Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
04 ноября 2017г.

Участие Российской Федерации в международном движении капитала на текущий исторический момент заметно, однако весьма специфично.

Как страна - импортер капитала Российская Федерация является весьма заметным объектом приложения ссудного капитала. В 90-х гг. в Российскую Федерацию было привлечено иностранных кредитов на сумму в несколько десятков миллиардов долларов. Однако такой большой ежегодный приток заемного капитала увеличивает задолженность Российская Федерация перед мировой экономикой со всеми вытекающими отсюда последствиями: растущие ежегодные платежи в счет выплаты долга, ориентированность ряда кредитов на закупки товаров в странах-кредиторах и т.д. К началу 1999 г. внешняя задолженность Российской Федерации составила 141,5 млрд. долл., а ежегодные платежи по обслуживанию долга составляли уже двузначную цифру.

Рассматривая привлечение частного предпринимательского капитала, оказывается, что несмотря на все усилия государственных органов, его присутствие в Российской Федерации невелико: за 90-е гг. в стране было вложено около 10 млрд. долл. иностранных предпринимательских инвестиций, преимущественно прямых.

Российская Федерация практически не выходила на внешние рынки капитала с осени 2013 года, а традиционный годовой лимит заимствований в $7 млрд. в бюджете на 2017 год снижен до $3 млрд. К 2017 году экономические санкции с Российской Федерации не были сняты, геополитическая ситуация осталась крайне напряженной, и как следствие этого, российским компаниям в поисках внешних заемных средств пришлось придумывать новые решения. Внутренний рынок капитала сможет удовлетворить потребности российских компаний в финансировании только в период слабой экономической активности. Для поддержки растущих инвестиций, весьма необходимых для устойчивого восстановления отечественной экономики, им понадобится вернуться на международные финансовые рынки.

Когда экономика Российской Федерации начнет восстанавливаться, объемы фондирования, необходимые для устойчивого роста, могут превысить возможности внутреннего рынка капитала, особенно принимая во внимание желание и потребность РФ в продолжении диверсификации экономики и ухода от текущей зависимости от нефтяного и сырьевого секторов. Крупнейшим российским компаниям потребуется выплатить или рефинансировать более $100 миллиардов долга к 2017 году, в то время как локальный рынок продолжает сокращаться на фоне рецессии, с которой Российская Федерация столкнулась в 2015 году. В 2015 году главной задачей для российских компаний и банкиров было приспособление к новой реальности – времена многомиллиардных размещений остались в прошлом, жизнь в режиме санкций на фоне мало предсказуемых геополитических событий заставила эмитентов искать новые решения.

По итогам 2014 г. произошли существенные изменения в движении капитала из/в СНГ, обусловленные началом экономического кризиса, который в той или иной степени отразился на всех странах региона. Первое из них – общее сокращение притока инвестиций. Лучше всего это заметно на примере Российской Федерации и Украины, которые оказались в эпицентре кризиса. Так, прямые иностранные инвестиции в Российскую Федерацию по сравнению с 2013 г. упали на 70% – с 70,7 до 21 млрд. долл., при этом во втором полугодии наметилась отчетливая тенденция к сокращению не только притока, но и ранее накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

На Украине падение притока прямых и иностранных инвестиций было еще драматичнее – с 4,5 млрд. до 0,4 млрд. долл., то есть почти в 11 раз. В других странах СНГ прослеживается та же ситуация: даже в экономически сравнительно благополучном Казахстане импорт прямых иностранных инвестиций за год снизился с 10,0 до 6,4 млрд. долл., то есть на 36%. Обозначившийся в некоторых странах СНГ рост портфельных инвестиций не смог переломить общую тенденцию к снижению ввозимого в них капитала. Фактически это означает резкое снижение привлекательности постсоветских стран с точки зрения зарубежных инвесторов. Другим изменением, на которое следует обратить внимание, является ускорение вывоза капитала, в первую очередь, из Российской Федерации, где в 2014 г. его чистый отток составил 154,1 млрд. долл. При этом пик оттока капитала пришелся на четвертый квартал и был связан с повышенным спросом компаний и населения на иностранную валюту вследствие санкций, сокративших возможность для рефинансирования корпоративной задолженности, и девальвации рубля. Таким образом, степень интеграции Российской Федерации (а вместе с ней, в силу доминирования ее экономики на постсоветском пространстве, и СНГ как региона) в мировую финансовую систему быстро сокращалась. Учитывая нарастание кризисных тенденций и сохранение санкций, этот процесс, скорее всего, продолжится и в 2015 г.

