Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУДИТА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

   В современных условиях ведения логистической деятельности многие компании сталкиваются с необходимостью проведения оценки деятельности контрагентов осуществления бизнес-процессов и операций с целью определения эффективности взаимодействия. Особенно актуальной такая проблема становится при формировании логистических цепей поставок. Из имеющихся инструментов осуществления аналитической деятельности наиболее действенным является логистический аудит, позволяющий осуществить комплексную оценку действий участников цепи поставок и их функционала. Логистический аудит позволяет выявить источники избыточных логистических затрат и разработать план оптимизации логистической деятельности посредством повышения функциональной эффективности, управления логистической системой предприятия, интеграции и тесного взаимодействия звеньев цепи поставок

   К сожалению, до сих пор не ясно, что же такое логистический аудит, в чѐм его отличие от традиционной бухгалтерской проверки. В научных и практических кругах не сформировалось единого мнения по поводу того, каким образом следует его проводить и какова процедура его проведения.

   Если полагаться на этимологию термина аудит (процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающийся уровень их соответствия установленному критерию) то под логистическим аудитом следует понимать процесс анализа функционирования отдельных элементов, звеньев логистической системы с учетом выполняемых ими функций и операций, выявления особенностей и тенденций их функционирования, установления взаимосвязи между ними, а так же прогнозирование основных параметров перспективного развития и разработка предложений по улучшению работы. [1] Полагаясь на данную трактовку, представим свое видение методологических подходов к процедуре логистического аудита.

   При осуществлении логистического  аудита следует переходить от общего  к частному, что  позволяет наблюдать трудно наблюдаемые свойства и отношения между анализируемыми объектами раскрыть их интегративные свойства. Следует отметить, что для успешной реализации проекта аудита очень важна организационная поддержка со стороны предприятия. Поэтому рекомендуется формировать две команды: рабочую группу и группу экспертов. Важно определить и установить границы проекта. Аудитом могут быть охвачены как система логистики всего предприятия, так и отдельные функциональные области. [2]

   Саму процедуру логистического аудита по форме можно разделить на внешний и внутренний.

   Внутренний аудит включает комплексный анализ деятельности предприятия и полагается только на имеющуюся внутреннюю информацию. Не следует забывать, что сама организационная форма является многоструктурным и включает следующие элементы, выделяемые многими авторами:

1)      организационную структуру, под  которой принимается совокупность отношений подчинѐнности и согласованности;

2)      экономическую структуру, то есть совокупность отношение собственности;

3)      материальную структуру, включающую совокупность потоков сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;

4)      информационную структуру, базирующуюся на совокупности формальных и неформальных потоков информация;

5)      финансовую структуру, объединяющую финансовые потоки, циркулирующие между субъектами организационной формы;

6)      морально- психологическую структуру, то есть симпатии и антипатии работников, нормы поведения, отношения к делу.

   Исходя из этого, внутреннему аудиту должны быть подвергнуты все функциональные подразделения, предприятия, все виды деятельности, имеющие место на предприятии, продуктовые линии, информационная система. Особое внимание должно быть уделено анализу затрат и использованию имеющейся внутренней инфраструктуры. Итогом внутреннего аудита должна стать оценка общих целей и интегральных показателей работы предприятия, а также определены причины низкой эффективности и упущенные возможности. Только после этого, на наш взгляд, следует переходить к внешнему аудиту, задачей которого является анализ процессов, протекающих по всей цепи поставок.

   Результаты внешнего аудита позволяют сформулировать рекомендации в отношении будущей стратегии компании и указать изменения, которые требуется провести в действующей операционной системе логистики, описать рекомендуемую стратегию разработки эффективной и производительной системы логистики на данном предприятии.

   При проведении внешнего аудита необходимо соблюдать упорядоченную процедуру анализа, эффективность которой была определена С.А. Камионским. Определяющим моментом здесь является описание границ исследуемой системы. Эти границы условны, диктуются конкретной задачей исследования и должны учитывать всех поставщиков, его потребителей и других субъектов, связанных с деятельностью предприятия. Необходимо определить все надсистемы, в которую входит анализируемое предприятие

   В ходе внешнего аудита важно также определить основные черты развития всех надсистем, а также роль исследуемого предприятия в каждой надсистеме, так как имеет место двустороннее влияние системы и надсистемы друг на друга.

