Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
04 ноября 2017г.

В настоящее время одним из главных факторов развития малого бизнеса является эффективная финансово-экономическая политика, направленная на оптимальное распределение экономических ресурсов.

Эффективность функционирования предприятий в условиях рынка во многом зависит от выбранной стратегии их развития. Однако определение стратегических перспектив субъектами малого бизнеса в большей степени носит интуитивный характер с ориентацией на текущую рыночную конъюнктуру, а не на собственные долгосрочные экономические интересы.

Для малого предприятия необходимо формировать финансовую стратегию. Так как для данных организаций проблема стратегического финансового планирования является более актуальной, чем для крупного и среднего. Это связано со значительно меньшей степенью рыночной устойчивости малых предприятий и с ограниченными финансовыми, организационными и техническими возможностями для проведения стратегического анализа и планирования.

Финансовая стратегия – это концепция управления финансовой деятельностью, являющаяся частью стратегического менеджмента организации, направленная на достижение поставленных целей в условиях динамичного изменения внешней и внутренней среды.[0] Таким образом, финансовая стратегия компании представляет собой генеральный план действий по своевременному обеспечению организации финансовыми ресурсами и по их эффективному использованию с целью капитализации компании.

Финансовая стратегия малого предприятия дает возможность формировать необходимых финансовых ресурсов; выявить ключевые вектора деятельности и концентрирование усилий на их реализации, гибкость в использовании резервов со стороны финансового менеджмента предприятия; расставить приоритеты и постепенно достигнуть цели; скорректировать финансовые действия и экономическое состояние предприятия; подготовить и создать стратегические резервы фирмы; учитывать финансовые и экономические возможности предприятия и его конкурентные преимущества; определить основные угрозы со стороны конкурентов.

Стратегическое управление предприятиями малого бизнеса имеет свои особенности, рассмотрим основные из них: [1]

1.   Стратегическое планирование деятельности малого предприятия на долгосрочный период возможно только при наличии стабильной ситуации на современном рынке. В настоящее время это практически нереально из-за постоянных изменений, происходящих как на локальных, так и на мировых рынках, что напрямую сказывается на деятельности бизнеса любого уровня. Поэтому стратегию развития приходится разрабатывать на средне и краткосрочный. И от точного прогнозирования ситуации зависит успех данного предприятия.

2. Размер и организационная структура предприятия часто не позволяют содержать аналитический отдел, в обязанности которого входит постоянный мониторинг состояния окружающей среды. Однако такие данные необходимы, именно они позволяют выбрать правильное направление развития, от которого напрямую зависит конкурентоспособность организации, ее положение на рынке, возможность минимизировать риски, сопутствующие любой коммерческой деятельности.

Одним из важных аспектов здесь является анализ конкурентов, это позволяет предугадать их действия, осуществить дифференциацию собственных продуктов или услуг и снизить уровень конкурентного давления на бизнес. Решение данной проблемы, как правило, происходит на основе опыта руководителя малого предприятия, который может предугадать действия конкурентов. Однако такое решение часто носит интуитивный характер, и успех бизнеса целиком определяется человеческим фактором.

3. Не все стандартные, проверенные на практике стратегии развития подходят для малого предприятия. Это связано с тем, что многие из них носят глобальный характер и их реализация невозможна в условиях незначительного по своему масштабу рыночного сегмента. Необходимо четко представлять себе, какую ресурсную базу должен иметь малый бизнес для реализации выбранной стратегии и насколько она будет эффективна. Также актуален вопрос обеспечения конкурентоспособности как ключевого фактора устойчивости предприятия.

4. Формируя стратегию развития, малое предприятие практически не имеет права на ошибку, так как это может повлечь его полное разрушение.

