Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

Ключевые слова: малый бизнес, уставный капитал, публичные акционерное общество, непубличное акционерное общество

Аннотация: Рассмотрим состояние малого бизнеса в России и на примере развитых стран и стран с переходной экономикой. Именно на примере этих стран можно проследить зависимость состояния экономики от развития малого бизнеса. И, если в Китае малый бизнес получает поддержку и бурно развивается, то во Франции наоборот, малый бизнес теряет поддержку. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN DIFFERENT ECONOMIC SYSTEMS OF SOCIETY

 

Piskareva Y.V., Ph.D., Associate Professor Kuskov V.M.

 

Samara State University of Economics, g.Samara

 

Keywords: small business, registered capital, public joint stock company non-public joint-stock company Annotation: Consider the state of small business in Russia and the example of developed countries and countries

with economies in transition. That is the example of these countries can be traced to the dependence of the economy on the development of small businesses. And if a small business in China is supported and booming in France on the contrary, small business is losing support. That's small businesses, especially in the case of a satisfactory development of a new state policy in the field of small business can be the basis of market structures in many industries, providing overflow investments in the most effective application of resources and thus to combine the processes of structural policies and the formation of the all-Russian market.

     Уставный капитал обеспечивает функционирование и развитие самостоятельной организации, закрепляет право на долю участка и гарантирует выполнение обязательств перед кредиторами. Уставный капитал формирует общественные отношения, регулируемые правовыми нормами ГК РФ. Уставный капитал является частью имущества организации, его размер  устанавливается  граничными  правовыми  нормами  и учредительными документами.

   Источником его формирования являются только средства учредителей. Функциями уставного капитала являются:

·   формирование части ресурсов и средств производства за счет собственных финансовых ресурсов;

· защита прав кредиторов, обеспечивающая привлечение заемного капитала;

· гарантия выполнения долговых обязательств перед кредиторами;

·   предоставление прав учредителям управлять деятельностью организации и получать дивиденды пропорционально доле участника в уставном капитале.

   Эти функции обеспечиваются правовыми нормами,  требующими сохранения активов организации на конец каждого отчетного года в размере не менее размера уставного капитала, указанного в учредительных документах. Если активы уменьшились до размера, меньшего указанных размеров в учредительных документах, но не менее минимально допустимого правовыми нормами уровня, организация должна уменьшить величину уставного капитала в учредительных документах и уведомить об этом кредиторов. В случае уменьшения активов организации до размера менее допустимого правовыми нормами размера уставного капитала организация ликвидируется1.

    Российские нормы, регламентирующие возможность уменьшения активов более жесткие, чем нормы США, ЕЭС и ряда других стран. Законодательство штатов США в большинстве случаев вообще не требует при регистрации организации наличие уставного капитала. В странах Европы допускается возможность снижения размера активов на конец года до величины, равной 50% уставного капитала, при этом общее собрание участников определяет необходимость корректировки учредительных документов или ликвидации организации. Концепция защиты прав кредиторов в этих странах заключается в том, что функция этой защиты принадлежит не уставному капиталу, а всему имуществу организации. Российская концепция усугубляет положение организаций на этапе спада, т.к. дает право кредиторам именно на этом этапе требовать досрочного исполнения организацией долговых обязательств перед кредиторами, что приводит к несостоятельности организаций2.

    Таким образом, в развитых странах у уставного капитала отсутствует функция защиты прав кредиторов, и в настоящее время отпадает функция гарантии выполнения обязательств перед кредиторами. Принятие в России правовых норм, увеличивающих минимальный размер уставного капитала, также не практикуется в США, т.к. создает дополнительные трудности для развития основы рыночной экономики – малого бизнеса. В то же время правовые нормы европейских стран, с учетом более высокого, чем в России, уровня жизни и развития малого бизнеса устанавливают более высокий минимальный размер уставного капитала. В России в настоящее время установлен минимальный размер уставного капитала в размере 5000 МРОТ для госпредприятий, 1000 МРОТ для ОАО и муниципальных унитарных предприятий, 100 МРОТ для ЗАО и ООО при величине МРОТ, равной 100 рублей. Для небанковских кредитных организаций минимальный уставный капитал установлен в размере 18 млн. руб., а для банков 180 млн. руб. Для страховых обществ минимальный размер уставного капитала устанавливается в зависимости от видов страховой деятельности и составляет от 25 до 50 тыс. МРОТ.

