Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
04 ноября 2017г.

Систематический внутренний и внешний контроль за строительно-монтажными работами необходим для проверки соответствия проекту качества выполняемых работ. Основные виды внешнего контроля выполнения строительно-монтажных работ включают: технический надзор, авторский надзор, государственный технический контроль, приемочный контроль, инспекционный контроль. На рисунке 1 представлена схема внешнего контроля выполнения строительно-монтажных работ.




Технический надзор заказчика контролирует качество, сроки и стоимость работ, активирует выполненные работы и участвует в приемке законченных этапов или объектов строительства. Правильность выполнения проекта контролирует проектная организация, которая осуществляет авторский надзор. Государственные органы предоставляют разного вида лицензии и разрешительные документы. К примеру, государственный архитектурно-строительный контроль выдает разрешение на строительство, проверяет соответствие выполненных работ техническим нормам и правилам. Контроль за соблюдением санитарных требований на проектирование и строительство зданий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба. За техническим состоянием, правильностью эксплуатации и установки строительных машин, механизмов следит Госгортехнадзор. Контроль за выполнением техники безопасности на строительной площадке осуществляет техническая инспекция. За выполнением правил охраны труда следит инспекция профсоюзов. Существует также финансовый контроль, который осуществляется кредитной организацией. Банк может проверять целевое использование ассигнований на строительство и кредитов, а также сроки работ.

В широком смысле это контроль за соблюдением в процессе строительного производства требований проектной документации, осуществляется лицом, ее подготовившим. Авторский надзор предполагает действия, осуществляемые визуально и документально, которые направлены на определение соответствия архитектурно-планировочных, градостроительных, художественных, технических и природоохранных решений и действий, осуществляемых подрядчиком в процессе строительства. В Гражданском кодексе РФ закреплено право автора произведения архитектуры и градостроительства на осуществление авторского надзора за строительством здания или сооружения. Также автор может требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Согласно пункту 7.6 свода правил СП 48.13330.2011 «Организация строительства», авторский надзор архитектора осуществляется автором-архитектором по его собственному желанию независимо от решения заказчика (застройщика) и наличия договора на авторский надзор по строительному объекту. Территориальный орган по архитектуре и градостроительству может обязать застройщика (по заявлению автора) обеспечить допуск автора на объект строительства и разрешить автору вносить записи в журнал авторского надзора. В настоящий момент необходимость авторского надзора определяется заданием на проектирование и не является обязательной процедурой. Авторский надзор со стороны проектировщика в соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса может осуществляться в рамках строительного контроля по желанию технического заказчика или застройщика.

Государственный  строительный   надзор  -   это   контроль  органами   исполнительной  власти   за процессом строительства и реконструкции строительных объектов. Государственный строительный надзор регламентирован статьей 54 Градостроительного кодекса. В его задачи входят:

-     предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в градостроительной деятельности;

-    проверка наличия допуска на выполнение работ; наличия разрешения на строительство;

-    соответствия используемых строительных материалов, выполнения строительных работ и их результатов установленным требованиям.

Надзор подразделяется на федеральный и региональный, это зависит от вида объекта строительства. Ростехнадзор, ФСБ, МО РФ, ФСО, «Росатом» выполняют федеральный надзор, органы исполнительной власти в регионах России выполняют региональный.

Также к внешнему контролю относится технический надзор. Технадзор в строительстве - это ряд экспертно-проверочных мероприятий, его целью является обеспечение точного соблюдения всех условий проекта (сроки, стоимость, объемы, качество выполненных работ и используемых материалов). Согласно сводам норм и правил технадзор является обязательной частью процесса строительства и реконструкции сооружений. Экспертно-оценочные мероприятия происходят начиная с этапа проектирования и заканчиваются окончательной сдачей готового объекта. Задачами технадзора являются обеспечение высокого качества строительных работ; использования изначально запланированных строительных материалов; выполнения заданных сроков и объемов строительства.

