Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ*

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
09 января 2016г.

   На фоне постоянно меняющейся конъюнктуры рынка, менеджмент предприятия должен быть своевременно обеспечен полной и достоверной информацией, связанной с ведением производственно- хозяйственной деятельности. Формирование и обработка внутренней и внешней информации производится учетно-аналитической системой предприятия. От того настолько своевременно и качественно предоставляется необходимая информация учетно-аналитической системой предприятия зависит эффективность его функционирования. Без опоры на обработанную соответствующим образом информацию учетно-аналитической системой предприятия не могут быть приняты обоснованные и эффективные управленческие решения.

   Методы и способы формирования и обработки внутренней информации довольно широко освещены в экономической литературе. Вместе с тем важности обработки внешней информации не придается должного значения, о чем свидетельствует крайне низкий уровень проработки этих вопросов в научных работах.

    На наш взгляд, внешнюю информацию, используемую для обработки учетно-аналитической системой предприятия по потокам входящих данных условно можно классифицировать следующим образом:

-   информация, связанная с развитием существующих технологий производства продукции (работ, услуг) и появлением инноваций;

-   информация, связанная с совершенствованием организации производства;

-   информация, связанная с совершенствованием управления персоналом;

-    информация, связанная с текущим позиционированием компании на рынке; (эластичность спроса на продукцию, цена на продукцию, качество продукции, доля на рынке и т.д.)

-   прочая информация (для проведения всех видов анализа и аналитических процедур, а также  для нужд учетной подсистемы).

   Представленная классификация выделяет основные аспекты внешней информации, которые в обязательном порядке должны обрабатываться на предприятии  и не претендует на полный охват всех информационных потоков, т.е. она может быть дополнена или рассмотрена с других точек зрения.

   В данной статье будут рассмотрены организационно-методические аспекты формирования и обработки информации, связанной с совершенствованием существующих технологий производства продукции (работ, услуг) и появлением инноваций.

   Внутренняя информация - это обработанные данные, полученные на основании совершенных фактов хозяйственной жизни, которые оформляются соответствующей первичной учетной документацией. В свою очередь, к первичной учетной документации предъявляются определенные требования, установленные нормативно-правовыми актами: в части ведения бухгалтерского учета Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г.; в части ведения налогового учета - Налоговым кодексом РФ. Первичный учетный документ не может быть принят к бухгалтерскому учету, если в нем не содержаться все обязательные реквизиты, приведенные в Федеральном законе «О бухгалтерском учете». Внешняя информация – это обработанные данные, полученные из сторонних источников: данные статистики, средств массовой информации, рейтинговых и информационных агентств, Интернет, фондовых бирж и т.д. Для использования в учетной подсистеме, внешняя информация должна быть основана на документальном подтверждении. Примером, может являться экспертное заключение, выданное сторонней организацией, для формирования оценочного обязательства по судебному разбирательству, в соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 13 декабря 2010 г. № 167н. Для использования в аналитической подсистеме, внешняя информация не всегда может быть документально подтверждена. Тем не менее, она может существенно повлиять на стратегию дальнейшего развития предприятия. Примером может послужить сведения для нефтедобывающего предприятия о появлении инновационной технологии добычи сланцевой нефти. В связи с этим, требования, предъявляемые к внешней информации, должны быть разработаны и утверждены предприятием самостоятельно. Дальнейшее ее использование, в аналитической подсистеме должно основываться на оценке вероятностей и рисков игнорирования такой информации с точки зрения еѐ влияния на эффективность функционирования предприятия. Если будет более вероятно влияние внешней информации на проводимую стратегию развития предприятия, чем нет, то такая   информация   должна   использоваться для учетно- аналитической системы. Таким образом, внешняя   информация в большей степени зависит от экспертного мнения аналитика, принимающего окончательное решение о дальнейшем ее использовании.

    Обзор и анализ внешней информации, связанной с совершенствованием существующих  технологий  производства продукции (работ, услуг) и появлением инноваций,  по  нашему  мнению должен вестись в следующих направлениях:

-   информация, связанная с существующими информационными технологиями обработки данных;

-    информация, связанная с существующими технологиями производства продукции (работ, услуг), непосредственно входящими в основной вид деятельности;

-    информация, связанная с существующими технологиями производства продукции (работ, услуг), не входящими в основной вид деятельности;

-   информация, связанная появлением инноваций.

