. 09. 2017)

3.       Официальный сайт Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat (Дата обращения: 03.09.2017)

4.       Официальный сайт федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru/ (Дата обращения: 12.09.2017)