Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 октября 2018г.

С 2014 г. туристская отрасль России совершила рывок в своем развитии. Внутренний туропоток в 2017 г. превысил 56,5 млн поездок. Число турпоездок в Россию иностранных граждан, начиная с 2001 г., выросло на 123%. Такая динамика обусловлена вхождением Крыма в состав Российской Федерации, проведением Олимпиады в Сочи, введением западными странами санкций против России, ростом туристской привлекательности страны, в том числе благодаря мероприятиям по подготовке к Чемпионату мира по футболу и реализации Федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма (ФЦП).

В 2015 г. по инициативе Ростуризма впервые появился конкурентоспособный отечественный турпродукт – пакетные туры в Крым и Сочи, который включает перевозку, размещение и питание и позволяет   экономить   до   30%   затрат   по   сравнению   с   самостоятельной   поездкой.   Ранее в линейке предложений туроператоров пакетных туров по России не было. В настоящее время география пакетных туров по России расширяется (в 2018 г. появились пакетные туры на Камчатку, Сахалин и Курилы).

За последние годы разработан более совершенный механизм защиты прав и интересов туристов на базе Ассоциации «Турпомощь» [1], что позволило в 2014 г. без привлечения бюджетных средств вернуть домой 57 тыс. туристов 27 обанкротившихся туроператоров; в 2015 г. – осуществить плановый вывоз 89 тыс. туристов из Египта, 10 тыс. – из Турции, 300 тыс. пассажиров обанкротившегося авиаперевозчика «Трансаэро»; в 2017 г. - более 38 тыс. пассажиров остановившей выполнение чартерных рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» [2]. С 1 января 2017 г. в дополнение к резервному фонду на базе Ассоциации «Турпомощь» создан новый механизм финансовых гарантий для туристов - фонды персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма.

Особое внимание в настоящее время государство уделяет развитию туристской и гостиничной инфраструктуры, работа по развитию которой в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В результате реализации программы в России должны появиться 214 новых объектов обеспечивающей инфраструктуры (автодороги, газопроводы, системы электро- и водоснабжения и т.п.) и 607 объектов туристской инфраструктуры (гостиницы и рестораны, оздоровительные центры, развлекательные, музейно-выставочные, этнографические и горнолыжные комплексы и др.).

В настоящее время большинство целевых индикаторов и показателей ФЦП перевыполнены. Так, показатель «численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения» перевыполнен на 41%, «количество койко-мест в коллективных средствах размещения» – на 33%, «инвестиции в основной капитал средств размещения» – на 26%, «объем платных туристских услуг гостиниц и аналогичных средств размещения» – на 17%, «количество лиц, работающих в туристских фирмах» – на 7%.

В настоящее время Ростуризм проводит работу по подготовке ФЦП на период 2019-2025 годов. Целью новой Программы является создание условий для эффективного развития сферы туризма с увеличением вклада отрасли в ВВП России. Достижение данной цели предполагает решение ряда первостепенных задач [4]:

1) Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров по приоритетным видам туризма, в т.ч. по экотуризму.

2)   Развитие отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма, в т.ч. в части обучения служащих муниципальных органов власти управлению развитием туризма на основе проектного подхода.

3)    Продвижение туристского продукта Российской Федерации и повышение информированности о нем на мировом и внутреннем туристских рынках в целях увеличения объема экспорта услуг.

4)    Стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки.

5)   Создание, внедрение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в рамках решения задач по развитию инструментов «цифровой экономики», повышению прозрачности и обелению рынка.

Созданная Ростуризмом информационная система «Электронная путевка» позволит уйти от «серого» бизнеса в туризме и получать реальные данные о количестве, составе и стоимости реализованных туров. Кроме того, она будет способствовать повышению уровня безопасности россиян, путешествующих за рубежом. Использование системы «Электронная путевка» должно стать обязательным для участников рынка.

Уровень конкуренции за российского туриста между такими странами, как Израиль, Турция, Египет в последние годы только растет. Поэтому в сложившихся условиях целесообразна государственная поддержка российских туроператоров, занимающихся развитием внутреннего и въездного туризма в Россию, так как это будет способствовать повышению конкурентоспособности нашей страны как туристического направления.

Кроме того, с целью продвижения российского туристического продукта за рубежом Ростуризм до конца 2018 г. планирует открыть 50 национальных туристских офисов в 29 странах мира, что будет способствовать росту въездного турпотока.

Серьезным стимулом для развития въездного туризма в нашей стране стало проведение Чемпионата мира по футболу. Российские регионы тщательно подготовились к Чемпионату. Проведены основные мероприятия, связанные с подготовкой транспортной и городской инфраструктуры, решением вопросов безопасности, информационно-навигационным обеспечением болельщиков, разработкой экскурсионных и культурно-развлекательных программ для гостей мирового футбольного первенства. В городах- организаторах турнира прошли классификацию коллективные средства размещения, завершена подготовка персонала гостиничной сферы, увеличено число экскурсоводов, переводчиков, проведена аккредитация такси, разработан особый режим работы общественного транспорта, музеев и других объектов туристского показа. Увеличено число туристских информационных центров, созданы городские мультиязычные call- центры для болельщиков, мобильные службы помощи туристам. Расширен и обновлен гостиничный фонд. Совместно с субъектами Российской Федерации, принимающими Чемпионат, были сформированы планы размещения в гостиницах и иных средствах размещения болельщиков с учетом их прогнозной численности.

