Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗРАБОТКА НОВЫХ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   Снижение розничного товарооборота в настоящее время связано с развитием кризисных явлений в экономике, увеличением инфляционных процессов, нестабильностью доходов населения, снижением программ потребительского кредитования.

   Текущее кризисное состояние принято сравнивать с кризисом 2009 года, но в указанный период ситуация с доходами была несколько иная, так как тогда поддержку доходам и, соответственно, торговле оказали расходы бюджета. С 1 декабря 2008 года был проиндексирован фонд оплаты труда, в результате чего зарплаты работников бюджетной сферы выросли. В 2009 году ускоренными темпами индексировались пенсии, а в 2010 году была проведена так называемая валоризация пенсионных прав, которая привела к росту пенсий.

   Сейчас правительство собирается не увеличивать, а сокращать бюджетные расходы: в 2015 году — на 10%, в 2016–2017 годах — на 5%. В антикризисном плане правительства нет мер, которые были бы направлены на поддержку доходов населения и потребсектора.

   Сложившийся кризис может стать масштабным, системным и затяжным, если уже в ближайшее время не последуют нормализация отношений с Западом и отмена санкций. Нам необходим рост цены на нефть, стабилизация курса национальной валюты и других существенных макроэкономических показателей. Иначе быстрая перестройка экономики, создание собственного производства и уход от импортозависимости не представляются возможными в ближайшем будущем. При текущем инвестиционном климате и отсутствии внутренних источников финансирования желающих вкладывать в производство будет не много.

   Логистические проблемы, низкий уровень платежеспособности населения и отсутствие качественных торговых площадок не улучшают ситуацию в рознице.

    Таким образом, розничную торговлю ждет переход на принципиально новый формат отношений сетей и поставщиков, что должно положительно сказаться на потребителях, и стать базисом для будущей структуры обновленного рынка. В условиях снижения покупательской способности клиентов и в условиях переориентации спроса на отечественные товары, розничные продавцы делают ставку на совместный мониторинг рынка в поисках общих поставщиков и на гибкость стандартов. Пытаясь справиться с кризисной ситуацией на рынке, они определяют для себя новые направления деятельности, изменяют стандарты качества и ищут выход для сохранения бизнеса.

   На основании этого одной из главных задач государства является внедрение на рынок отечественных товаров  и  поддержание  российских  производителей  товаров.  Представители  сетей  и  производители рассматривают кризис и потребность импортозамещения как новую возможность для российских производителей. Для этого необходимо предоставлять различные льготы по налогам, осуществлять кредитование на льготных условиях, а также расширять рынки сбыта отечественных товаров.

    Общеизвестным является тот факт, что в последние годы наблюдается  переориентация населения  на приобретение товаров в магазинах. Исходя из этого анализ деятельности торгового центра, как одной из форм организации розничной торговли, в условиях кризисных явлений будет весьма показательным в плане выявления новых возможностей.

   В 2014 г по данным JLL российский рынок качественных торговых центров вырос на 1, 63 млн. кв.м.

   На 2015 г. было заявлено открытие более 2,6 млн. кв.м. новых торговых площадей. Однако по прогнозам JLL реально введено будет не более 1,9 млн. кв.м., но и такой результат будет рекордным для российского рынка ретейла. Значительную долю ввода 2015г. сформируют проекты, открытие которых было перенесено с 2014г. на 2015г.: ТЦ «Гудок» в Самаре, «Арена» Барнаул, «Алмаз» - Челябинск.

   Торговые центры, с одной стороны, привычная составляющая современной жизни любого мегаполиса, с другой стороны - это явление, которое и в дальнейшем имеет большой потенциал для развития. Судьба каждого торгового центра напрямую связана с умением управляющей компании ориентироваться в сложившейся ситуации и тенденциях рынка.

   В современном мире человек ценит время, комфорт и возможность выбора. Торговый центр – это место, где человек может совершить необходимые покупки, провести досуг с семьѐй, поесть, заняться спортом и даже здоровьем. Человеку не надо больше тратить много времени на поездку по городу для поиска нужных товаров или услуг, всѐ это он может сделать под крышей одного торгового центра. Улавливать и предвидеть возникающие потребности своих посетителей является залогом успеха любого торгового центра.

   Сегодня рынок находится в ситуации, когда потребители режут расходы, ретейл — оптимизирует развитие, государство — усиливает налоговую нагрузку на бизнес, банки — пересматривают кредитную политику.

   По данным аналитиков, посещаемость торговых центров практически не изменилась, люди продолжают ходить в торговые центры, проводят там свой досуг, однако всѐ чаще уходят оттуда без покупок.

    Жизнь любого торгового центра циклична. «Годом арендодателя» можно назвать год, когда арендодатель получает хороший арендный доход. В кризисные периоды - «год арендатора», арендодатель в ущерб экономике дает более выгодные условия торговым операторам с целью сохранения стабильности проекта.

