Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

   Отрасль строительства, как объект маркетинговой деятельности, имеет ряд особенностей, которые определяются производственным процессом. При этом маркетинг может обеспечить устойчивое развитие предприятия охватывая два аспекта деятельности: организационный и экономический [1].

   В отличие от маркетинга в других отраслях, маркетинг в строительстве, в первую очередь нацелен на представление интересов потребителя внутри строительной организации. Например, на этапе стратегического или бизнес планирования. Внешний маркетинг строительной организации второстепенен, т.к. потребность в жилище, дорогах, других результатах строительной деятельности не вызывает сомнения. Спрос на продукцию строительной деятельности более зависим от макроэкономической конъюнктуры. Поэтому маркетинг в строительстве имеет особенность применения как стратегический и производственный инструмент.

   Продуктом маркетинговой деятельности на предприятии является, в том числе, бизнес план, поиск путей снижения издержек, качественный сбор информации и др.

   Рассмотрим некоторые особенности маркетинга в строительстве на примере ОАО «Уфастроймех».

   При анализе деятельности ОАО «Уфастроймех» было выяснено, что поиск резервов увеличения прибыли, и роста рентабельности деятельности являются одной из основных задач. Основными источниками резервов повышения прибыли, и рентабельности продаж является увеличение объема реализации продукции (работ, услуг) до уровня превышающего точку безубыточности при одновременном снижении уровня постоянных затрат. Кроме того одной из причин высокой себестоимости проводимых строительно-монтажных работ явилось низкое качество их проведения, что привело к необходимости исправления брака за счет предприятия. Поставленные задачи и имеющиеся проблемы на предприятии позволили сделать вывод о необходимости внедрения системы управления затратами.

На Рисунке 1 представлена принципиальная схема непрерывного управления себестоимостью.


Рис.1. Принципиальная схема управления себестоимостью продукции на предприятии

 

На анализируемом предприятии деление затрат на постоянные и переменные не производится, и как следствие не ведется анализ взаимосвязи между объемом производства, затратами и прибылью.

На Рисунке 2 представлен вариант реализации системы непрерывного анализа и планирования затрат. Существенной частью этой системы является совместный анализ двух дополнительных факторов:

производственных возможностей предприятия (внутренний фактор) и цен и потребностей рынка (внешний фактор).

На анализируемом предприятии прогнозные значения о себестоимости производства отражаются в виде плановых калькуляционных отчетов и смет на производство строительно-монтажных работ, а калькуляции по фактическим данным не составляются и, следовательно, не производится «план-факт» анализ себестоимости продукции по ее видам.



Рис.2. Система непрерывного анализа и планирования

 

   Анализ эффективности строительно-монтажных работ ОАО «Уфастроймех» в разрезе основных видов показал, что наименее рентабельными являются работы по укладке тротуарной плитки. Основной причиной является высокая стоимость самой плитки в составе работ по причине того, что большинство поставщиков этого материала являются дилерами, а не производителями.

   Отказываться от работ по укладке тротуарной плитки также не представляется целесообразным по причине того, что с одной стороны спрос на данную услугу в г. Уфе растет в связи с возросшими объемами работ по благоустройству города, а с другой стороны большинство заказчиков заинтересованы в получении всего комплекса услуг по благоустройству дорог и тротуаров и отказ от предоставления этих работ повлечет за собой потерю части заказов и на другие виды работ.

   В  данной  ситуации  повысить  эффективность  строительно-монтажных  работ  предприятия  ОАО «Уфастроймех» предлагается за счет внедрения на предприятии собственного производства тротуарной плитки.

    Суть проекта: производство и продажа тротуарной плитки (брусчатки искусственной) методом вибролитья как для укладки ее собственными силами так и для продажи.

   Цель проекта: получение дополнительной прибыли.

   Анализ рынка Уфы по производству и продаже тротуарной плитки, в число которых входит 5 компаний, относящихся к производству тротуарной плитки, 3 из которых занимаются дилерскими и дистрибьюторскими продажами и 2-производством не только тротуарной плитки, но и других строительных материалов. Соответственно эти компании не представят сильной конкуренции, так как в большинстве своем не являются производителями и не специализируются на производстве тротуарной плитки.

   В настоящее время обустройство прилегающей территории входит в обязательное условие комфортного существования, как в городской среде, так и на собственном загородном участке. Немаловажная роль в этом отводится мощению дорожек и подъездных путей для автотранспорта, для чего необходим материал, который сочетал бы в себе надежность, долговечность и ремонтопригодность. В качестве такого материала большое распространение получила тротуарная плитка (брусчатка искусственная).

    Описание продукта: Тротуарная плитка, наряду с экологической чистотой и прочностью, обладает особой декоративной и архитектурной выразительностью-многообразие плитки со строгой и фигурной геометрией форм, различными лицевыми поверхностями и цветовыми решениями, позволяют создавать не только надежные, но и разнообразные оформления территорий, как в цветовом, так и в фигурном исполнении.