   По мере развития организации размер доли участника в уставном капитале становится мизерным  по сравнению с активами организации, но участник российской организации продолжает получать дивиденды пропорционально внесенной доле. Законодательство США ввело норму о распределении дивидендов пропорционально доле не в уставном, а в акционерном капитале. Чем большим пакетом акций владеет участник, тем больше средств он инвестирует в развитие организации, поэтому распределение дивидендов по акционерному капиталу более справедливо.

   В странах Европы требования при регистрации акционерных обществ и ООО различны: во Франции при регистрации ООО доли всех учредителей вносятся полностью до регистрации, в Венгрии вносится до регистрации только 30% уставного капитала.

   При вкладе в уставный капитал интеллектуальной собственности организация получает права использования и права собственности на переданный нематериальный актив. В случае нарушения обязательств перед    кредиторами    интеллектуальная    собственность     может быть  передана  кредитору. Оценка переданных в уставный капитал неденежных активов производится по соглашению между учредителями или независимыми экспертами3.

     Изменения 2014 года в ГК РФ привели к появлению такой организационно-правовой формы как публичное акционерное общество.

  

1 Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действ. ред. от 13.07.2015).

2 Е.В. Лысаковская. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006.

3 Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнен. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006.


   Не будет деления акционерных обществ на открытые и закрытые, им на смену придут публичные и непубличные общества.

    Включение в ГК РФ такого института как корпоративный договор является инновацией, так как до этого в гражданском обороте существовало такое понятие как «джентельменское соглашение». Оно отдаленно напоминало корпоративный договор, но по своей сути являлось «проверкой на честность» для многих акционеров АО и участников ООО. Ожидается, что данный корпоративный договор найдет свое применение в современном бизнесе, а также появится судебная практика, которая позволит оценить возможность защиты нарушенных прав субъектов корпоративных отношений.

    Вышеуказанные изменения реализуются в рамках Концепции развития гражданского законодательства. При подготовке предложений принималось во внимание, действующее правовое регулирование за рубежом, а именно таких европейских стран как Германия, Великобритания, Франция и т.д.

С уверенностью можно сказать, что настоящие изменения положили начало усовершенствованию действующего законодательства в области гражданского права, а также большему урегулированию корпоративных прав, что позволит вести бизнес более открыто для всех участников корпоративных отношений.

    В процессе перехода к новым организационно-правовым формам юридических лиц будут возникать трудности. Так, неизбежно возникнет вопрос о том, как привести в соответствие с законодательством Устав публичного акционерного общества4.

   Рассмотрим становление малого бизнеса в развитых странах.

   Во Франции к категории малых относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников. Число таких предприятий превышает 3 млн. Около 1,5 млн. малых предприятий относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, на 1,2 млн. предприятий трудится менее чем по 10 человек. В стране создана внушительная государственная система стимулирования малого бизнеса. Новые малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую помощь государство оказывает предпринимателям, открывающим свой бизнес в зонах экономического развития. Для таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для некоторых, особо требуемых видов бизнеса, предпринимателям выплачиваются подъемные. Для безработных, решивших создать собственный бизнес, создана особая система поддержки бизнеса. Они освобождаются от налогов не на 2, а на 3 года и на год от обязательных выплат в фонды национального страхования. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов.

    Государственная программа, поддерживающая малый бизнес во Франции, частных фирм в предкризисный период. Кроме того, малый бизнес стал достаточно конкурентоспособным, т.к. оснащается современным оборудованием, использует новейшие технологии и материалы. Сейчас широкое распространение  получили комбинированные предприятия по оказанию услуг. Так небольшой частный магазин может иметь пекарню и кафе, заправка включает маленький магазинчик. Быть бизнесменом во Франции, значит быть уважаемым человеком, особенно в глубинке, где уровень безработицы наиболее высок. Именно во Франции, особенно в глубинке, существуют малые предприятия с многовековой историей, переходящие по наследству из поколения в поколение. Малый бизнес создает во  Франции около 50% новых рабочих мест. Это неоценимый вклад в экономику и социальную политику государства. Ведь до 15% трудоспособного населения Франции являются безработными, что является одной из главных проблем государства.