   Периодичность проведения обзора и анализа информации по вышеперечисленным направлениям, зависит от видов деятельности предприятия, его  масштабов, структуры и прочих факторов. Определенная систематичность проведения таких действий должна быть в обязательном порядке, но промежуток времени между ними определяется предприятием самостоятельно, в соответствии с меняющимися требованиями рынка. Так, если для среднего предприятия, формирование и обработка информации связанной, с существующими информационными технологиями обработки данных в 2005г. можно было проводить один раз в год, то в настоящее время, на наш взгляд, это надо делать ежеквартально.

    Приоритетным направлением формирования и обработки внешней информации являются сведения, связанные с существующими информационными технологиями обработки данных. Используемые на предприятии информационные технологии обработки данных являются определяющим звеном эффективного использования всех имеющихся у него ресурсов. Это касается не только программных продуктов по ведению бухгалтерского учета, проведению различных видов анализа, но и использованию облачных технологий (cloud computing). Предприятию необходимо определиться с выбором одной из моделей обслуживания облачных вычислений:

-     программное обеспечение как услуга (SaaS, Software as a Servise): потребителю предоставляются программные средства - приложения провайдера, выполняемые на облачной инфраструктуре.

-      платформа как услуга (PaaS, Platform as a Service): потребителю предоставляются  средства для развертывания на облачной инфраструктуре создаваемых потребителем или приобретаемых приложений, разрабатываемых с использованием поддерживаемых провайдером инструментов и языков программирования.

-    инфраструктура как услуга (IaaS, Infrastructure as a Service): потребителю предоставляются средства обработки данных, хранения, сетей и других базовых вычислительных ресурсов, на которых потребитель может развертывать и выполнять произвольное программное обеспечение, включая операционные системы и приложения.

    Кроме того, предприятие должно определиться с поставщиком облачных технологий, например Google Apps или Microsoft. Выбор варианта совершенствования технологии обработки данных осуществляется на основе многовариантных расчетов, в которых учитываются влияние всех факторов: от стоимости обслуживания до возможности интеграции в действующую учетно-аналитическую систему. Обычно выполняется следующая последовательность действий:

-   производится обзор существующих на рынке программных продуктов, и изучаются их функциональные возможности;

-   сопоставляются цены и основные возможности программных продуктов необходимые для выполнения поставленных задач. Для дальнейшего анализа выбираются те их них, которые соответствуют предъявляемым требованиям;

-      проводятся расчеты, обосновывающие выбор наиболее эффективного варианта: соотношение произведенных затрат к прогнозной прибыли от их использования, минимальный срок окупаемости и т.д.

   После выбора конкретного варианта использования совокупности соответствующих программных продуктов и облачных технологий, по истечении определенного промежутка времени необходимо их систематически проверять на возможность замены на более эффективные и функциональные, с обязательным предварительным аналитическим обоснованием.

   Результаты проведенной обработки такого рода информации должны быть документально оформлены. Предприятию рекомендуется разработать и утвердить соответствующие формы документов, подтверждающие результаты проделанной работы по формированию и обработки информации, связанной с совершенствованием существующих информационных технологий обработки данных. Аналогичный порядок должен быть предусмотрен и для других блоков обработки внешней информации.

   В современных условиях предприятие должно постоянно проводить мониторинг существующих технологий производства продукции (работ, услуг), непосредственно входящих в основной вид деятельности. При этом необходимо следить не только за изменениями в технологии производства продукции, появлением новых технологий у поставщика, поставившего вам оборудование (технологию), но и у его конкурентов. Такая информация доступна через сайты производителей оборудования (технологий). Несвоевременное реагирование на появление новых технологий может привести к банкротству компании. Примером, может послужить появление технологии экстрагирования подсолнечного масла, которая сейчас стала использоваться повсеместно, взамен существовавшей до этого технологии его получения путем отжима. Применение новой технологии позволило увеличить выход подсолнечного масла из исходного сырья более чем в два раза.