   Однако арендодатель не может уступать до бесконечности, т.к. имеет свои финансовые обязательства перед другими организациями и должен иметь возможность для развития собственного бизнеса. Кроме того с 2014 году вступила в силу новая система налогообложения коммерческой недвижимости: при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций применяется кадастровая стоимость объекта. Нововведение стало крайне серьезным вызовом для владельцев торговых центров: несправедливая оценка кадастровой стоимости активов и существенный рост затрат. И переложить данные расходы на плечи арендаторов в настоящее время не представляется возможным, а законодательный механизм оспаривания механизмов кадастровой стоимости фактически не работает.

   В сложившейся экономической ситуации для сохранения высокой посещаемости и интереса со стороны как покупателей, так и со стороны арендаторов, управляющей компании необходимо находить новаторские решения по работе с арендаторами, разрабатывать способы освоения новых сфер деятельности, проводить грамотные маркетинговые мероприятия.

   Первыми и наиболее очевидными являются финансовые инструменты: изменение арендных ставок, уход от привязки к доллару, переход на процент с оборота.

   Пересмотр арендных площадей также может способствовать оптимизации расходов арендатора и увеличению эффективности бизнеса арендодателя. Если уменьшение площади позволит арендатору повысить товарооборот, или если при увеличении площади может увеличиться посещаемость и количество чеков, если это позволит арендатору стать форматным магазином, то эти шансы тоже надо использовать. Все нарастающее влияние онлайна, уход со сцены формата масштабных гипермаркетов, снижение эффективности монобрендов, усиление конкуренции с непрофильными операторами толкают арендодателей к гибкому и индивидуальному подходу к каждому арендатору.

   В условиях кризиса, при уходе с рынка слабых игроков, всегда появляется возможность и перспективы роста для более сильных. Для действующих торговых центров появляется возможность произвести ребрэндинг, смену пула арендаторов, смену имиджа торгового центра, и это будет работа на перспективу.

   Необходимо использовать все доступные инструменты - постоянный мониторинг рынка и внешней среды, поиск новых интересных брэндов, привлечение арендаторов по принципу синергии. Разработка формата арендных отношений с российскими дизайнерами. Внедрение формата шоу-румов, выставок, фэшн-зон. Возможна разработка своего брэнда с целью освоения новых сегментов рынка. Это позволит завоевать новые доли рынка, поддержать интерес к центру, увеличить трафик.

   Есть в этом процессе и определённые минусы, которые могут остановить некоторых предпринимателей, это дополнительные финансовые затраты, предпринимательские риски.

   Также в качестве нового инструмента ведения бизнеса я предлагаю модель так называемой «мобильной группы». Данная группа входит в состав Управляющей компании (администрации Комплекса). Первое направление деятельности  – изучение рынка, поиск интересных брэндов, открытие собственных магазинов; ведение, либо продажа бизнеса в дальнейшем. Второе направление деятельности – выкуп (переуступка) бизнеса у арендатора, который по тем или иным причинам не может или не хочет продолжать свою коммерческую деятельность на территории  торгового центра. Цель – получение прибыли от коммерческой  деятельности торговых предприятий при минимальных затратах (отпадает необходимость значительных капиталовложений на открытие магазина – проектная документация, дизайн, отделочные работы), собственные рекламные площади в ТРК и инструменты продвижения, а также поддержание 100% занятости торговых площадей «нужными» брэндами, которые привлекут других сильных игроков и создадут определѐнную целевую аудиторию для их открытия.

   Также в качестве инструмента к развитию бизнеса можно рассмотреть создание продуктовой марки под брэндом торгового центра. Открытие собственного магазина на территории торгового центра рассматривается как выход на локальный или даже российский рынок. В условиях кризисных явлений и переориентации на отечественное производство, для местных производителей достаточно остро стоит проблема сбыта. Плюсы – новый сильный арендатор для торгового центра и прибыль от коммерческой деятельности.

   Многие специалисты считают, что пройдет полгода, и ситуация выровняется, бизнес привыкнет к новым реалиям. Кроме того появляется шанс у российских локальных производителей, которые в новых реалиях также могут стать крупными партнерами торговых центров.

   И даже, когда политика управляет экономикой, и экспертные прогнозы неубедительны, а рынок в ожидании максимального «проседания» цен и ставок, надо понимать, что когда-то начнется оттепель и период восстановления. Перестать развиваться — значит признать поражение. Кризис – это время новых возможностей.

 

Список литературы

1.      Модель Н. Начали дружить против кризиса. «Эксперт Северо-Запад» №15 (702), 06 апр 2015 // [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/northwest/2015/15/nachali-druzhit-protiv-krizisa/

2.      Орехин П. Крах потребления. Газета.Ru – первая полоса. 04.02.2015г. // [Электронный ресурс] URL: http://subscribe.ru/digest/business/finance/n1803143563.html

3.      Особенности ежедневной работы с арендаторами // МОЛЛ. 2015. №116. С. 66-67

4.      Першин М. Макроэкономика и изменение рынка ритейла в России. Практика торговли, Октябрь 2014. // [Электронный ресурс] URL: http://retailmagazine.ru/article.php?numn=10198

5.      Moscow          never          stops          //         МОЛЛ.          2015.         №114.          //          [Электронный          ресурс] URL:http://114.mag.mallgroup.ru/moscow-never-stops