Современное предприятия малого бизнеса должно быть приспособлено к развитию и функционированию в условиях быстро изменяющейся рыночной ситуации, также необходимо умение выстраивать систему гибкого управления, удерживать свои позиции на рынке, без перебоев в производстве изготавливать продукт или услугу. Формируя план развития, необходимо также предусмотреть определенные альтернативы, которые могут быть реализованы в случае резких изменений в рыночном сегменте.

5. Стратегия развития малого предприятия должна иметь возможность обеспечивать концентрированный рост. Он может отображаться в развитии, продвижении продукта или услуги, что чрезвычайно актуально особенно в период снижения потребления товара. Это могут быть дополнительные сервисы, изменение функционала или упаковки товара, появление новых вариантов. Все это поможет расширить ассортимент и сделать продукт интересным для большего числа потребителей.

При разработке финансовой стратегии предприятия следует ориентировать на следующие его особенности: сложность доступа малых предприятий к банковским кредитам, недостаточная государственная финансовая поддержка малого предпринимательства, неэффективная система микрофинансирования, недостаточное внедрение в сфере малого бизнеса типовых схем лизинга. [2]

Особенности формирования и реализации финансовой стратегии малых предприятий связаны с организационно-правовыми    и     экономическими     отличиями     данной    формы     бизнеса,    а    также     с положительными и негативными аспектами их функционирования.

Законодательное ограничение численности работников малого предприятия оказывает существенное влияние на их производственную, ассортиментную, маркетинговую, ценовую, инвестиционную, налоговую и дивидендную политики.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в значительной степени основывается на таких институтах, как предоставление лицензий, аккредитование, регистрация, выдача разрешений, квот и так далее. Основными пунктами государственной поддержки малых предприятий являются:

- создание системы развития малого бизнеса;

- создание условий для оптимального развития бизнеса на всей территории страны;

- разработка мероприятий по созданию рабочих мест субъектами бизнеса;

- поддержка конкуренции, стимулирование инвестиционной деятельности;

- социализация бизнеса, вовлечение в бизнес различных слоёв населения;

- поощрение и помощь инициативным предпринимателям с помощью государственного кредитования и налоговых компромиссов;

- разработка и совершенствование правового законодательства в сфере бизнеса.

При разработке финансовой стратегии малого предприятия следует ориентироваться на следующие его особенности:

- Преимущественно специализированное производство с учетом возможностей его диверсификации.

- Универсализация ресурсной базы предприятия.

- Пассивная политика ценообразования, основанная на рациональном управлении издержками на данном предприятии.

- Возможность оптимизации налоговой нагрузки предприятия.

- Ограниченность привлечения внешних долговых и долевых инвестиций для развития малого бизнеса.

-   Высокая степень риска банкротства и ликвидации предприятия, относительно короткий жизненный цикл малого бизнеса.

Таким образом, роль финансовой стратегии для малого предприятия заключается: в возможности формировать необходимые финансовые ресурсы; определять ключевые вектора деятельности и концентрирование усилий на их реализации, в гибкости использования резервов со стороны финансового менеджмента предприятия; в определении приоритетов, что позволяет постепенно достигнуть цели; корректировки финансовых действий и экономического состояния предприятия; в подготовке и создании стратегических резервов фирмы; в возможности учитывать финансовые и экономические показатели предприятия и его конкурентные преимущества; в определении основных угроз со стороны конкурентов.

Список литературы

 

1.       Курносова Е.А. Хасьянов И.И. Формирование финансовой стратегии предприятий малого бизнеса. Вестник Самарского государственного университета, 2015, 65-68 с.

1.          Лисовская И.А., Рыжкова С.А. Финансовая стратегия компании: необходимость формирования, основные компоненты и принципы построения / А.И. Лисовская, С.А. Рыжкова [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bgscience.ru/lib/2821/

2.          Синельникова Е. А. Особенности формирования стратегии развития малого предприятия / Е. А. Синельникова  [Электронный    ресурс] Режим доступа:  https://interactive- plus.ru/ru/article/116062/discussion_platform