Благодаря сотрудничеству с Mail.Ru Group Ростуризмом совместно с регионами разработан целый ряд туристских маршрутов, которые заведены в мобильное картографическое приложение maps.me, особенно популярное у европейских туристов (системой пользуются порядка 65 млн жителей Европы, а всего она установлена у 90 млн пользователей по всему миру). Национальный туристический портал Russia.Travel переведен на 8 иностранных языков (английский, китайский, испанский, французский, немецкий, итальянский, корейский, японский) и интегрирован с официальным порталом Чемпионата welcome2018.com.

В рамках федерального проекта «Русское гостеприимство» Ростуризмом подготовлены методические рекомендации по формированию комфортной среды пребывания болельщиков и туристов в период проведения ЧМ-2018, в том числе по размещению, питанию, и информационному обеспечению с учетом национальных особенностей. Разработаны специальные путеводители и буклеты по городам- организаторам турнира на 5 языках (русский, английский, немецкий, испанский, французский), которые распростаранялись через информационные стойки в аэропортах, на вокзалах, в городских пресс-центрах.

Кроме того, с целью развития внутреннего туризма для россиян в 2018 г. предлагаются привлекательные предложения отдыха внутри страны. Наибольший рост востребованности среди российских курортов демонстрирует Крым. В связи с открытием автомобильного движения по Крымскому мосту и нового пассажирского терминала в аэропорту Симферополя ожидается, что количество туристов вырастет на 20% и превысит 6,5 млн чел. К курортному сезону количество пляжей увеличено до 431 (на 44 единицы), проведена модернизация и реконструкция 81 санатория и отеля [3].

На юге России создан единый логистически связанный Пляжный кластер. Отдыхающим становятся доступны одновременно и крымские, и краснодарские туристско-рекреационные ресурсы. Рост турпотока в Крым приведет к увеличению числа туристов и в Краснодарском крае. Турпоток в Краснодарском крае с 1 мая по 15 июня составил 2 млн человек, что на 17,8% больше прошлогоднего показателя. В крае проведена работа по подготовке гостиниц, объектов туристского показа, расширению и благоустройству туристских зон, уборке и оборудованию пляжей, организации бесплатного Wi-Fi-доступа к Интернету. Летом 2018 г. стартовал проект по бесплатной выдаче Карты гостя курортов Краснодарского края – единой карты лояльности, позволяющей получить скидку от 10% до 50% в отелях, санаториях, кафе, ресторанах, развлекательных центрах [3].

В числе лидеров по востребованности среди туристов также Москва и Подмосковье, Санкт- Петербург и Ленинградская область, Республика Карелия, Ставропольский край, Ростовская область, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Татарстан. В этих регионах особое внимание уделено подготовке инфраструктуры, благоустройству улиц и городских общественных пространств, уборке и оборудованию пляжных территорий, формированию календаря событий.

Характерным трендом последних лет является рост интереса к санаторно-курортному туризму со стороны россиян молодого и среднего возраста. Ростуризмом совместно с Российской академией наук и научными организациями разработана система добровольной классификации санаториев по уровню и качеству предоставляемых услуг. Она будет способствовать дальнейшей популяризации отдыха в санаториях и активному продвижению услуг российского санаторно-курортного комплекса в стране и за рубежом. Десять первых санаториев – 3 в Ставропольском и 7 в Алтайском крае – уже получили сертификаты о присвоении категории («Стандарт», «Бизнес» или «Премиум»).

Таким образом, органы управления на государственном и региональном уровне подготовили ряд конкурентоспособных предложения в части отдыха и путешествий, удовлетворяющие потребностям наших граждан, и направленных на развития внутреннего и въездного туризма.

 

Список литературы и источников

 

1.        Жуков В.А. Стратегии развития туристических компаний в условиях кризиса / В.А. Жуков // Вестник Университета (ГУУ).- 2014.- № 10.- с. 32-37.

2.        В Ростуризме назвали причину банкротств туроператоров [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://iz.ru/792445/2018-09-24/v-rosturizme-nazvali-prichinu-bankrotstv-turoperatorov (дата обращения: 24.09.2018)

3.        Как россияне отдыхали этим летом, что покупали и кто на этом заработал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hotelier.pro/news/item/3497-kak-rossiyane-otdykhali-etim-letom- chto-pokupali-i-kto-na-etom-zarabotal (дата обращения: 18.09.2018)

4.        Федеральная целевая программа развития туризма в Российской Федерации на 2019-2025 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hotelier.pro/news/item/3508-federalnaya-tselevaya- programma-razvitiya-turizma-v-rossijskoj-federatsii-na-2019-2025 (дата обращения: 24.09.2018)