    Преимущества тротуарной плитки, изготовленной методом вибролитья:

1.     Производство методом вибролитья получается очень привлекательная тротуарная плитка с гладкой блестящей поверхностью, высокими характеристиками морозостойкости (350 циклов) и прочности (М450-М600).

2.     Ассортимент зависит только от  ассортимента имеющихся  форм. Очень гибкое производство, есть возможность быстрого перехода на новый вид изделий без особых затрат.

3.   За счет использования специальных модификаторов и добавок можно увеличить прочность изделия. Предварительная проработка проекта:

1.   Постановка цели:

Цель – проанализировать перспективность данной идеи и разработать концепцию развития бизнеса.

2.   Основные предположения и допущения.

На этапе проведения предварительного исследования будут приниматься во внимание основные налоги и инфляционные эффекты.

3.   Предварительные расчеты. Производство тротуарной плитки:

3.1.    Помещение.

    Для производства тротуарной плитки ОАО «Уфастроймех» будет достаточно 100 кв. отапливаемых метров загородом или в промзоне. Удовольствие дорогое, но производить тротуарную плитку на улице и в мороз у организации не получится, поэтому потребуется 20-30 тыс. руб. ежемесячно за аренду плюс 3-4 тыс. руб. за электроэнергию.

3.2.    Лицензирование и сертификация. Производить и продавать тротуарную плитку можно без лицензии, и обязательной сертификации тротуарная плитка не подлежит. Итак, сертификация тротуарной плитки-это добровольная процедура. Желательно оформить сертификат соответствия на элементы мощения (брусчатку искусственную), а так же санитарно-эпидемиологическое заключение. Для продажи готовой продукции потребуется оформить санитарно-эпидемиологическое заключение.

3.3.       Оборудование. Никакое технологическое производство не может обходиться без специального оборудования. Перечислим всѐ необходимое оборудование для производства тротуарной плитки: 1. Бетоносмеситель (250 л.); 2. Вибростол формовочный СВ-1400; 3. Вибростол распалубочный (с набором рамок для выбивки); 4. Вибросито ВС-1; 5. Пластмассовые формы для заливки; 6. Весы (напольные электронные, бытовые); Также необходимо оборудование и приспособления общего назначения:1.Трансформатор (380В/42В); 2.Гидравлическая тележка; 3.Тачки, мастерки, лопаты и т.п.

Общая стоимость всего оборудования для производства тротуарной плитки колеблется от 130 тыс. руб. до 260 тыс. руб. (всѐ зависит от марки, мощности, технологичности и т.д.)

3.4.     Персонал. Для обслуживания всего оборудования с производительностью в день 65 кв.м. достаточно двух или трѐх человек (мужчин). Никаких специальных навыков и знаний для производства тротуарной плитки от персонала не требуется. Всему технологическому процессу рабочих можно обучить за один день.

3.5.    Себестоимость единицы выпускаемой тротуарной плитки.

    Для того, чтобы посчитать себестоимость тротуарной плитки, необходимо вычислить себестоимость одного куба бетона. Из одного куба выходит 16 кв. м. тротуарной плитки (толщиной 60 мм). Далее необходимо просчитать затраты на электроэнергию, заработную плату рабочих, аренду помещения и т.д. Из подсчета всех затрат выводится себестоимость 1 кв. м. тротуарной плитки.

    Итак, заложив в план все затраты на новое производство, на начальном этапе необходимо продумать начальные вложения на производственное оборудование, на оплату труда работников, на необходимые производственные площади (арендованные), на приобретение сырья, материалов и комплектующих.

В таблице 1 представлены расходы, зависящие от места географического расположения производственного цеха.

 

Таблица 1 Расходы на содержание производственного помещения

Расходы

Сумма, руб.

Стоимость фасованного цемента М500Д0 за 1 тонну, с доставкой

3 600

Стоимость 1 тонны гранитного отсева фракция 0-5 с доставкой

700

Пластифицирующая добавка 1 кг. (с-3 или Реламикс)

37

Пигмент 1 кг (средняя цена)

55

Зарплата 1 работника в месяц (оператор бетоносмесителя, формовщик- бетонщик)

9 600

Зарплата мастера - технолога смены в месяц

13 500

Зарплата контролера-кладовщика

8 500

Аренда помещения

25 000

Стоимость электроэнергии, за 1КВт

1,91

Стоимость отопления за месяц

8 750

Прочие коммунальные платежи, мес.

4 000

Прочие расходы, мес.

2 000

В Табл.2 приведены основные параметры производства тротуарной плитки в ОАО «Уфастроймех».

  

Таблица 2Определим основные параметры производства тротуарной плитки

Параметр производства

Значения

Вид изделия

Тротуарная плитка «квадрат» (серая, красная, коричневая)

Габариты, мм.

300х300х60 мм

Вес 1 кв.м. готовых изделий, кг

12,4

Производительность, квадратных метров, в день

65 кв. м.

Количество рабочих дней в месяц

26 дней

Рыночная (отпускная) цена, руб./кв. м.

380 руб.

Количество производственных рабочих

2

Количество мастеров

1

Кладовщик-приемщик

1

Расход электричества в день, КВт

68,6

Определим необходимые капитальные вложения для открытия производства тротуарной плитки (Табл.3).

