Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В НАУЧНО- ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ В СОВРЕМЕННОМ РАСТЕНИЕВОДСТВЕ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

    Белгородская область отличается от многих регионов России высоким научно-производственным и инновационным потенциалом. Научные исследования и научно-технические разработки ведут около 70 организаций, научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро, в которых работают более 100 докторов и 2000 кандидатов наук. Однако в настоящее время практически отсутствует системное взаимодействие и координация между действующими объектами инновационной структуры по вопросам коммерциализации научных разработок, не создана прозрачная информационная среда, отражающая инновационный потенциал различных регионов и округа в целом (Инновационные процессы..,2009).

    Среди инновационных комплексов находится ГНУ Белгородский НИИСХ Россельхозакадемии. Белгородский НИИСХ проводит долговременные стационарные опыты по фундаментальным и приоритетным прикладным направлениям  исследований в области разработки адаптивно-ландшафтных систем земледелия, совершенствования ресурсоэнергоѐмких, экологически безопасных и экономически оправданных технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур, сохранения и расширенного воспроизводства почвенного плодородия, изучения адаптивных реакций почвозащитных культур на склоновых агроландшафтах. (Тютюнов, 2002).

    В области использования генетических ресурсов растений Белгородский НИИСХ проводит работы по селекции озимой пшеницы и кукурузы и в настоящее время является оригинатором двух гибридов кукурузы, трѐх сортов озимой пшеницы и одного сорта ячменя (Воронин, 2010).

    Процессом реализации семенной продукции занимается главный семеновод. Отсутствие маркетингового отдела в институте обусловливает несовершенство системы маркетинговой информации. Большую часть семян закупают постоянные клиенты (фермерские хозяйства), которые уже давно проверили и оценили инновационную продукцию института в производстве. Однако цены на семена достаточно высоки по сравнению с другими производителями. Но это объясняется их высоким качеством (элитные семена, суперэлита). С другой стороны, специфика деятельности института такова, что специалистам организации сложно отслеживать ценовые пределы на рынке семян и быстро реагировать на их изменения. Таким образом, определѐнная часть семян остаѐтся невостребованной. В 2013 году остались не востребованы 140 т семян кукурузы, 175 т семян ярового пивоваренного ячменя.

В Табл. 1 приведены данные по реализации семенной продукции в ГНУ Белгородском НИИСХ в 2013году.

   

Таблица 1 Реализация семян в ГНУ Белгородский НИИСХ в 2013 году.

Виды семян

Цена за кг, руб.

Количество, тонны

Выручка, руб.

Семена люпина

21,4

61,00

1305756,71

Семена пивоваренного ярового ячменя

13,3

47,90

637636,09

Семена кукурузы

24,7

35,31

873531,48

Семена озимой мягкой пшеницы

13,2

155,20

2051054,55

    Для совершенствования управления инновационной деятельностью в производстве семенной продукции можно предложить следующие направления:

1.   Активное внедрение новых сортов зерновых культур.

2.   Оптимизация структуры посевных площадей.

3.   Создание службы маркетинга, основной задачей которой будет анализ производственной деятельности инновационно-производственного комплекса, организация производственных процессов, активная реализация продукции.

    Перечень работ, который должна проводить служба маркетинга:

1.   Проведение маркетингового анализа деятельности инновационно-производственного комплекса.

2.   Выполнение работы по организации сбыта продукции, определения порядка взаиморасчѐтов.

3.   Определение условий, методов хранения и транспортировки продукции, анализ причин потерь готовой продукции на различных этапах еѐ хранения и транспортировки.

4.     Изучение конъюктуры рынка зерна и определение номенклатуры выпускаемой продукции, поиск потребителей и поставщиков, заключение договоров на поставку продукции.

5.       Проведение анализа потребительского спроса по объѐму поставок продукции, еѐ качеству, ассортименту, динамике цен и ценовой конъюктуре.

6.   Изучение эффективности действующих форм реализации продукции.

7.      Непосредственное участие в текущем и перспективном планировании и организации работ на последующий период и на основании анализа – выдача рекомендаций для рационализации производства или его последующей реорганизации.

    На первоначальном этапе руководство службой маркетинга возложить на главного экономиста с распределением некоторых функций маркетинга главным специалистам, по своим направлениям, в том числе главному семеноводу, с доработкой должностных инструкций.

    В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1 .ГНУ Белгородский НИИСХ Россельхозакадемии – инновационно-производственный комплекс, специализирующийся на создании новых сортов зерновых культур.

2 .В структуре прибыли от реализации основная доля принадлежит семенам мягкой озимой пшеницы. В 2013 году она составила 2,1 млн рублей.

3 .Сельскохозяйственное производство в инновационно-производственном комплексе убыточно. 

4.Негативными  моментами в системе развития инновационно-производственного комплекса в современном растениеводстве являются:

-    отсутствие службы маркетинга – в хозяйстве в течение многих лет подряд не меняется структура товарной продукции (не изучаются рынки спроса и сбыта);

-    высокая степень износа сельскохозяйственных машин, оборудования и инвентаря, слабый контроль за сохранностью семенной продукции;

     На основе сделанных выводов можно предложить следующий ряд мероприятий по совершенствованию управления отраслью растениеводства:

1 .Введение службы маркетинга.

2 .Внедрение новых сортов зерновых культур наиболее рентабельных (менее трудозатратных, более урожайных и более востребованных на рынке).

3 .Оптимизация структуры посевных площадей под зерновые культуры, с целью исключения или уменьшения посевов трудозатратных и нерентабельных культур.

4 .Разрабатывать пооперационные технологические карты на основе нормативного метода планирования, таблицы для графических моделей планирования технологических операций и т. д.

    Предлагаемые мероприятия по усовершенствованию системы маркетингового управления в современном инновационно-производственном комплексе позволят повысить эффективность зернового производства, но, что особенно важно по сравнению с другими факторами, влияющими на увеличение выхода продукции с единицы площади, почти не требуют дополнительных затрат.

Список литературы

1.      Воронин, А.Н. Основные итоги научно-исследовательской работы в Белгородском НИИСХ Россельхозакадемии / А.Н. Воронин // Управление продукционным процессом в агротехнологиях 21 века: реальность и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящѐнной 35-летию Белгородского научно-исследовательского института сельского хозяйства. 15 – 16 июля 2010 г. – 2010. – С.9 – 11.

2.      Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования: магистерская диссертация; [Место защиты: ГОУ ВПО БелГУ]. – Белгород. – 2009.

3.      Тютюнов, С.И. Белгородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства / С.И. Тютюнов // Белгородский агромир. Информационно-аналитический журнал. Спецвыпуск. – 2002 г. – № 3. – С.2 – 4.