   Предприятия, использующие для производства основного вида продукции многокомпонентное сырье должны следить за появлением технологий, позволяющих перерабатывать побочные виды продукции. Примером может послужить свеклосахарное производство. В результате производства сахара, в большом количестве вырабатывается меласса (патока), которая, несмотря на большое содержание полезных веществ, не перерабатывается и реализуется сторонним организациям [ 2 ]. Технология переработки мелассы в биоэтанол, при ее использовании в свеклосахарном производстве может значительно снизить издержки производимой продукции и повысить конкурентное положение предприятий этой отрасли [ 1 ]. Становиться очевидным, что обработка информации, связанной с совершенствованием существующих технологий производства продукции (работ, услуг), входящих в основной вид деятельности, должна стать одной из обязательных функций аналитической подсистемы предприятия.

   Увеличение устойчивости предприятия к изменениям конъюнктуры рынка возможно за счет диверсификации производства. Предприятие постоянно должно искать приемлемые варианты расширения своего ассортимента выпуска продукции. Именно поэтому, необходимо систематически формировать и обрабатывать - информацию, связанную с существующими технологиями производства продукции (работ, услуг), не входящими в основной вид деятельности. Возможность организации производства нового вида продукции или нового вида деятельности, должна периодически прорабатываться предприятием для снижения рисков банкротства, при падении спроса на определѐнные наименования продукции. Кроме того, если предприятие находится на лидирующих позициях в отрасли, оно может использовать накопленный опыт организации бизнес-процессов, управления персоналом и привлечения финансовых ресурсов для новых видов деятельности. Это позволит укрепить свои конкурентные преимущества и повысить уровень финансовой устойчивости. Всем этим объясняется, необходимость обработки информации, связанной с совершенствованием существующих технологий производства продукции, не только входящих в основной вид деятельности, но также и не входящих в него.

    Обработка внешней информации, связанной, с появлением инновационных технологий и продуктов может существенно отразиться на стратегии развития предприятия. Если предприятие решит использовать новые технологии и продукты в своей деятельности, это позволит ему занять значительную долю рынка и повысить эффективность ведения бизнеса. В противном случае оно вынуждено будет переориентировать производство на другие виды продукции, из-за возможного снижения спроса на определенные наименования выпускаемых изделий, в силу гораздо худших характеристик по сравнению с инновационным продуктом. Примером может послужить опыт использования поливинилхлорида (ПВХ) как материала для производства металлопластиковых окон. Не секрет, что немецкие компании, которые первыми наладили массовое производство оконных профилей для изготовления металлопластиковых окон, до настоящего времени занимают лидирующее положения в данном сегменте рынка. Вместе с тем, предприятия, которые вовремя не переориентировали свои производства по изготовлению деревянных окон, уже давно обанкротились. Аналитической подсистеме предприятия важно формировать и обрабатывать внешнюю информацию, связанную появлением инноваций, так, чтобы можно было спрогнозировать время, через которое их внедрение начнет непосредственно влиять на его производственно-хозяйственную деятельность. Кроме того, должны быть представлены данные о возможных направлениях дальнейшего развития событий, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью, из-за влияния инноваций. При прогнозировании направлений развития предприятия, из-за влияния инновационных технологий и продуктов, может использоваться метод дисконтирования. [ 3 ].

   Классификация внешней информации, на основные структурные элементы, подлежащие обработке учетно- аналитической системой предприятия, а также раскрытие существующих подходов организационно- методического их сопровождения позволяет повысить эффективность принимаемых решений для реализации задач действующей стратегии.



*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 15-02-00256 на тему «Формирование экономических, социальных систем в сфере эффективного лесопользования»

 

Список литературы

1.      Кривовоз Б.Г. О производстве биоэтанола на сахарном заводе. // Сахар. – 2009. - №4- С. 16-19.

2.      Тхагапсо М.Б. Комбинирование как эффективное направление диверсификации  производства (по материалам сахарной промышленности Краснодарского края) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук - Краснодар, 1997г.

3.      Тхагапсо М.Б., Галицкая Ю.Н. Методические основы прогнозирования финансовой устойчивости организации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Издательство: Кисловодский институт экономики и права – 2014. - №4- С. 124-135.