20 декабря 2015г.
Белгородская область отличается от многих регионов России высоким научно-производственным и инновационным потенциалом. Научные исследования и научно-технические разработки ведут около 70 организаций, научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро, в которых работают более 100 докторов и 2000 кандидатов наук. Однако в настоящее время практически отсутствует системное взаимодействие и координация между действующими объектами инновационной структуры по вопросам коммерциализации научных разработок, не создана прозрачная информационная среда, отражающая инновационный потенциал различных регионов и округа в целом (Инновационные процессы..,2009).
Среди инновационных комплексов находится ГНУ Белгородский НИИСХ Россельхозакадемии. Белгородский НИИСХ проводит долговременные стационарные опыты по фундаментальным и приоритетным прикладным направлениям исследований в области разработки адаптивно-ландшафтных систем земледелия, совершенствования ресурсоэнергоѐмких, экологически безопасных и экономически оправданных технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур, сохранения и расширенного воспроизводства почвенного плодородия, изучения адаптивных реакций почвозащитных культур на склоновых агроландшафтах. (Тютюнов, 2002).
В области использования генетических ресурсов растений Белгородский НИИСХ проводит работы по селекции озимой пшеницы и кукурузы и в настоящее время является оригинатором двух гибридов кукурузы, трѐх сортов озимой пшеницы и одного сорта ячменя (Воронин, 2010).
Процессом реализации семенной продукции занимается главный семеновод. Отсутствие маркетингового отдела в институте обусловливает несовершенство системы маркетинговой информации. Большую часть семян закупают постоянные клиенты (фермерские хозяйства), которые уже давно проверили и оценили инновационную продукцию института в производстве. Однако цены на семена достаточно высоки по сравнению с другими производителями. Но это объясняется их высоким качеством (элитные семена, суперэлита). С другой стороны, специфика деятельности института такова, что специалистам организации сложно отслеживать ценовые пределы на рынке семян и быстро реагировать на их изменения. Таким образом, определѐнная часть семян остаѐтся невостребованной. В 2013 году остались не востребованы 140 т семян кукурузы, 175 т семян ярового пивоваренного ячменя.
В Табл. 1 приведены данные по реализации семенной продукции в ГНУ Белгородском НИИСХ в 2013году.
Таблица 1 Реализация семян в ГНУ Белгородский НИИСХ в 2013 году.
Виды семян
|
Цена за кг, руб.
|
Количество, тонны
|
Выручка, руб.
|
Семена люпина
|
21,4
|
61,00
|
1305756,71
|
Семена пивоваренного ярового ячменя
|
13,3
|
47,90
|
637636,09
|
Семена кукурузы
|
24,7
|
35,31
|
873531,48
|
Семена озимой мягкой пшеницы
|
13,2
|
155,20
|
2051054,55
|
Для совершенствования управления инновационной деятельностью в производстве семенной продукции можно предложить следующие направления:
1. Активное внедрение новых сортов зерновых культур.
2. Оптимизация структуры посевных площадей.
3. Создание службы маркетинга, основной задачей которой будет анализ производственной деятельности инновационно-производственного комплекса, организация производственных процессов, активная реализация продукции.
Перечень работ, который должна проводить служба маркетинга:
1. Проведение маркетингового анализа деятельности инновационно-производственного комплекса.
2. Выполнение работы по организации сбыта продукции, определения порядка взаиморасчѐтов.
3. Определение условий, методов хранения и транспортировки продукции, анализ причин потерь готовой продукции на различных этапах еѐ хранения и транспортировки.
4. Изучение конъюктуры рынка зерна и определение номенклатуры выпускаемой продукции, поиск потребителей и поставщиков, заключение договоров на поставку продукции.
5. Проведение анализа потребительского спроса по объѐму поставок продукции, еѐ качеству, ассортименту, динамике цен и ценовой конъюктуре.
6. Изучение эффективности действующих форм реализации продукции.
7. Непосредственное участие в текущем и перспективном планировании и организации работ на последующий период и на основании анализа – выдача рекомендаций для рационализации производства или его последующей реорганизации.
На первоначальном этапе руководство службой маркетинга возложить на главного экономиста с распределением некоторых функций маркетинга главным специалистам, по своим направлениям, в том числе главному семеноводу, с доработкой должностных инструкций.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1 .ГНУ Белгородский НИИСХ Россельхозакадемии – инновационно-производственный комплекс, специализирующийся на создании новых сортов зерновых культур.
2 .В структуре прибыли от реализации основная доля принадлежит семенам мягкой озимой пшеницы. В 2013 году она составила 2,1 млн рублей.
3 .Сельскохозяйственное производство в инновационно-производственном комплексе убыточно.
4.Негативными моментами в системе развития инновационно-производственного комплекса в современном растениеводстве являются:
- отсутствие службы маркетинга – в хозяйстве в течение многих лет подряд не меняется структура товарной продукции (не изучаются рынки спроса и сбыта);
- высокая степень износа сельскохозяйственных машин, оборудования и инвентаря, слабый контроль за сохранностью семенной продукции;
На основе сделанных выводов можно предложить следующий ряд мероприятий по совершенствованию управления отраслью растениеводства:
1 .Введение службы маркетинга.
2 .Внедрение новых сортов зерновых культур наиболее рентабельных (менее трудозатратных, более урожайных и более востребованных на рынке).
3 .Оптимизация структуры посевных площадей под зерновые культуры, с целью исключения или уменьшения посевов трудозатратных и нерентабельных культур.
4 .Разрабатывать пооперационные технологические карты на основе нормативного метода планирования, таблицы для графических моделей планирования технологических операций и т. д.
Предлагаемые мероприятия по усовершенствованию системы маркетингового управления в современном инновационно-производственном комплексе позволят повысить эффективность зернового производства, но, что особенно важно по сравнению с другими факторами, влияющими на увеличение выхода продукции с единицы площади, почти не требуют дополнительных затрат.
Список литературы
1. Воронин, А.Н. Основные итоги научно-исследовательской работы в Белгородском НИИСХ Россельхозакадемии / А.Н. Воронин // Управление продукционным процессом в агротехнологиях 21 века: реальность и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящѐнной 35-летию Белгородского научно-исследовательского института сельского хозяйства. 15 – 16 июля 2010 г. – 2010. – С.9 – 11.
2. Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования: магистерская диссертация; [Место защиты: ГОУ ВПО БелГУ]. – Белгород. – 2009.
3. Тютюнов, С.И. Белгородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства / С.И. Тютюнов // Белгородский агромир. Информационно-аналитический журнал. Спецвыпуск. – 2002 г. – № 3. – С.2 – 4.