В 2014 году в масштабах и структуре участия Российской Федерации в международном движении капитала произошли существенные изменения. Чистый приток иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, т.е. с учетом их оттока (в платежном балансе он идет как чистое принятие обязательств) был в первой половине года минимально положителен (10 млрд. долл. по сравнению со 105 млрд. за аналогичный период 2013 г.), но во второй половине года сменился на большие отрицательные величины (-61 млрд. долл. за полугодие). Это было связано с тем, что уменьшавшийся приток перекрывался возраставшим оттоком ранее вложенных средств. В свою очередь, это происходило из-за стагнации российской экономики с перспективой перерастания в рецессию прежде всего из-за падения мировых цен на нефть, а также из-за западных экономических санкций. 5 Быстрее всего сокращались иностранные портфельные инвестиции.

Анализ основных статей платежного баланса страны показал, что экономика сжимается, становится более замкнутой на себя. Это плохая новость, это означает, что страна отказывается от технологической конкуренции, делает ставку на собственные силы, становясь замкнутой экономикой, а это значит, производит неконкурентные товары и оказывается выключенной из мировой экономики и отрезанной от мировых финансовых рынков.

К легальной форме вывоза капитала относится трансграничное перемещение валюты российскими гражданами. В соответствии с российским законодательством для физических лиц нет ограничений на вывоз валюты при наличии справки из банка о ее покупке.

В рамках создания комплексной системы по предотвращению или значительному сокращению бегства капитала предлагаются следующие меры.

Прежде всего, усиление государственного регулирования российских зарубежных инвестиций, направление их в наиболее прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны.

Ограничение процесса бегства капитала может осуществляться путем следующих конкретных мер:

1) единого таможенно-валютного контроля за репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными операциями;

2)   инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капиталовложений;

3) амнистии капитала, ранее нелегально вывезенного за границу.

Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, а именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению бегства капитала за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в Российской Федерации, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.

Нестабильная политическая ситуация, неясные, часто меняющиеся законодательные положения формируют неблагоприятные условия для иностранных инвестиций.

В настоящее время в мировом хозяйстве усиливается внимание к возможностям регулирования прямых иностранных инвестиций на многостороннем уровне. Российская Федерация практически не принимает участия в формировании таких правил.

Российская Федерация не только ввозит, но и вывозит капитал, в основном в рамках его бегства. Легальное бегство капитала происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков, покупки иностранных ценных бумаг и притока иностранной наличной валюты в Россию для ее продажи желающим. Нелегальное бегство капитала складывается из непереведенной из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты непоступившего импорта, контрабандного экспорта, а также из формально упущенной выгоды по бартерным операциям.

 

Список литературы

 

1.       Россия в международном движении капитала в 2014 - начале 2015 годов. Аналитический доклад, МГИМО (У) МИД России. Лаборатория международного движения капитала

2.       Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения [Текст]: Учебник. — М.: Юристъ,1999. — 368 с.

3.       Сергеева Н. Сколько Россия будет содержать Америку? [Текст] / Сергеева Н.// журнал РÍТМ. – 2009 - №1- С. 192-194.

4.       Хмелев     И.Б.,     Мировая    экономика    [Текст]     /     Московский     международный    институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2007г. - 127с.