Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЛОГИ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
04 ноября 2017г.

Налоги - важнейшая экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов, и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, социальную и другую политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме того, для этого чтобы управлять обществом государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения – армию, полицию, налоговую полицию, и т.д. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, для обеспечения выполнения различных общественных программ и материального благополучия, государству необходимы огромные суммы средств.

На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношения. Жертвоприношение было неписанным законом, и оно было принудительной платой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной.

В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами- доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности главы государства- короля, монарха, императора - доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью.[1]

По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных доходов государства приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства и приобретают преимущественно денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая категория носят исторический характер, они изменялись вместе с развитием государств.

Основные принципы налогообложения сформировались в период становления теоретической базы налогов. Известный шотландский экономист Адам Смит в своем классическом сочинении "Исследование окружающей среды, природы и причинах богатства народов" (1776) вывел основные принципы налогообложения.

Современные принципы "хорошей налоговой системы":

1.   Экономическая эффективность. Налоговая система должна носить поощрительный характер, не мешать эффективному использованию ресурсов, развитию предпринимательства.

2.    Дешевизна налогообложения. Законы о налогах должны быть простыми по формулировке, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. Административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

3. Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагировать на изменения экономической ситуации.

4.    Определенность налогообложения. Налоговая система должна иметь такую структуру, при которой каждый налогоплательщик точно знает сколько он платит.

5.    Справедливость. Налоговая система должна обеспечивать справедливый подход к различным членам общества. Каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства.[2]

Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, то есть плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.

Сущность экономической категории «налог» остается невырожденной, если исследовать ее только с позиции проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредующих их экономических категорий необходимое условие создания действенного механизма управления этими процессами с учетом существующих базисных реалий. Любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

Экономическая категория - это совокупность экономических отношений, которые должны обладать определенными признаками, позволяющая выделить ее из множества других.

Объективным экономическим содержанием налога как экономической категории является необходимость со стороны государства принудительного изъятия части созданной добавленной стоимости на  финансирование   государственных  функций. Объективными  требованиями  к  налогу  являются также суммарная норма и соответствующие условия изъятия в целях поддержания последующего воспроизводства. Любая экономическая категория («деньги», «прибыль», «стоимость») – это отражение результата очень длительных и сложных общественных отношений. Например, для современного человека нет ничего странного в том, что деньги могут обмениваться на бесконечно длинный ряд жизненно необходимых и роскошных товаров и услуг, а ведь это итог многих тысячелетий общественного развития. Такое положение естественно только при товарном изобилии. В случаях товарного голода денежные знаки теряют свою значимость и люди, как и их далекие предки, возвращаются к товарообмену. Поэтому всестороннее знакомство с экономической категорией может состояться исключительно через систему основных понятий, определений, характеристик.

Для налога это следующие положения:

• налоговая форма перераспределения доходов в пользу казны имеет смысл в моделях с рыночными структурами, поэтому само понятие «налог» уже означает смену собственника или превращение частной собственности в государственную;

• налоговое изъятие всегда принудительно и не предполагает индивидуальной эквивалентности и возвратности;

• налогообложение не тождественно целевому финансированию, а представляет собой одностороннее движение стоимости в денежной форме, направленное в централизованные фонды финансовой системы.

Таким образом, складывается определение налога в широком смысле как, налог совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, без эквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. [3]

В практике организации налоговой деятельности государства необходимо учитывать как различия между понятиями «налог как экономическая категория» и «налог как реальная форма движения денежных средств от их создателей в пользу казны», так и их единство.

Антиподом объективного налога является такая форма государственного финансового перераспределения,  как платеж. Он  имеет  ряд внешних налоговых  характеристик,  но   «не обеспечен» обязательством налоговой нормы, налоговых элементов и налоговой возвратности в масштабах национального воспроизводства. Его можно рассматривать только как форму экономических директив центральной власти (например, «отчисления от прибыли» в экономике СССР).

Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

·                     Необходимость удовлетворения общественных потребностей (оборона, безопасность, социальные расходы и т.п)

·                     Необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящий вред окружающей среде и т.д.

·                     Долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство.

· Создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств. Решение этих задач осуществляется, прежде всего, за счет налоговых поступлений.

 

1Перова А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.– М.: Юрайт-Издат, 2016. – 486 с.

2 Пансков В.Г. налоги и налогообложение в Российской Федерации. -М.: ИНФРА-М,2015.-654с.

3 Парыгина В.А., Тедеев А.А.. Налоговое право Российской Федерации/Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростов н/Д: «Феникс», 2015 г.-366с.

 

Список литературы

 

1. Парыгина В.А., Тедеев А.А.. Налоговое право Российской Федерации/Серия «Учебники, учебные пособия».-Ростов н/Д: «Феникс», 2015 г.-366с.

2. Пансков В.Г. налоги и налогообложение в Российской Федерации. -М.: ИНФРА-М,2015.-654с.

3. Перова А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.– М.: Юрайт-Издат, 2016. – 486 с.

4.   Осипова, Е. С. Теоретические аспекты трансформации системы налогообложения: от налога до налогового потенциала: монография / Е. С. Осипова.- Хабаровск: Изд-во ДВИ-филиал РАНХиГС, 2013, 89с.