Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК СОВОКУПНОСТЬ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
04 ноября 2017г.

Введение

Проблема противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма занимает особое место не только в РФ, но и также в других странах СНГ.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, необходимо понимать придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Правовое обеспечение государственного мониторинга.

В Российской Федерации основным нормативным актом, который регулирует организацию и функционирование системы финансового мониторинга, является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [2, с. 57].

В соответствии с приоритетом положений международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права над нормативно-правовыми актами Российской Федерации особенностью правового регулирования финансового мониторинга в РФ является наличие определенного количества международно-правовых актов в области финансового мониторинга, и, кроме того, актов, которые принимаются международными организациями в сфере финансового мониторинга. К такого рода международным договорам относится Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, заключенная в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г. Российской Федерацией данный документ был подписан 7 мая 1999 г.

Понятие преступных доходов

Отмывание преступных доходов необходимо анализировать исходя из четырех основных аспектов: материального, процедурного, экономического и правового.

С точки зрения материального аспекта отмывание представляет собой размещение имущества, в том числе денежных средств, в финансовые институты, проведение различного рода операций с данным имуществом и, наконец, интегрирование имущества в национальную экономику.

Что касается экономического аспекта, то отмывание является переходом денежных средств и другого имущества, которое было получено преступным путем, участием в теневой экономики в легальную экономику. В экономическом плане является важным то, что денежные средства или имущество переходят в легальную экономику. В этом смысле нужно отличать легализацию (отмывание) преступных доходов от незаконного обналичивания денежных средств. В последнем случае имеет место перевод денежных средств из легальной экономики в теневую экономику, то есть незаконное обналичивание денежных средств представляет собой процесс, противоположный легализации преступных доходов.

Процедурный аспект отмывания преступных доходов определяется как процесс, который помогает замаскировать изначальное происхождение и истинных владельцев имущества, которое было получено в результате совершения преступления, в целях исключения любого из видов преследования (административного, уголовного). Следовательно, отмывание можно определить и как процесс обработки имущества в целях сокрытия его незаконного получения фактическим владельцем. [2, с. 60].

И наконец, с точки зрения права отмывание преступных доходов необходимо рассматривать как придание правомерного характера владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным преступным путем. В юридическом аспекте в данном случает главным становится именно правомерный характер, который приобретает имущество.

Государственный мониторинг как средство противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма

Понятие «финансовый мониторинг» возникло в российском праве  после  того, как появился Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Таким исполнительным органом государственной власти стал Комитет по финансовому мониторингу РФ. Одновременно данный нормативный правовой акт, а также последующие нормативно- правовые акты, не содержали определения понятия «финансовый мониторинг» [1, с. 74].

Таким  образом,  если  отождествлять  финансовый  мониторинг  с  термином  «противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма», то его можно определить как комплекс мер, которые принимаются субъектами финансового мониторинга и компетентными государственными органами с целью предупреждения, выявления и пресечения операций, которые связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, либо финансированием терроризма.

Далее проанализируем основные субъекты, объекты, меры, а также цель их осуществления в сфере финансового мониторинга.

В Росси институциональная система уполномоченных органов и организаций в сфере финансового мониторинга представляет собой систему, состоящую из трех уровней.

Первый и второй уровни системы финансового мониторинга представляют собой органы финансового мониторинга:

1) Федеральная служба финансового мониторинга (Росфинмониторинг);

2)      Органы и организации, которые осуществляют надзорные функции в отношении агентов финансового мониторинга.

На первом уровне находится Росфинмониторинг как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти РФ, обеспечивающий накопление и анализ информации, которая поступает от агентов финансового мониторинга, и выявляющий признаки легализации незаконных доходов и финансирования терроризма. В периодических изданиях данный орган принято называть финансовой разведкой, что, вероятно, связано с переводом термина Financial Intelligence Unit (FIU), широко используемого в зарубежных государствах. Такой подход является спорным, так как подразделения финансового мониторинга не выполняют функций, которые являлись бы разведывательной [1, с. 45].

На втором уровне надзорные органы, которые осуществляют надзорные функции в области мониторинга финансов по отношению к агентам финансового мониторинга. К таким надзорным органам можно отнести Банк России, Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационным технологиям и массовым коммуникациям.

Третий уровень занимают агенты финансового мониторинга - организации, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым относятся:

- кредитные организации;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

-    страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры или лизинговые компании;

- организации федеральной почтовой связи;

- ломбарды;

-   организации, которые осуществляют скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

- организации, имеющие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

-    организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

-   организации, которые оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

- операторы по приему платежей;

-   коммерческие организации, которые заключают договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента;

-       кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

- микрофинансовые организации;

- общества взаимного страхования;

-     негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

-    операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи [1, с. 47].

К агентам финансового мониторинга необходимо отнести и индивидуальных предпринимателей, которые являются страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Таким образом, согласно трехуровневой институциональной системы финансового мониторинга к органам финансового мониторинга следует отнести Росфинмониторинг и надзорные органы, а к агентам финансового мониторинга - хозяйствующих субъектов, на которых на законодательном уровне возложены функции по осуществлению процедур в рамках финансового мониторинга.

Органы финансового мониторинга представляют собой уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и организации, на которые законом возложены функции по обеспечению функционирования национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма или надзорные функции за отдельными агентами финансового мониторинга в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В свою очередь, к агентам финансового мониторинга можно отнести организации, а также индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, лиц, которые осуществляют юридические и бухгалтерские услуги и на которых возлагаются публично-правовые функции в области финансового мониторинга.

В сфере финансового контроля финансовый мониторинг может быть рассмотрен как государственный финансовый контроль и как негосударственный (внутрихозяйственный или внутрикорпоративный) контроль, осуществляемый непосредственно агентом финансового  мониторинга.

Данной позиции придерживается и законодатель, который относит обязательный контроль к функции Росфинмониторинга. Так, обязательный контроль нормативно определяется как совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (государственный финансовый контроль).

В свою очередь, агенты финансового мониторинга осуществляют внутренний контроль, который выражается в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, которые связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (внутрихозяйственный финансовый контроль) [3, с. 55].

При проведении процедур финансового мониторинга также условно можно выделить предварительный, текущий и последующий финансовый мониторинг.

Так, предварительный финансовый мониторинг имеет место на стадии идентификации клиента и его представителя, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиента, когда агент финансового мониторинга проводит сбор и проверку информации о нем на предмет возможной причастности клиента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца к отмыванию преступных доходов или финансированию терроризма.

Текущий финансовый мониторинг проводится при осуществлении обязательного и факультативного мониторинга, когда агент финансового мониторинга сравнивает критерии и признаки операций и сделок, предусмотренных финансовым законодательством и внутренними правилами агента финансового мониторинга, с операциями и сделками, проводимыми клиентами.

И наконец, последующий финансовый мониторинг - это действия, направленные на перепроверку операций, проведенных клиентом на предмет выявления операций и сделок, которые не были обнаружены на этапе текущего финансового мониторинга.

Значение финансового мониторинга выражается прежде всего в тех негативных последствиях, которые несет отмывание преступных доходов и финансирование терроризма.

 

Библиографические ссылки

 

1.     Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах – членах ЕврАзЭс / под ред. В.Е.Пономаренко, Л.С. Сорокина. – М.: Юстицинформ, 2014. – 230 с.

2.         Прошунин М.М., Татчук М.А. Финансовый мониторинг (противодействие легализации  (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию                                                      терроризма).    – Калининград: БФУ им. Канта, 2014.  –  417 с.

3.     Шашкова А.В. Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан. М.: МГИМО-Университет, 2013.  – 168 с.