Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 октября 2018г.

Аннотация. В статье представлены модели оптимизации качества деятельности государственных учреждений в условиях бюджетных ограничений с различными целевыми функциями.

Ключевые слова: качество деятельности, государственное учреждение, оптимизация, бюджетные ограничения.

Необходимость повышения качества деятельности российских государственных учреждений (ГУ) по предоставлению государственных услуг с высоким уровнем эффективности бюджетных расходов определяется во многих нормативных документах. Однако теоретических разработок в этой области еще недостаточно.

Модель формирования качества деятельности ГУ в соответствии с принципами TQM включает:

·                     выявление требований и ожиданий заинтересованных сторон в отношении государственных услуг, предоставляемых учреждениями;

·                     установление целевых результирующих характеристик государственных услуг и показателей процессов (функций) деятельности государственных учреждений, а также объема бюджетных ресурсов;

·                     формирование системы процессов (функций), бюджетных процедур по достижению результирующих показателей качества деятельности ГУ, включающее качество государственных услуг, которое удовлетворяет требованиям всех заинтересованных сторон, а также качество использования бюджетных средств по соблюдению норм бюджетных расходов;

·                     постоянный мониторинг и оценку качества различных объектов деятельности ГУ (услуг, процессов, деятельности в целом);

·                     реализацию обратной связи, актуализацию и разработку мероприятий для повышения комплексного качества деятельности ГУ.

Специфика состава заинтересованных сторон при оказании государственных услуг учреждениями, их ожиданий  и требований состоит в том, что потребителям важно  высокое качество предоставления государственных услуг, по возможности на безвозмездной основе. Для государства в лице органов государственной власти как учредителей деятельности государственных учреждений важно соблюдение необходимых потребителям требований в рамках бюджетных возможностей; для бизнес - сообществ, участников бюджетного процесса и любых других партнеров важно высокое качество деятельности государственного учреждения, надежность в его обязательствах и взаимовыгодность; для международного сообщества должны выполняться международные нормы и развитие сотрудничества; для работников бюджетной сферы необходимы внутренние условия мотивации для достижения результатов деятельности ГУ.

Выявленные требования определяют основу для показателей качества услуг, которые могут включать: целевое содержание услуги, безопасность, надежность, профессионализм представления, быстроту и своевременность обслуживания и многое другое, что отражается в индикаторах удовлетворённости заинтересованных сторон как обобщающего показателя качества госуслуги. В целом комплексное качество государственных услуг (Кгу) можно представить как функцию многих параметров единичного качества:

Кгс = f(кгу1……кгуn),                                                                            (1)

где кгу – единичный параметр качества государственной услуги.

Фактически достигнутые показатели качества госуслуг представляют собой один из основных результатов деятельности ГУ.

Другой важной характеристикой деятельности организаций общественного сектора является качество использования бюджетных средств (БС), необходимых для предоставления государственных услуг. Такое понятие отражает степень соответствия законодательным параметрам использования БС и является сложной категорией. Ее комплексную величину (Кбс) можно обозначить как функцию множества единичных составляющих качества использования БС, включающих, например, экономичность, продуктивность и результативность БС. В этом случае функция имеет следующий вид:

Кбс= f(кбс1……кбсn),                                                      (2)

где кбсi– единичный параметр качества использования БС.

Качество использования БС является, по мнению автора, второй неотъемлемой составляющей качества деятельности ГУ.

Таким образом, результирующее качество деятельности ГУ будет состоять из качества предоставляемых государственных услуг при одновременном достижении качества использования бюджетных средств. Если одна их составляющих не отвечает требуемому уровню, то комплексное качество деятельности ГУ в целом не будет обеспечено.

Вместе с тем одновременное достижение качества услуг и эффективности/результативности бюджетных расходов - не простая задача. Как известно, принцип TQM, состоящий в необходимости повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон, в т.ч. государства, обуславливает стремление к постоянному росту результирующего показателя качества деятельности ГУ и принятие критерия его максимизации. Однако для роста качества, как правило, необходимы дополнительные ресурсы,   которые зависят от ограниченного объема бюджетных средств (Vбс) и соблюдения критериев экономической эффективности. В таких случаях для нахождения наилучшего решения требуется постановка оптимизационных задач.

Разработка подобных моделей представлена во многих работах [1,2,3,4]. В развитие данных подходов для учреждений государственного сектора можно сформулировать постановку следующих задач: во-первых, достижение максимального качества деятельности ГУ по предоставлению государственных услуг и качества использования БС при условиях ограничений на объем БС; во-вторых, минимизация бюджетных расходов при ограничениях, связанных с качеством государственных услуг и использованием БС; в-третьих, достижение максимума качества услуг и использования БС при минимизации бюджетных расходов.

Функция качества деятельности ГУ согласно вышеприведенной модели будет представлять собой:

К = f (Кгу, Кбс)                                                     (3)

Для оптимального планирования деятельности ГУ в условиях бюджетных ограничений необходимо установить зависимость качества деятельности ГУ от объема необходимых бюджетных расходов:

F = f (Vбс, Кгу, Кбс)                                      (4)

Такая функция показывает, как количество ресурсов связано с уровнем качества госуслуг и использованием БС.

Ограничениями в задачах могут выступать максимально возможный объем бюджетных средств (Vlim), а так же минимально приемлемое качество госуслуг и эффективности БС (Кмин).

В целом различные постановки оптимизационных задач могут быть в следующем виде (5), (6), (7). Для максимизации качества деятельности ГУ:

Кс = f (Кгу, Кбс)→мах

При F = f (Vбс, Кгу, Кбс) )≤Vlim                                                  (5)

Для минимизации бюджетных ресурсов деятельности ГУ:

F =f (Vбс, Кгу,Кбс)→min

При Кс = f (Кгу, Кбс)≥Кмин                                                   (6)

Для одновременной максимизации качества и минимизации ресурсов для деятельности ГУ:

Кс = f (Кгу, Кбс)→мах

F = f (Vбс, Кгу, Кбс)→min                                                   (7)

В общем случае решение представленных систем уравнений (5), (6), (7) производится с помощью различных математических методов линейного, нелинейного, динамического программирования, использования теории дифференциального исчисления, множителей Лагранжа, нахождения производных и экстремума, графических, численных и других методов.

Выбор типа задачи  обусловлен внешними факторами. Сегодня  в условиях санкций, стагнации экономики России и связанного с этим ограниченного бюджета страны более приоритетной будет задача минимизации бюджетных расходов с целью достижения необходимого или возможно большего уровня качества государственных услуг и величины эффективности бюджетных расходов. Следовательно, в настоящий момент деятельность ГУ должна быть направлена на решение этой задачи. В ситуации экономического роста возможен выбор другой целевой функции и ограничений.

 

Список литературы

 

1.        Виноградов, Л.В. Экономико-математические методы в управлении качеством: монография / Л.В. Виноградов, В.С. Бурылов, В.П. Семенов. -СПб.: Изд-во СПбГИЭУ. – 2011. –300 с.

2.        Демиденко,Д.С.        Экономическая  модель  оптимизации  качества        /М.С.  Бабарин,  Д.С. Демиденко, Т.И. Леонова // Стандарты и качество. – 2013. – №7 (925). – С. 66-72.

3.        Леонов, С.А. Экономическая модель оптимизации качества деятельности образовательного учреждения на основе квалиметрических методов /С.А. Леонов // Век качества. – 2014. – № 4. – С. 38-41.

4.        Окрепилов, В.В. Модели оптимизации в экономике качества/ Окрепилов В.В., Леонова Т.И // Экономическая наука современной России. – 2016. – № 4. – С. 22-29.