Для проведения технического надзора назначается особая группа, в которую входят специалисты разных профилей: специалист по сметной документации, инженер-проектировщик, инженер систем вентиляции и кондиционирования, инженер электрических сетей, специалист сантехнической области, специалист по общестроительным работам. Специалист технадзора обязан:

-    контролировать соблюдение требований замечаний застройщика;

- защищать интересы застройщика в процессе переговоров с подрядчиком;

- способствовать устранению дефектов и недоделок;

-    проводить промежуточную приемку отдельных этапов работ;

- следить за достоверностью и правильности ведения исполнительной документации;

- следить за качеством выполненных работ;

- осуществлять входной контроль строительных материалов.

Для повышения уровня внешнего контроля за выполнением строительно-монтажных работ со стороны государства разработаны рекомендации, касающихся касаются двух вопросов (гарантии качества и нарушений требований пожарной безопасности):

1. Сроки службы зданий и сооружений приводятся в ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования». Примерный срок службы зданий и сооружений массового строительства в обычных условиях эксплуатации (здания жилищно- гражданского и производственного строительства) не менее 50 лет. Сроки эксплуатации современных кирпичных и монолитных домов 125-150 лет, панельных и блочных 100-120 лет. Предполагаемый срока службы может быть установлен в задании на проектирование строительного объекта. Расчетный срок службы отсчитывается от начала эксплуатации объекта или возобновления его эксплуатации после капитального ремонта или реконструкции. Гарантийный срок службы конкретных элементов конструкции определены в Своде Правил 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003». К примеру, система отопления при использовании металлических конвекторов нуждается в замене спустя 30 лет, при чугунных радиаторах − через 40 лет. Канализация и водопровод смогут прослужить без капитального ремонта 25 лет, столько же служат деревянные полы, рамы, двери (любые деревянные конструкции).

В настоящее время гарантия качества определена ст. 754 Гражданского кодекса и продолжительность срока гарантии по законодательству равен 12 месяцам со дня приемки объекта. По мнению авторов, следует установить фиксированный минимум срока гарантии на объекты жилищно-гражданского и производственного строительства на срок до 15 лет (в соответствии с необходимостью проводить выборочный ремонт по причине износа определенных элементов конструкции). В настоящее время застройщики сами устанавливают сроки гарантии многоквартирных жилых домов и иногда этот срок бывает всего лишь 3 года. Ведь граждане планирующие приобрести квартиру в новостройке, желают жить там длительное время, услышав эту цифру, считают, что это приговор.

2. В России нередки такие случаи, когда в пожаре разрушаются здания, гибнут люди по причине несоответствия этих зданий нормам пожарной безопасности. Согласно статье 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности для физических и юридических лиц влечет в основном лишь штрафы. Авторами предлагается ужесточить наказание до уголовного за несоответствие нормам пожарной безопасности. Возложить уголовную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности не только на подрядчика, но еще и на инспектора, который подписывает документ о соответствии нормам пожарной безопасности строящегося здания.

Таким образом, что надежность - один из главных показателей качества строительной продукции, который характеризуется долговечностью, работоспособностью и ремонтопригодностью. От точности монтажа строительных конструкций зависит качество строительства, именно поэтому в строительном производстве так важен внешний контроль, проводимый в процессе строительства, реконструкции, ремонта зданий и сооружений и необходимый для проверки соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов и проектной документации.

Сформулированные авторами рекомендации по улучшению внешнего контроля за выполнением строительно-монтажных работ касаются: гарантии качества и ответственности за пожарную безопасность. Сроки гарантии качества предлагается увеличить и сделать фиксированными для разных видов строительства, а за несоответствие нормам пожарной безопасности ужесточить наказание и признать вину не только подрядчика, но и инспекторов, которые подписывают документ о соответствии.

Список литературы

 

1.     Градостроительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 1 (часть 1), ст. 16.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5, ст.410.

3.    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть 1), ст. 1