  

Таблица 3 Начальные капитальные вложения для открытия производства тротуарной плитки

Наименование

Цена, руб.

Коли- чество

Итого, руб.

Амортизация за год

%

руб.

1.

Технология вибролитья с обучением

32 000

1

32 000

-

-

2

Вибростол формовочный СВ-1400

19 500

1

19 500

10

1 950

3.

Вибростолраспалубочный (с набором рамок для выбивки)

13 450

1

13 450

10

1 345

4.

Вибросито ВС-1

12 000

1

12 000

10

1 200

5.

Формы для заливки

1 000

65

65 000

10

6 500

6.

Весы напольные электронные до 150 кг.

12 400

1

12 400

10

1 240

7.

Весы бытовые настольные до 5 кг

3 000

1

3 000

10

300

8.

Бетоносмеситель250 л.

27 800

1

27 800

10

2 780

9.

Трансформатор ТСЗИ

3 990

1

3 990

10

399

10

Гидравлическая тележка

6 600

1

6 600

10

660

11.

Стеллажи

600

60

36 000

10

3 600

12.

Прочие вспомогательные инструменты (тачки, мастерки, лопаты)

 

 

10 500

10

1 050

ИТОГО

242 240

21 024

Стоимость материалов, необходимых для производства 1 кв. м. тротуарной плитки приведена в таблице 4. В первую очередь, необходимо определить, насколько целесообразно заниматься такой деятельностью.

Какие денежные средства придется вложить, на какой доход можно рассчитывать и когда наступит срок окупаемости вложений.



Таблица 4 Стоимость материалов, необходимых для производства 1 кв. м. тротуарной плитки

 

Наименование

 

Кол-во на 1кв. м. плитки

 

Цена

 

Сумма

Цемент М500Д0, кг.

17

3,60

61,20

Гранитный отсев фракция 0-5, кг

53

0,70

37,10

Пластифицирующая добавка, кг

0,4

37,00

14,80

Пигмент (краситель), кг

0,2

55,00

11,00

Итого

124,1

   Для ответа на поставленные вопросы был проведен анализ инвестиционного проекта в программе ProjectExpert.

    Были получены следующие результаты

    Период окупаемости, PB (Paybackperiod)-это время, требуемое для покрытия начальных инвестиций за счет чистого денежного потока, генерируемого инвестиционным проектом. Обязательное условие реализации проекта: период окупаемости должен быть меньше длительности проекта. В нашем примере период окупаемости равен 2 месяцам. Это означает, что начальные инвестиции в проект окупятся в течение 2 месяцев.

    Дисконтированный период окупаемости, DPB (Discountedpaybackperiod) рассчитывается аналогично PB, однако, в этом случае чистый денежный поток дисконтируется. Этот показатель дает более реалистичную оценку периода окупаемости.

    Средняя норма рентабельности, ARR (Averagerateofreturn) представляет доходность проекта как отношение между среднегодовыми поступлениями от его реализациями и величиной начальных инвестиций. ARR=1066,08% Показатель ARR интерпретируется как средний годовой доход, который можно получить от реализации проекта.

    Чистый приведенный доход, NPV (Netpresentvalue). Показатель NPV представляет абсолютную величину дохода от реализации проекта с учетом ожидаемого изменения стоимости денег. Обязательное условие реализации проекта: чистый приведенный доход должен быть неотрицательным. NPV=11 606 тыс. руб.

    Индекс прибыльности, PI (Profitabilityindex). Показатель PI демонстрирует относительную величину доходности проекта. Он определяет сумму прибыли на единицу инвестированных средств. Обязательное условие реализации проекта: индекс прибыльности должен быть больше 1. Индекс прибыльности, PI=35,9%.

    Внутренняя норма рентабельности, IRR (Internalrateofreturn).

    Проект считается приемлемым, если рассчитанное значение IRR не ниже требуемой нормы рентабельности, которая определяется инвестиционной политикой компании. IRR (Internalrateofreturn).=10 000%

    Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о прибыльности рассматриваемого проекта: NPV>0 (проект признается эффективным), PI>1 (соблюдение данного условия подтверждает тот факт, что проект следует принять).

   В связи с реализацией данного мероприятия ОАО «Уфастроймех» за 5 лет дополнительно получит 11605 699 руб. чистой дисконтированной стоимости.

    Показатель внутренней нормы прибыли IRR также достаточно высок и превышает стоимость капитала (стоимость всех его финансовых источников). Значение данного показателя подтверждает привлекательность инвестиционного проекта.

    Таким образом, производство тротуарной плитки является привлекательным инвестиционным проектом, что наглядно показывает организационный и экономический аспект влияния маркетинга на работу предприятия. Так же результаты исследования показали особенность маркетинга в строительстве, как внутрифирменной деятельности.

Список литературы

1.      Кислицкий М.М. Управление развитием экономической системы социальной сферы (монография) / М.М. Кислицкий, Ю.Р. Лутфуллин, И.Т. Фазлаев – Челябинск : УралГУФК, 2013, – 128 с.