Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы прописаны приоритетные направления государственной поддержки аграрного сектора экономики.

   Государственная поддержка российского аграрного сектора экономики представляет собой ряд мер, оказывающих влияние, как на структуру, так и на размер сельскохозяйственного производства, которые, в свою очередь влияют на финансовый результат хозяйственной деятельности. При этом не остается без внимания агропродовольственный рынок.

   Система мер государственной поддержки аграрного сектора экономики невыполнима без бюджетного финансирования. Поэтому, на реализацию данной государственной программы планируется направить средств из федерального бюджета в сумме 1510,0 млрд. руб. При этом средства Министерства сельского хозяйства России составят 1427,0 млрд. руб.

  Разнообразие применяемых федеральных, региональных и муниципальных программ содействия сельскому хозяйству, казалось бы, оказывает эффективную необходимую поддержку развития данной отрасли. На самом деле, проводимые меры не имеют должного влияния.

   По нашему мнению приоритетной мерой государственной поддержки экономики аграрного сектора является льготное налогообложение. Система налогообложения отечественного сельского хозяйства действует с начало 90-х годов. Еѐ не раз корректировали отменой или введением дополнительных налогов. В настоящее время Налоговый кодекс предусматривает льготы и особые налоговые режимы для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

   Рассмотрим этот момент подробнее. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей установлена специальная льготная система налогообложения – единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Правила применения данного специального налогового режима устанавливает глава 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)». Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организации, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедших на уплату ЕСХН, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (в ред. ФЗ от 13.03.2006 № 39-ФЗ).

   Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Иные налоги и сборы, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с  иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (в ред. ФЗ от 13.03.2006 № 39-ФЗ).

    Это позволило сельскохозяйственным товаропроизводителям значительно снизить налоговую нагрузку и уменьшить объем представляемой налоговой отчетности. Налоговым периодом законодательно определен календарный год. по итогам которого уплачивается ЕСХН (п.1 ст. 346.7 НК РФ). Отчетным периодом считается полугодие.

   Налоговая ставка установлена в размере 6% (ст. 346.8 НК РФ) от доходов, уменьшенных на величину расходов. Однако не все сельхозтоваропроизводители применяют данный налоговый режим. Значительная часть сельхозтоваропроизводителей применяют общий режим налогообложения. На поддержку этой категории производителей, начиная с 1 января 2013 года, налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 0% (п. 1.3 ст. 284 НК РФ, в ред. Федерального закона от 30.09.2013 № 268-ФЗ). Льготная ставка по налогу на прибыль в размере 0 процентов применяется не ко всей облагаемой прибыли, а только к доходам от деятельности, связанной с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. В связи с этим требуется отдельно вести учет тех операций, прибыль от которых облагается другими ставками, отличными от общей (п. 2 ст. 274 Налогового кодекса РФ).

   В последующие периоды с 2016 по 2018 годы Правительство РФ предлагает установить ставку налога в размере 6 %, а в период с 2019 по 2020 годы - 14 %.

   На сельхозпроизводителей распространяется общая льгота по налогу на имущество. Данная льгота заключается в том, что налогом не облагается движимое имущество, которое было принято на учет в качестве основного средства с 1 января 2013 года (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

   По пониженным налоговым ставкам рассчитывают размер налога на землю по земельным участкам, к которым относятся земли сельскохозяйственного назначения; земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельные участки, приобретенные или предоставленные для личного подсобного хозяйства. Налоговая ставка устанавливаеется представительными органами муниципальных образований в пределах до 0,3%.

    Также крестьянские (фермерские) хозяйства, организации и предприниматели без образования юридического лица, занятые в аграрном секторе экономике, вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСН).

    УСН – это специальный налоговый режим, правила применения которого устанавливает глава 26.2 НК РФ. Применение упрощенной системы налогообложения организациями и       индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций и физических лиц. Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (в ред. ФЗ от 21.07.2005 № 101-ФЗ).

    Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговая ставка составляет 6%. Если объектом налогообложения являются доходы за вычетом расходов, то налоговая ставка составляет 15%. Более того, субъекты РФ вправе дифференцировать налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

     29 декабря 2014 года был принят Федеральный закон №477-ФЗ, которым для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и патентную систему налогообложения, предусмотрены налоговые льготы - «налоговые каникулы».

   Согласно данному закону предоставляется право субъектам РФ устанавливать налоговую ставку в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

   Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. Минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК, в данном случае не уплачивается.

    Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах до 2015 года в части специальных налоговых режимов для налогоплательщиков, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, предусмотрены пониженные налоговые ставки по сравнению с общим режимом налогообложения.

   Однако с 1 января 2015 года все сельхозтоваропроизводители не зависимо от системы налогообложения утратили льготный тариф на страховые взносы во внебюджетные фонды и соответственно возросла налоговая нагрузка.

    Согласно статистике все большее количество сельскохозяйственных предприятий и индивидуальных предпринимателей переходят на общий режим налогообложения, т.к. в связи с вышеперечисленным при прочих равных условиях более эффективным является общий режим налогообложения, который позволяет получать организациям возмещение денежных средств по расчетам налога на добавленную стоимость. Все товарно- материальные ценности для предприятий АПК приобретаются по ставке 18%, а практически вся сельскохозяйственная продукция реализуется по ставке 10%, что является экономически выгодным для организаций и индивидуальных предпринимателей.

    Таким образом применение льготного налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, как приоритетная мера государственной поддержки, будет стимулировать развитие отечественного сельского хозяйства в условиях импортозамещения продовольствия и сырья.



Список литературы

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции от 13.07.2015) // СПС «Гарант»

2.      Говорунова Т.В. Налогообложение крестьянских фермерских хозяйств: отечественный и зарубежный опыт // Т.В. Говорунова [и др.].- Саратов.: Аграрный научный журнал. 2015. № 1. С. 66-69.

3.      Говорунова, Т.В., Федотова Р.В. Финансовый и налоговый учѐт имущества организации: учебное пособие. // Т.В. Говорунова [и др.].- Саратов.: Научная книга, 2012. – 126 с.

4.      Говорунова Т.В., Норовяткин В.И., Смирнов А.Г. Крестьянское (фермерское) хозяйство: правовой статус и учет. // Под редакцией Т.В. Говоруновой. Саратов, 2013. (2-е издание, переработанное и дополненное)

5.      Говорунова Т.В., Норовяткин В.И. Совершенствования методики бухгалтерского учѐта в крестьянских (фермерских) хозяйствах // В сборнике: Аграрный сектор России: пути взаимодействия в мировом пространстве. Международная научно-практическая конференция. ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова». 2014. С. 60-64.

6.      Семченко П.А., Норовяткин В.И., Апарина И.А. Экономико-правовые аспекты защиты прав собственника земельных участков земель сельскохозяйственного назначения // В сборнике: Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорийСборник статей III Международной научно- практической  конференции.  Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации, ФГБОУ  ВПО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова»; Под редакцией В.В. Бутырина. Саратов, 2014. С. 185-191.