   Роль предприятия, подлежащего логистическому аудиту, следует рассматривать в двух аспектах:

1)      реальной роли компании в достижении целей надсистемы;

2)      ожидаемой роли предприятия, которая проявляется в необходимости выполнения тех или иных функций, не реализуемых им в настоящий момент времени.

   Такой двухсторонний подход позволит определить причины успеха или неудач предприятия и предвидеть реальные перспективы его будущего развития в рамках исследуемой организационной формы.

    Не следует забывать, что каждая надсистема имеет свои компоненты, с которыми она связана с предприятием. В ходе внешнего аудита следует выяснить причины, объединяющее компоненты в конкретную организационную форму. Основным фактором формирования и объединения компонентов являются внутренние и внешние потребности в финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсах.

   Некоторые компоненты, такие как поставщики, потребители, конкуренты, рыночные партнѐры принадлежат сразу нескольким надсистемам, и часто имеет противоположные друг другу цели. Для увязки этих целей и принятия продуктивного решения в последующем необходимо использовать теорию компромиссов. Логистический аудит позволит конкретно определить, с каким компонентам и каким образом эту теорию следует использовать.

  Сам процесс проведения логистического аудита является трудоемким и включает множество этапов. Как было отмечено выше, единой методики проведения логистического аудита не существует. Поэтому представляем свое видение этапов осуществления данного процесса (Рисунок 1).

    Рассмотрим основные этапы логистического аудита.

   Первым этапом является определение цели логистического аудита и выявление логистической проблемы, имеющей место на данном предприятии. Определение логистической проблемы осуществляется с помощью процедуры диагностики. Здесь выявляется отклонение между желаемым и фактическим положением дел в области логистики предприятии. Целью же этого этапа должно стать обнаружение логистической проблемы и точное еѐ формулирование.

   На втором этапе необходимо конкретизировать объект аудита, выявить основные элементы, компоненты предприятия и определить уровни иерархии между основными элементами, выявить специфику деятельности каждого из них.


Рис.1. Основные этапы логистического аудита

  На третьем этапе разрабатывается система и критерии оценки функционирования предприятия, как по компонентам, так и в целом. Первоначально определяются цели и критерии оценки их достижения для каждого компонента, а затем формулируют общую цель логистики предприятия и критерии её достижения в рамках организационной формы При этом следует учитывать связь целей с субъектами ближнего окружения: поставщиками, потребителями, посредниками и т.д.

   Четвёртый этап предполагает определение сильных и слабых сторон функционирования компании. На этом этапе происходит анализ объемов материальных, информационных, финансовых потоков, рассчитывается потенциальная и фактическая мощность потоков, производится анализ потерь. Здесь же выявляются недостатки организации и управления логистической деятельностью.

   Пятым этапом анализа является формирование программы развития и разработка логистической организации для достижения поставленных целей в рамках организационной формы. Данный этап предусматривает определение очередности целей и составление плана мероприятий с учѐтом ограничения по ресурсам. Комплексный план составляется на определѐнный период и включает в себя:

1)      распределение сфер деятельности между компонентами;

2)      распределение сфер компетенции;

3)      распределение определенных мероприятий между руководителями и исполнителями функциональных подразделений.

   Завершающим   этапом  анализа   является  установление   последовательности реализации решений  и формирование комплекса проектных работ.

    Предложенная процедура позволит учесть все специфические моменты производственно-коммерческой деятельности, вырабатывать обоснованные решения и по существу реализовывать логистическую концепцию в рамках анализируемого предприятия, являющегося в свою очередь компонентом (структурным элементом) исследуемой организационной формы.

 

Список литературы

1.      Евтодиева Т.Е. Развитие организационных форм логистики: теория и методология.[Текст] :. дис. доктора. экон. наук. /Т.Е. Евтодиева. -Самара, 2012.

2.      Ы.     Ташбаев.  Как провести логистический аудит. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://transportinform.com/logistika/65-logisticheskiy-audit.html.   Дата   обращения:8.09.2015