   Но в последнее  время, особенно после прихода к власти социалистов и, проводимой ими налоговой политики положение малого бизнеса существенно усложнилось. Налоговый пресс сильно ударил по бизнесу во Франции. Количество французских фирм, которые находятся на грани банкротства, бьет все рекорды, отмечают французские источники. В последнее время количество предприятий, которые находятся на пороге банкротства, достигло рекордного уровня. И 90% из этих компаний являются мелкими, то есть количество работников у них меньше 10. Банкротство большого количества частных фирм может больно ударить по стабильности экономики Франции5.

     Рассмотрим закономерность становления малого бизнеса в странах с переходной экономикой.

   

4 Интегральные показатели развития малого предпринимательства Буев В.В., Мигин С.В., Смирнов Н.В., Шамрай А.А., Шестоперов А.М.

5 Ресурсы интернет: Все о малом бизнесе - http://malbusiness.com/


     Рассматривая бизнес в Китае можно сказать, что существенную роль играет и быстрый рост становления малого бизнеса в различных организационно-правовых формах: партнерства (кооперативы) и ИП.

    Испокон веков китайцы считались очень предприимчивым, трудолюбивым и организованным народом. А мелкое кустарное производство развивалось в Китае с древности. Именно с кустарного производства начиналось современное китайское частное предпринимательство. И в последнее время частные предприятия, особенно мелкие, растут как грибы. По данным Государственного комитета статистики КНР  в стране насчитывается более 3 млн. малых предприятий и более 32 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составляют подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Именно малый бизнес считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на предприятиях малого бизнеса трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.

   Кроме того, малые предприятия являются в Китае двигателем научно-технического прогресса. Именно в этом секторе производится больше всего инноваций, изобретений и технических новинок. Проектные бюро, исследовательские лаборатории, дизайнерские агентства, различные малые предприятия в области новых технологий и программирования производят самую современную продукцию. Для таких компаний созданы многочисленные технопарки, где власти создают для инновационного бизнеса необходимую инфраструктуру. Для многих китайских компаний крупного бизнеса характерен старт именно с малого бизнеса в таких технопарках.

   В настоящее время доля малого бизнеса составляет 55% национального производства. Это меньше, чем в странах Евросоюза, но следует учесть, что малый бизнес Китая достиг таких показателей только за последние 32- 33 года и с каждым годом все более и более увеличивает свою долю в национальной экономике.

   Правительство Китая уделяет развитию малого бизнеса очень большую поддержку. Оно старается различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя законодательные акты, направленные на регулирование экономики, налогообложения, улучшения условий кредитования, инвестирования субъектов малого бизнеса. В Китае активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого бизнеса, основная направленность которых заключается в обеспечении гарантийными обязательствами предприятий малого бизнеса, с целью получения банковских кредитов на развитие бизнеса. Одним из самых популярных является Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства, создание которого финансировалось за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов предприятий малого бизнеса, обеспечивает определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование. Поддержкой малого предпринимательства также занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса. Во многих китайских университетах уже более 15 лет каждый студент может бесплатно прослушать практический курс о том, как начать свое дело. В рамках таких проектов китайские университеты сотрудничают с ведущими американскими университетами. Этот курс дает базовые знания, необходимые для успешного ведения бизнеса.

   В последние годы правительство Китая приняло ряд дополнительных мер по развитию малого бизнеса. В качестве меры по стимулированию экономики введены налоговые льготы для малого бизнеса. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого бизнеса, чей ежемесячный объем продаж не превышает 20 тысяч юаней (приблизительно 3,3 тыс. долларов). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых предприятий.

   Как видим, именно малый бизнес создает новые рабочие места в экономике Китая, активно участвует в освоении инновационных технологий. Китайское правительство, в свою очередь уделяет большое внимание развитию малого бизнеса в стране путем совершенствования правового законодательства в области регулирования деятельности и налогообложения малого бизнеса, создания фондов поддержки малого бизнеса, привлечения инвестиций, расширения программ кредитования малого бизнеса.

 

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действ. ред. от 13.07.2015).

2.     Е.В. Лысаковская. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006.

3.     Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнен. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006.

4.     Интегральные показатели развития малого предпринимательства Буев В.В., Мигин С.В., Смирнов Н.В., Шамрай А.А., Шестоперов А.М.

5.     Все о малом бизнесе - http://malbusiness.com/